Уравнение Слуцкого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Теория эффекта дохода и эффекта замены актуальны сейчас как никогда. Ведь недавняя реформа по монетизации льгот, проведённая в России, есть не что иное как практическое применение теории эффекта дохода и эффекта замены. В третьей главе своей курсовой я обращаюсь к этой проблеме на примере США, где в начале 90ых годов была притворена в жизнь программа возврата налогов, причём достаточно успешно, главная цель - снижение потребления бензина была достигнута, а значит программу можно считать удавшейся. Здесь просматривается чёткая аналогия с реформой о монетизации льгот, используется тот же принцип - принцип возврата или компенсации.

Содержание

Введение
Глава 1.Эффект замены и эффект дохода по Хиксу
1.1 Компенсированная кривая спроса по Хиксу
1.2 Эффект замены и эффект дохода для товаров Гиффена (по Хиксу)
Глава 2. Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому
2.1 Компенсированная кривая спроса по Слуцкому
2.2 Различия в подходах Слуцкого и Хикса
2.3 Уравнение Слуцкого
2.4 Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Уравнение Слуцкого.docx

— 30.12 Кб (Скачать файл)

Взаимное расположение кривых безразличия  трех типов (обыкновенной, скомпенсированной  по Хиксу и скомпенсированной по Слуцкому) для нормальных и некачественных товаров показано на рис. 8.

2.2 Различия в подходах  Слуцкого и Хикса.

Рассмотрим различия в подходах Хикса и Слуцкого, совместив их на одном рисунке (рис. 9).

Здесь KL - бюджетная прямая при номинальном  доходе I и ценах Рx и Рy, ее уравнение XРx+ YРy=I;

KL1 - бюджетная прямая при том  же номинальном доходе I и ценах  Рx + dРx и Рy (причем dРx < 0), ее уравнение X(Рx + dРx) + YРy = I;

E0 и E1 - комбинации товаров X и  Y до и соответственно после  снижения цены X;

K'L' и K''L'' - вспомогательные соответственно  по Хиксу и по Слуцкому. Их уравнения

Ih = X(Рx + dРx) + YРy|U = const

Is = X(Рx + dРx) + YРy|X, Y = const

h и s- комбинации товаров X и Y, отвечающие требованию неизменного реального дохода соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Теперь мы можем представить  методы разложения общего результата изменения цены Рx по Хиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Хиксу), (1)

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Слуцкому). (2)

"Левые части уравнений (1) и (2) характеризуют общий результат  изменения цены Рx в мере изменения объема спроса на товар X, и в обоих случаях они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены." В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. С 134

Разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3-Х2. В (1) эта величина входит в эффект дохода, в (2) - в эффект замены. Можно показать, что величина Х3-Х2>0 при dРx>0, так что при малых изменениях цены на товар Х подходы Хикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат.

2.3 Уравнение Слуцкого.

Запишем равенства (1) и (2) в дифференциальной форме:

(по Хиксу)

(по Слуцкому)

Левые части (3) и (4) одинаковы и представляют общий результат изменения Рx при неизменных номинальном доходе I и цене РY. Здесь dX/dРX можно интерпретировать как наклон линии спроса на товар X, если Рx принять как аргумент, а объем спроса как функцию.

"Правые части представляют, как и в (1) и (2), суммы эффектов  дохода и замены. При этом в  (4) Х1 = dI/dРx, поскольку при изменении Рx на dРx для приобретения прежнего товарного набора E0 (Х1, Y1) потребовалось бы компенсирующее изменение номинального дохода потребителя на Х1dРx, или в расчете на единицу изменения цены Х1dРx/dРx, т.е. Х1." В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая кола". 1997. Том 1. С 133

Эффект замены dХ/dРX всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях.

Знак перед первым слагаемым  правой части (эффект дохода) зависит  от знака сомножителя dХ/dI. Данная величина будет зависеть от того, какой товар мы рассматриваем (качественный или нет, товар Гиффена). Более подробно это рассмотрено на стр. 6

Очевидно, что изменение цены одного товара влияет на объем спроса не только данного, но и других товаров. Основываясь  на ранее высказанных соображениях, мы можем разложить на эффект замены и эффект дохода и изменение объема спроса на товар Y в результате изменения цены товара X. Для этого модифицируем уравнение Слуцкого (4):

Левая часть (5) характеризует влияние  изменения цены Рx на объем спроса на товар Y. Правая представляет сумму эффектов дохода и замены. В случае двух товаров (X, Y) эффект замены, как следует из рис. 9, положителен. При неизменной полезности снижение цены Рx приводит и к сокращению покупок товара Y (YS, YH < Y1), что является следствием убывающей предельной нормы замены MRS.

Таким образом, общий результат  dY/dРx будет положительным или отрицательным в зависимости от сравнительной "силы" двух эффектов. На рис. 9 общий результат dY/dРx отрицателен, спрос на товар Y увеличивается с Y1 до Y2 в результате снижения Рx на dРx, поскольку отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замены.

2.4 Уравнение Слуцкого  в коэффициентах эластичности.

Обратимся к уравнению Слуцкого (4). Данное уравнение позволяет не только исследовать влияние цены товара Х на объём спроса на этот товар. Также мы можем представить  это уравнение в коэффициентах  эластичности.

Умножив все члены уравнения (4) на Pх/X, получим

Левая часть (6) представляет не что  иное, как коэффициент эластичности спроса на товар X - ex.

Первое слагаемое правой части  можно представить как kxeI, где kx = XPx/I - доля расходов на товар X в общих расходах покупателя I, а eI - коэффициент эластичности спроса на товар X по доходу.

Второе слагаемое правой части  характеризует эластичность спроса на товар X при неизменном реальном доходе, обозначим ее коэффициент -

Таким образом, мы можем записать уравнение  Слуцкого (4) в коэффициентах эластичности:

ex=kxeI + Ex (7)

Уравнение (7) показывает, что коэффициент  эластичности спроса может быть разложен на два компонента, характеризующие  эффекты дохода и замены, и относительная  величина первого из них зависит  от доли расходов на товар X в общих  расходах потребителя (kx)- Из (7) также видно, что для невзаимозаменяемых товаров (Ex=0) эластичность спроса по цене пропорциональна эластичности спроса по доходу (фактор пропорциональности -kx).

Заключение.

В заключении я подведу некоторые  итоги проделанной мною работы по изучению одной из важнейших тем  в разделе потребительского выбора.

Во-первых, при изменение цены на товар, на объём спроса будет влиять эффект дохода и эффект замены. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Благодаря эффекту замены возрастает объём потребления относительно подешевевшего товара Эффект дохода может и увеличивать, и сокращать потребление товара или быть нейтральным.

Во-вторых, существуют два различных  подхода к этой проблеме, отличающиеся трактовкой реального дохода: подход Евгения Слуцкого и подход Дж. Хикса.

В-третьих, на основе теорий Хикса и Слуцкого могут быть построены скомпенсированные кривые спроса, которые отразят влияние эффекта замены на объём спроса на товар. Причём кривые спроса на товар будут иметь различный вид в зависимости от того с каким товаром мы имеем дело(качественный, некачественный, товар Гиффена).

В-четвёртых, Евгением Слуцким было выведено уравнение, которое разлагает  общий эффект от изменения цены на эффект замены и эффект дохода. Это  уравнение можно также записать в иной форме, в коэффициентах  эластичности.

И наконец теория эффекта замены и эффекта дохода достаточно широко применяется на практике, принимая различные формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. 503с

Пиндайк Роберт С., Рубенфельд Дэниэл Л. Микроэкономика: Пер с англ.-М.: Дело,2000-808с

Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",1999.

Курс экономической теории: Учебное  пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.-832с

Экономика: учебник, 3-е издание / Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова.- М.: Юристъ,2002.-896с

Микроэкономика / Под ред. Яковлевой Е.Б.- М.-СПб: "Поиск",1998-358с

Вэриан Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: учебник для ВУЗов/ Пер с англ, под ред. Н.А.Фроловой. М.: Юнити, 1997. 767с.

Алешина И.В. Поведение потребителей: учебное пособие для ВУЗов.- М.: Фаир-Пресс,2000.-384с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т. 1.-М, 1996.

Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.-Киров, 1997.


Информация о работе Уравнение Слуцкого