Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:55, курсовая работа
Цель данной работы определить конкретно, что же такое уровень жизни, и, что необходимо сделать, чтобы он был высоким. Поэтому можно выделить следующие задачи:
детально изучить понятие уровень жизни;
выявить факторы, определяющие и имеющие влияние на уровень жизни;
определить компоненты, по которым изучается уровень жизни и изучить основные показатели, используемые в современном анализе уровня жизни;
изучить мировые проблемы уровня жизни;
проследить динамику уровня жизни в Республики Беларусь за последнее десятилетие;
ознакомиться с государственными программами и дать оценку социальной политики нашей страны.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Уровень жизни и его характеристика 6
1.1 Понятие и составляющие уровня жизни 6
1.2 Показатели уровня жизни 8
1.3 Уровень и качество жизни 11
2. Глобальные проблемы повышения уровня жизни 13
3. Уровень жизни в Республике Беларусь 16
3.1 Динамика уровня жизни в Республике Беларусь 16
3.2 Пути и проблемы повышения уровня жизни населения Республики Беларусь 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
2. Мировая практика расчёта уровня жизни
2.1 Индекс развития человеческого потенциала, значение, методика расчёта
В начале
90-х годов в международном
ИРЧП – показатель, разработанный специалистами Программы развития ООН для оценки степени оптимальности развития общества. Он показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к таким общепринятым критериям благополучия отдельного человека и всей нации, как возможность жить долго, получить образование и иметь достойный уровень материального благосостояния. ИРЧП измеряют с помощью системы показателей, включающих:
– ожидаемую продолжительность жизни (характеризует долголетие новорождённого, который проживёт жизнь в условиях ныне существующего уровня смертности);
– уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (старше 15 лет) и совокупной доли учащихся на всех ступенях обучения (начальной, средней, высшей) в общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет;
– уровень жизни населения, который характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования; изменяется на базе реального валового внутреннего продукта на душу населения [15, стр. 487].
Все эти показатели отражают различные стороны человеческой жизни. Так, на продолжительность жизни человека влияют качество питания, состояние здоровья и уровень медицинского обслуживания, состояние окружающей среды и т.п. По каждому показателю разработаны специальные нормативы.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) был стратегическим элементом новой концепции. Он символизирует сдвиг в мышлении, даже если и не полностью охватывает всё богатство человеческого развития. Являясь сводным измерителем здоровья, образования и дохода, ИРЧП оценивает их уровни и прогресс, пользуясь более широким понятием развития, чем то, которое основано только на доходе. И, как это бывает с любым агрегатным измерителем и международными сопоставлениями, он упрощает и охватывает только часть того, что включает в себя развитие человека. [4]
Для того чтобы рассчитать отдельные составляющие индекса, фактические показатели по той или иной стране сравнивают с фиксированными стандартами минимальных и максимальных значений. При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве минимального стандарта принят возраст 25 лет, максимального – 85 лет; для индекса уровня образования населения стандарты составляют соответственно 0 и 100%; для индекса среднедушевого реального ВВП – 100 и 40 тыс. долл. (ППС).
Индексы,
характеризующие уровень
, (1)
где ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала; – фактическое значение i-го показателя; – минимальное значение i-го показателя; максимальное значение i-го показателя [1, с. 487].
С 1999 г. при расчёте индекса реального среднедушевого ВВП в данную формулу подставляют не сами значения, а их логарифмы:
, (2)
где Y – реальный ВВП на душу населения той или иной страны по ППС, в долларах США [1, с. 488].
Показатель достигнутого уровня образования вычисляется через совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступившие в учебные заведения всех уровней по формуле:
, (3)
где – индекс достигнутого уровня образования, – индекс грамотности взрослого населении, – доля учащихся, поступивших во все учебные заведения [1, с. 489].
ИРЧП
представляет собой среднюю арифметическую
индекса ожидаемой
Надо отметить, что хотя между уровнем доходов любого общества и развитием его человеческого потенциала существует взаимосвязь, она не является автоматической. Так, в 2000 году для большинства исследуемых стран (98 из 173) рейтинг по ИРЧП был выше, чем рейтинг ВВП. Это показывает, что увеличение затрат на развитие человека становится приоритетным направлением развития мировой экономики. При этом особое значение имеет не столько величина дохода, которым располагает общество, сколько характер распределения результатов экономического роста в интересах развития нации. Существует целый ряд факторов, не связанных с доходом, но вносящих серьёзный вклад в человеческое развитие. К ним можно отнести уровень преступности, состояние окружающей среды, здоровый образ жизни, возможность пользоваться уважение общества и др.
Необходимо отметить, что ИРЧП имеет преимущества перед другими показателями межстрановых сравнений (ВВП, уровень дохода и др.), поскольку позволяет дать обобщённую оценку благосостояния общества и его духовного развития. Вместе с тем, ограниченное число показателей не позволяет глубоко и точно исследовать происходящие в обществе социальные и экономические процессы.
За последние 20 лет ИРЧП подвергался критике. Некоторые недовольны его построением и составом. Другие предлагают расширить его так, чтобы он включал в себя больше измерений от равенства полов до биологического разнообразия. Многие критические замечания правомерны. Но цель состоит не в создании неоспоримого индикатора благосостояния, а в том, чтобы перенаправить внимание на развитие, ориентированное на человека, и содействовать дискуссии о том, как мы способствуем общественному прогрессу. Чем больше мы обсуждаем, что следует и что не следует включать в ИРЧП – разумно ли смешивать различные категории в одно целое, какое значение должна иметь каждая из них, как получить больше данных и повысить их качество, – тем больше обсуждение уходит от прямолинейной ориентации на рост, которой было пронизано мышление о развитии [4].
По последним данным Республика Беларусь по индексу человеческого развития занимает 65-е место из 187 стран мира, выше, чем другие страны СНГ. В численном выражении индекс человеческого развития с 2005–2011 год вырос с 0,723 до 0,756 или на 0,8% в среднегодовом исчислении [3].
2.2 Глобальные проблемы повышения уровня жизни
Сейчас наступил такой этап исторического развития, когда все страны зависят одна от другой. Начало этой зависимости лежит в экономических взаимоотношениях, а затем распространяется на политическую, культурную, социальную и другие сферы. Так же эта зависимость осложнена прямыми и обратными связями между этими сферами человеческой жизни. Другими словами, возникновение между странами проблемы в какой-либо сфере повлечёт серьёзные сдвиги или даже разрушения связей по другим сферам между этими странами.
Существует такое понятие, как мировые интересы, которые подразумевают под собой интересы, проблемы и цели, которые волнуют большинство людей в мире. Поле окончания второй мировой войны весь мир волновала проблема обеспечения безопасности: страны объединялись в союзы для будущей совместной защиты, в городах строились многочисленные убежища, между США и Россией шла гонка вооружений, которая чуть было не привела к третьей мировой войне. В настоящее время, осознавая всю глобальность мировой взаимозависимости, мировые интересы направлены на то, что всегда считалось высшей ценностью – на человека. Теперь мировые интересы это – скорейшее искоренение нищеты, всеобщее равенство и человеческое достоинство каждого, достижение демократии и мира.
Официально эти цели оформлены в Декларации тысячелетия, принятой 189 странами на Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 года. Это 8 глобальных целей, более конкретные задачи которых должны быть реализованы к 2015 году. В конкретном контексте проблемы по повышению уровня жизни можно выделить следующие цели и задачи:
Цель 1: Ликвидация крайней нищеты и голода.
Цель 2: Обеспечение всеобщего начального образования.
Цель 3: Сокращение детской смертности.
Задача 10: Сократить вдвое к 2015 году долю населения земного шара, не имеющего устойчивого доступа к безопасной питьевой воде, в том числе из-за нехватки средств.
Задача 11: К 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни для как минимум 100 миллионов обитателей трущоб.
Саммит и Декларацию тысячелетия нельзя называть очередными пустыми разговорами и дополнительной тратой бумаги, так как масштабы бедности и её последствия достигли критических точек:
С нынешними темпами прогресса странам Южной Африки удастся преодолеть нищету лишь к 2147 году.
Очевидно, что основной проблемой,
является крайняя бедность (нищета),
так как она является барьером,
который преграждает
Для того, чтобы определить, какие слои населения считать бедными, а какие нет просто имеющими низкие доходы, существует несколько подходов:
Для борьбы с бедностью, нужно осознавать причины вызвавшие её. По всему миру они различны. Это и проблемы связанные с экономическими механизмами и экономическим развитием, и проблемы политической и законодательной организации и так же социальные проблемы.
Решение проблем на глобальном уровне при высоких затратах, к сожалению, вызывает не такие высокие результаты. Если в целом по миру можно проследить положительную тенденцию повышения уровня жизни, то при детальном рассмотрении отдельных стран и их регионов можно обнаружить значительные ухудшения. Поэтому, приоритетную поддержку оказывают тем странам, которые на данный момент самостоятельно решить свои проблемы затрудняются, но при этом активно взаимодействуют с мировым сообществом и прилагают максимум усилий для улучшения своего состояния.
Если говорить более конкретно, то в первую очередь необходимо действовать по следующим направлениям: