Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:54, дипломная работа
Цель данной работы – проанализировать теорию кредитного риска, определить риски сопутствующие кредитным сделкам, разработать мероприятия по совершенствованию системы оценки кредитоспособности.
В соответствии с целью дипломной работы необходимо выделить несколько задач, которые необходимо решить для достижения цели:
- первая заключается в выделении наиболее эффективных методов управления рисками, позволяющие их максимально уменьшить;
- вторая – выявить проблемы управления рисками;
- третья – проанализировать подходы к совершенствованию оценки кредитного риска;
- и, наконец, разработать методы для управления кредитным портфелем банка как способа минимизации кредитного риска.
Введение...........................................................................................................
Понятие и виды банковских рисков………………………………....
1.1 Понятие рисков и их классификация……………………............
1.2 Кредитный риск как основной банковский риск……………….
1.3 Цели, задачи и этапы управления банковскими рисками……...
1.4 Международный опыт управления банковскими рисками……
Управление кредитным риском в коммерческом банке……………
2.1 Этапы кредитного процесса……………………………………..
2.2 Методы управления кредитным риском в коммерческом
банке……………………………………………………………......
2.3 Управление кредитным портфелем…………………………….
2.4 Оценка платежеспособности заемщика, как способ снижения
кредитного риска…………………………………………………
3. Сравнительная характеристика кредитных рисков
коммерческих банков на примере Серовского отделения № 1705
Сбербанка России……………………………………………………...
3.1 Краткая характеристика Серовского отделения № 1705
Сбербанка России…………………………………………………..
3.2 Сравнительный анализ структуры кредитного портфеля
Серовского отделения № 1705 Сбербанка России……………….
3.3 Минимизация кредитных рисков и проблемы оценки
кредитоспособности физического лица…………………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………
В практике наиболее часто встречаются два типа методик. Первый – методика, опирающаяся на требования положения Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004г. и № 28-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» от 20 марта 2006г. Их в основном применяют банки, кредитующие ограниченный круг заемщиков и, как правило, успевшие накопить большой объем информации о финансовом положении и кредитной истории клиентов. Основная цель данных методик – минимизация резервов, создаваемых с учетом требований законодательства [2].
Второй тип методик используют те, кто активно кредитует заемщиков, по которым нет накопленной информации, следовательно, имеются высокие риски. Главная цель подобных методик состоит в том, чтобы классифицировать заемщиков по категориям качества ссудной задолженности и выявит факторы, способные ухудшить их финансовое положение [11, с.56].
Какую из методик выбрать, банк решает самостоятельно – ему предоставлено такое право. Состав конкретных показателей и их критерии закрепляются внутренними нормативными документами. Законодательно определены лишь признаки ухудшения финансового положения (появление картотеки неоплаченных документов к счетам заемщика, резкое уменьшение величины чистых активов, отсутствие информации о заемщике) или признаки ухудшения качества обслуживания долга – наличие просроченных платежей по процентам или сумме основного долга, либо реструктуризация ссуды.
Основным методом оценки заемщика в банках остается балльно-весовой. Он основан на расчете финансовых показателей, взятых из отчетности заемщика, каждому из которых присваивается балл, и весового коэффициента. Сумма полученных баллов, умноженных на весовые коэффициенты, дает результат, согласно которому присваивается рейтинг ссудной задолженности.
У данной методики есть неоспоримые преимущества:
отчетности заемщика;
рейтинга.
Однако балльно - весовой метод имеет и свои недостатки:
Другой тип методики предполагает отнесение кредитов к определенной категории качества с помощью методов математической статистики. Данные об отдельных категориях заемщиков собираются в течении длительного времени. Затем они классифицируются в группы по присвоенным рейтингам, в качестве которых используются данные независимых рейтинговых агентств или собственные рейтинги банка. Оценка риска производится на основе статистики, которая включает:
категории качества или перехода заемщика в другую рейтинговую группу. Резервы, создаваемые в соответствии с законом, не всегда показывают реальную категорию качества из-за ограничений. Например, в практике встречаются случаи, когда кредит в соответствии с п.3.8. Положения Банка России № 254-П первоначально относился к III категории качества, а после первого погашения начисленных процентов переводился во II, так как появлялась возможность вынести решение о признании обслуживания долга хорошим в профессиональное суждение о категории качества ссуды (в соответствии с п.3.7.1.1 того же документа). Фактически рейтинг заемщика остался таким же, изменился только законодательно установленный резерв.
До 2004 года законом были установлены точные величины резервов для каждой группы заемщиков. Затем банкам предоставили право самим определять размер резерва в пределах установленных интервалов. Это позволило им использовать внутренние модели оценки кредитного риска. Появилась возможность отражать по балансу размер резервов на возможные потери по ссудам – исходя из реальных данных по потерям кредитной организации (если использовались собственные рейтинги) или по средним расчетным потерям в целом по группам заемщиков (если использовались рейтинги независимых агентств) [3].
К недостаткам внедрения такой методики можно отнести следующие:
рейтингов,
присвоенных независимыми
единую систему рейтингов;
Закон «О кредитных историях» предусматривает, что информация о заемщике предоставляется в БКИ с его согласия. Но в практике кредитования большинство заемщиков на это не соглашаются, а значит, пока создать полноценную базу невозможно. Рейтинговые же агентства работают в основном с крупными заемщиками.
Многие банки не могут полноценно использовать методику ввиду небольших объемов кредитных портфелей и, как следствие, недостатка информации для полноценного анализа.
Тем не менее, преимущества такой методики очевидны:
В мировой практике существует
скоринговая система оценки
Банк может располагать
- анкета, которую заполняет заемщик;
- информация на данного заемщика из кредитного бюро;
- данные движений по счетам, если речь идет об уже действующем
клиенте банка.
В самом упрощенном варианте скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается показатель: чем он выше, тем выше надежность клиента.
Философия скоринга заключается не в поиске объяснений, почему этот человек не платит. Скоринг выделяет те характеристики, которые наиболее тесно связаны с ненадежностью или, наоборот, с надежностью клиента.
Но если человек по формальным признакам близок к группе с плохой кредитной историей, то ему кредит не дадут. В этом заключается дискриминационный (в социальном значении этого слова) характер скоринга [11, с.153].
2.3 Управление кредитным портфелем
Кредитный портфель – это характеристика структуры и качества выданных ссуд, классифицированных по определенным критериям.
Под управлением кредитным портфелем предложено понимать управление его структурой, направленное на максимизацию дохода в пределах допустимого риска. Управление кредитным портфелем представляет собой непрерывный процесс, заключающийся в применении к совокупности требований банка по кредитам системы методов и технологических возможностей, позволяющих обеспечить: соответствие состава и структуры кредитов по выбранному типу портфеля, сохранение вложенных средств, достижение требуемого уровня доходности, риска и ликвидности [24, с.404].
Управление кредитным
критериев, т.е. отнесение ее к соответствующей группе;
классифицированных ссуд;
кредитного портфеля в динамике;
риску кредитного портфеля банка;
В качестве основы для надежной кредитной политики должны рассматриваться следующие факторы:
* Лимит на общую сумму выданных кредитов. Лимит на общий кредитный портфель обычно выражается как отношение суммы кредитного портфеля к сумме депозитов, капитала или общей сумме активов. При установлении данного лимита должны рассматриваться такие факторы, как спрос на кредиты, колебания депозитов и кредитные риски [8].
* Географические лимиты обычно являются сложной проблемой. Если банк недостаточно хорошо ориентируется на своих рынках и/или управление банком недостаточно профессионально, географическая разбросанность может стать причиной появления просроченных кредитов. С другой стороны, установление жестких географических лимитов также может создать проблемы, особенно если банк работает в регионе с узконаправленной экономикой. В любом случае рынок деятельности банка должен быть четко определен и соответствовать профессионализму управляющих и служащих. Банковские служащие должны быть в полной мере осведомлены о географических ограничениях в отношении кредитования. Данное положение наиболее важно для вновь созданных банков [24, с.405].
* Концентрация кредитов. Кредитная политика должна стимулировать диверсификацию кредитного портфеля и способствовать нахождению баланса между максимальным доходом и минимальным риском. Ограничение по концентрации обычно относится к максимальному размеру кредитов, выдаваемых одному клиенту, связанной крупе и/или сектору экономической деятельности (например, сельскому хозяйству, сталелитейной или текстильной промышленности). Данный вид лимитов особенно важен для небольших региональных или специализированных банков. Кредитная политика также должна требовать, чтобы лимиты по концентрации часто пересматривались и по ним предоставлялись расчеты.
* Распределение по категориям. Ограничения по процентному соотношению кредитов, выдаваемых коммерческому сектору, сектору недвижимости, физическим лицам или другим кредитным категориям, являются общепринятой практикой. Политика в отношении данных ограничений должна разрешать некоторые отклонения от установленных нормативов, если их одобряет руководство.
* Виды кредитов. Кредитная политика должна описывать виды кредитов и других кредитных инструментов, которые банк намеревается предоставлять клиентам, и содержать директивы по специальным кредитам. Выбор видов кредитных инструментов должен основываться на опыте служащих кредитного отдела, структуре депозитов банка и ожидаемом кредитном спросе. Определенные виды кредитов, использование которых ранее привело к непредвиденным убыткам, должны контролироваться старшими менеджерами или не использоваться вообще.
* Сроки кредитов. Кредитная политика должна устанавливать максимальный срок для каждого вида кредитов, а кредиты должны выдаваться с реальным графиком погашения. Планирование сроков погашения должно зависеть от ожидаемого источника погашения, от назначения кредита и от полезного срока службы залога.
* Кредитное ценообразование. Процентные ставки по различным видам кредитов должны быть достаточными для того, чтобы покрывать издержки банка на привлечение ресурсов, кредитный надзор, администрирование (включая общие накладные расходы) и возможные убытки. В то же время они должны обеспечивать приемлемую маржу прибыли. Ставки должны периодически пересматриваться и меняться в соответствии с изменениями величины издержек или конкурентных факторов. Дифференцирование процентных ставок может сознательно использоваться для того, чтобы «отпугнуть» или, наоборот, привлечь определенные категории заемщиков. Директивы по другим существенным процедурам, таким как определение комиссии за обязательство или установление штрафных процентных ставок, также являются элементами ценовой политики.
Информация о работе Управление кредитными рисками в коммерческом банке