Уровень жизни в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
детально изучить понятие уровень жизни;
выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни;
определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни;
изучить мировые проблемы уровня жизни;
проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие;
ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Уровень жизни и его характеристика 6

1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6

1.2 Показатели уровня жизни 8

1.3 Уровень и качество жизни 11

2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13

3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16

3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16

3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 184.54 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 26 страниц; 30 источников; 4 иллюстрации; 4 таблицы.

 

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ, БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Объект исследования – уровень жизни, как результат экономической деятельности индивидов, национальных экономик и мира в целом.

Предмет исследования – уровень жизни в Республике Беларусь, острейшие мировые проблемы.

Цель работы – на основе анализа уровня жизни выявить проблемы свойственные нашей стране.

Методы исследования – сравнительный анализ, качественный и количественный анализ, дедукция, системный анализ, предельный анализ, графический, статистический.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 
__________________ 
 
(подпись студента) 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 4 
 
1. Уровень жизни и его характеристика 6 
 
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6 
 
1.2 Показатели уровня жизни 8 
 
1.3 Уровень и качество жизни 11 
 
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13 
 
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16 
 
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16 
 
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе  развития экономики Республики Беларусь проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.

Уровень жизни многогранное явление, которое зависит от множества  разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и  заканчивая общей социально-экономической  и экологической ситуацией, а  также состоянием политических дел  в стране. На уровень жизни в  той или иной степени может  влиять демографическая ситуация, жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров и многие другие факторы.

Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень  жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:

  • детально изучить понятие уровень жизни;
  • выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни; 
  • определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни;
  • изучить мировые проблемы уровня жизни;
  • проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие;
  • ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.

В ходе создания данной работы было исследовано  много литературных источников. Ценным для написания курсовой работы оказался доклад ООН об уровне человеческого развития за 2010 год, «Программа социально-экономи-ческого развития Республики Беларусь на 2006–2010 и 2011–2015 годы». В работе использованы статистические материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, также материалы, взятые с сайта Президента Республики Беларусь и с сайта Министерства Труда.

Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных  пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщенной, и поэтому очень актуальной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Уровень жизни  и его характеристика

1.1 Понятие уровня жизни

Понятие «уровень жизни» в его современной  трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, совокупность которых дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов в частности. Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.). С другой – возможностью их удовлетворения, исходя из предложений на рынке товаров и услуг и реальных доходов людей, их заработной платы [1, стр. 77], т.е. под уровнем жизни понимается уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей [9, стр. 484].

Качество  и уровень жизни являются характеристиками одного объекта – «жизни», но под  разными углами зрения: качество –  в аспекте ее разнообразия и развития личности; уровень – в аспекте  выражения в денежной и условно  денежной форме потребления людьми разнообразных потребительских компонентов [10, стр. 176].

Уровень жизни характеризует социальную политику со стороны экономической определенности, со стороны ресурсов, необходимых для обеспечения того или иного ее качества. В этом аспекте жизнь представляет собой единство качества и уровня. Экономические оценки в такой же мере являются характеристикой уровня жизни. Можно сказать так: уровень жизни характеризует степень проявления ее качества.

Ряд исследователей для обозначения уровня жизни  используют понятия «благосостояние», «благополучие». В зарубежных источниках применяются понятия «общественное  благосостояние», «экономическое благосостояние» (economic welfare). Последнее тождественно понятию «уровень жизни». В отечественных источниках термином «благосостояние» обычно обозначают обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами. При этом акцент делается на экономической обеспеченности. В современной интерпретации термин «уровень жизни» не характеризует доходы людей как таковые, а отражает в денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплексов. Все составляющие потребления вытекают из экономического благополучия [13, стр. 183].

Иными словами под «уровнем жизни» подразумевают  фактически сложившиеся условия жизнедеятельности и степень удовлетворения потребностей населения, обеспеченных массой товаров и услуг [9, стр. 280].

Данная  характеристика имеет объективные  и субъективные составляющие. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс, субъективен. Не следует забывать и о реализации всеобщего закона возвышения потребностей: рост общественного производства и уровня развития производственных сил изменяет предпочтения и запросы людей, а следовательно, должны изменяться и параметры измерения уровня жизни. Блага, бывшие еще недавно элитарными, становятся сегодня предметом обыденного потребления. Вспомним, что когда-то стекло представляло большую ценность, чем золото, а иметь посуду из алюминия мог позволить только очень состоятельный человек. Данные факты свидетельствуют о том, что уровень жизни является комплексной категорией, которую невозможно выразить с помощью единственного критерия. При его исследовании следует использовать множество показателей, каждый из которых, должен отражать лишь одну из сторон жизнедеятельности человека.

Качество  и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем первое, будучи более широким  понятием, отражает больший спектр потребностей людей. Данное понятие объективно, т.е. критериями его оценки выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. На их основе рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня и качества жизни. Соотношение фактического удовлетворения потребностей и разработанных нормативов говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом [16, стр. 282].

Анализ любого явления  подразумевает, что это явление  будет сравниваться с другими похожими на него явлениями, что будут разыскиваться факторы, влияющие на него, что, в конце концов, будет изучаться не только одно это явление, но ещё и множество других взаимосвязанных с ним.

Оценивая уровень жизни, необходимо учитывать множество  факторов. Во-первых, это исторические факторы. Нелогично сравнивать современные  данные статистики с данными столетней  давности и делать выводы, ориентируясь только на количественное изменение. Жизнь и прогресс не стоят на месте, потребности людей постоянно растут и изменяются, как увеличивается и само количество живущих на планете. Блага, которые ещё недавно могли быть роскошью, сегодня могут быть уже не востребованными либо вообще оказаться вредными для человечества. Или за какой-либо период продуктов станет вдвое больше, но при этом нельзя будет говорить, что уровень жизни увеличился на 100%, если население возрастёт в три раза.

Во-вторых, это географические факторы. Условия, в которых живут  люди, могут существенно отличаться по всей планете. Соответственно этим условиям будут отличаться и потребности. Так, в засушливых регионах люди будут более нуждаться в чистой воде, пище и в каком-либо простом жилище, которое защищая от жары, при этом не будет накапливать тепло. В то же время, в другой части планеты, где более восьми месяцев в год стоит отрицательная температура, люди будут иметь немного другие потребности. Они будут так же нуждаться в пище и воде, но им будут нужны крепкие дома, устойчивые к низким температурам, и значительная часть их доходов будет уходить на отопление, теплую одежду и тому подобное.

В-третьих, это социально-культурные факторы. В каждой культуре существуют свои особенности. Если в одной стране естественна дискриминация женщин; большая часть населения не имеет даже начального образования и не желает его получать; приняты ранние браки и многодетные семьи, то в другой стране, считающей себя высокоразвитой, всё это будет казаться дикостью.

Как бы не был сложен анализ уровня жизни, но он все таки упорядочен в четкую структуру и имеет  свои основные компоненты, что обеспечивает большую объективность и комплексность анализа.

В структуре уровня жизни  выделяют следующие компоненты: 

  1. Условия жизни человека.
  2. Условия труда.
  3. Условия развития человека.
  4. Экологическая безопасность.

Условия жизни. Здесь учитываются самые первостепенные потребности человека, такие как потребление (как продовольственных благ, так и непродовольственных и услуг), обеспечение достойными жилищными условиями и состояние здоровья.

Условия труда. Это все те факторы и условия, с которыми человек сталкивается в процессе своей трудовой деятельности. Тут подразумевается охрана труда, возможность травматизма и приобретения профессиональных заболеваний и санитарно-гигиенические условия на рабочем месте в целом.

Условия развития. Самая широкая составляющая. Включает в себя множество показателей, которые отображают практически все моменты современной человеческой жизни. К условиям жизни относят уровень дохода и структуру его распределения на расходы; уровни рождаемости, смертности и продолжительности жизни; развитие социальной сферы; наличие прав человека и уровень их соблюдения.

Экологическая безопасность. Компонент, возникший сравнительно недавно. Описывает состояние окружающей среды и степень её взаимовлияния с человеком.

Информация о работе Уровень жизни в Республике Беларусь