Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:54, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать теорию кредитного риска, определить риски сопутствующие кредитным сделкам, разработать мероприятия по совершенствованию системы оценки кредитоспособности.
В соответствии с целью дипломной работы необходимо выделить несколько задач, которые необходимо решить для достижения цели:
- первая заключается в выделении наиболее эффективных методов управления рисками, позволяющие их максимально уменьшить;
- вторая – выявить проблемы управления рисками;
- третья – проанализировать подходы к совершенствованию оценки кредитного риска;
- и, наконец, разработать методы для управления кредитным портфелем банка как способа минимизации кредитного риска.
Введение...........................................................................................................
Понятие и виды банковских рисков………………………………....
1.1 Понятие рисков и их классификация……………………............
1.2 Кредитный риск как основной банковский риск……………….
1.3 Цели, задачи и этапы управления банковскими рисками……...
1.4 Международный опыт управления банковскими рисками……
Управление кредитным риском в коммерческом банке……………
2.1 Этапы кредитного процесса……………………………………..
2.2 Методы управления кредитным риском в коммерческом
банке……………………………………………………………......
2.3 Управление кредитным портфелем…………………………….
2.4 Оценка платежеспособности заемщика, как способ снижения
кредитного риска…………………………………………………
3. Сравнительная характеристика кредитных рисков
коммерческих банков на примере Серовского отделения № 1705
Сбербанка России……………………………………………………...
3.1 Краткая характеристика Серовского отделения № 1705
Сбербанка России…………………………………………………..
3.2 Сравнительный анализ структуры кредитного портфеля
Серовского отделения № 1705 Сбербанка России……………….
3.3 Минимизация кредитных рисков и проблемы оценки
кредитоспособности физического лица…………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………
Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, то оно требует постоянной оценки и переоценки принятых решений.
При всех существующих различиях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления [30].
Важнейшими элементами западных систем управления рисками являются:
коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения,
ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным
директором банка, руководитель подразделения кредитных рисков –
перед директором по кредитам, т.е. перед членами высшего
руководства банка;
соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по
отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
рисках. Такая информация, как правило, представляется ежедневно,
особенно по рыночным рискам;
риска по управлению, не зависимых от коммерческих подразделений
банка;
служб банка, всех элементов системы контроля, анализа и управления
рисками [32].
В целом система управления рисками в банках англосаксонских стран существенно дополняет и усиливает классический контроль.
В последнее время швейцарские банки добились в этой области определенных успехов. Разработанные в швейцарских банках стандарты управления рисками могут служить ориентиром для европейских и российских банков.
В западных банках предусматриваются следующие органы по управлению рисками. Крупные западные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: комитет по кредитному риску и комитет по управлению активами и пассивами банка [33].
Кредитование недвижимости является движущим текущим активом в банках. Во втором квартале 2007 года продолжается увеличение внеоборотных кредитов, займов, обеспеченных недвижимостью (в частности, строительства). Эти тенденции сохранятся в третьем квартале. Качество активов банков округа в целом ухудшается быстрее, чем в среднем по стране. Кроме того, последние проверки окружных банков выявили некоторые существенные недостатки в системе управления рисками по кредитованию недвижимости:
вместе
с тем не заслуживающий
и будущих рыночных условий [31].
Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности и маркетинговый отвечают за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанных с активами и пассивами.
В состав комитета по кредитному риску обычно входят: руководитель банка (председатель комитета), руководители кредитного и операционного отделов бухгалтерии, главный экономист или руководитель научно-исследовательского отдела, руководитель подразделения по анализу кредитных рисков, два или более других руководителей банка высшего уровня.
Функциями данного комитета являются:
кредиторов;
убытков по ссудам, ликвидности портфеля;
юридическими нормами;
качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения
практики страхования;
Комитет по кредитному риску и комитет по управлению активами и пассивами банка совместно должны:
сведения банка;
за рисками подразделениям и отдельным работникам банка;
рисков, методы их оценки и регулирования [34].
Но все же, при использовании международной практики управления рисками, применении самой совершенной методики управления ими нельзя полностью избавить банки от убытков и потерь. Поэтому разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками в российской практике должна продолжаться постоянно с использованием зарубежной методологии, но с учетом национальных особенностей деятельности российских банков в условиях рыночных отношений [22, с.354].
2 УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
2.1 Этапы кредитного процесса
Кредитный процесс состоит из трех этапов:
1 этап – предварительный анализ
2 этап – текущий анализ
3 этап – последующий анализ
На первом этапе сотрудники кредитного отдела выполняют двойную роль – роль продавца и эксперта в процессе предоставления кредита. Оценка кредитоспособности потенциального заемщика основывается на соотношении испрашиваемой ссуды и его личного дохода, общей оценке финансового положения заемщика и стоимости его имущества, личностных характеристиках, финансовой отчетности. После идентификации заемщика сотрудник кредитного отдела начинает процесс принятия решения посредством изучения полученной информации с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с текущей политикой банка. Далее сотрудник определяет причину, для чего заемщику нужны дополнительные средства, соответствующую структуру кредита по срокам; составляет график его погашения и находит подходящий для этого вид кредита. Затем проводится подробный анализ источников погашения кредита. Такой анализ выявляет первичные и вторичные источники погашения, позволяет определить вероятность погашения кредита заемщиком и оценить на основе изучения его финансовой отчетности движение наличности, рынки его деятельности. Знание сущности кредита позволяет как банкиру, так и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели.
Условиями кредита являются процентная ставка, обеспечение, гарантии и залог, которые отражают присущий кредиту риск [25, с.36].
Структурирование кредита заканчивается его одобрением, подготовкой документации и составлением отчета о нем. Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках последовательного процесса одобрения кредитов сотрудниками кредитного отдела с последующим одобрением кредитным комитетом.
На втором этапе проверяется кредитная документация, которая обеспечивает защиту от риска и позволяет банку принимать юридические меры, если заемщик не выполняет запретительные оговорки или нарушает график погашения. В кредитном договоре между банком и заемщиком оговариваются права и обязанности каждой стороны по отношению к кредиту. Он содержит условия, оговорки и ограничения, составленные таким образом, чтобы поддержать или улучшить финансовое состояние заемщика, уровень прибыльности, что так или иначе защищает интересы банка.
Кредитная документация должна быть тщательно проверена внутренней структурной единицей банка. Она должна отвечать требованиям существующей законодательной базы.
Обеспечением кредита банка является материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. По существу, обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита.
На третьем этапе, после того, как кредит выдан, банк должен предпринимать меры для обеспечения его возврата, осуществлять наблюдение за кредитом. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Банки следят за заемщиками, чтобы удостовериться в благополучии их финансового положения и в выполнении ими условий кредитного договора. Наблюдение за кредитом необходимо для выявления уже на ранней стадии появления у заемщика затруднений с погашением кредита. Это необходимо делать на всех стадиях управления кредитом, но особенно важно оно на этапе погашения, когда кредиты становятся просроченными, или имеет место нарушение установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога.
2.2 Методы управления кредитным риском в коммерческом банке
Механизм управления кредитным риском должен иметь четкую
структуру, которую можно корректировать по итогам реализации мероприятий по снижению рисков с учетом изменяющихся факторов воздействия. На рисунке 3 представлен алгоритм осуществления процесса управления рисками, который включает восемь этапов.
Рисунок 3 - Алгоритм функционирования механизма управления рисками
На 1-2-м этапах определяются задачи управления кредитным риском и формируются группы, осуществляющие анализ, оценку и контроль динамики кредитного риска.
На 3-м этапе проводится первичный анализ риска, выявляются рискообразующие факторы.
На 4-м этапе определяются основные направления минимизации риска.
На 5-м этапе проводится
основной, более детальный анализ
риска, определяются возможные потери
в целом и влияние
На 6-м этапе проводятся анализ и оценка эффективности управления риском и разрабатываются мероприятия по их снижению. Неэффективные (невыполненные) мероприятия вновь подвергаются детальному анализу методами, осуществляемыми на 5-м этапе.
На 7-м этапе осуществляется прогнозирование риска на основе информации о затратах, связанных с риском, и анализ его влияния на финансовое состояние банка.
На 8-м этапе проводится комплексный контроль и корректировка осуществляемых мероприятий по минимизации риска. На этом завершающем этапе управления риском формируются мероприятия по его снижению с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, отвечающих за процесс управления. Специалисты подразделения банка по управлению рисками осуществляют анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивают корректировки целей и средств минимизации рисков. Всю информацию об ошибках и недостатках по управлению рисками следует аккумулировать в единой базе данных.
Решение всех поставленных
задач возможно на основе разработки
единой специальной программы целевых
мероприятий по управлению рисками
на уровне банка в целом и по
его структурным
Информация о работе Управление кредитными рисками в коммерческом банке