Уровень и качество жизни как основные экономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение качества и уровня жизни населения, его показателей, а также основные направления по повышению данных макроэкономических показателей в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели нужно:
1. ознакомиться с понятием и показателями уровня жизни;
2. проанализировать сущность и методы оценки качества жизни;
3. выявить проблемы, касающиеся Беларуси и найти пути для их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

всё полностью.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

Непосредственное отношение  к качеству жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. Кроме того, к основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.) [13, c.67].

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства  обеспечить гражданам:

  • минимальный размер оплаты труда и трудовой пенсии,
  • право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.),
  • минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры[9,с.9].

 Стержень социальной  политики - прожиточный минимум,  и с ним должны увязываться  все остальные социальные стандарты  и гарантии. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, т.к. они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные.

Физиологические потребности  являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности  человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д. [11,с.25].

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека[11,с.26].

Социальные потребности  связаны с функционированием  человека в обществе - это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.[11,с.24].

Интеллектуальные и  социальные потребности относятся  к потребностям ни первой необходимости  и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия для их же удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.

Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Рациональные потребности отвечают научным представлениям о потребности благ и услуг, необходимых для поддерживания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Таким образом, качество жизни - обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.

Важную роль в изучении качества жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе.

Непосредственное отношение  к качеству жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д.

 

2.2 Условия и уровни качества жизни

Важнейшими составляющими  качества жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и  услуг, условия жизни, свободное  время.

Условия жизни можно укрупнено  разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта - это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время - часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей [19,с.175].

Качество жизни характеризуется  степенью удовлетворения потребностей человека, определяемой по отношению  к соответствующим нормам, обычаям и традициям, а также по отношению к уровню личных притязаний. Этот показатель включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие.      По мнению других экономистов, качество жизни включает в себя уровень потребления материальных благ и услуг, удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия окружающей среды, безопасность граждан, свободу личности[20,с.205].

Некоторые экономисты в понятие  «качество жизни» включают и такие показатели:

  • условия труда и его безопасность;
  • состояние среды обитания или экологическая безопасность;
  • наличие и возможность рационального использования свободного времени;
  • культурный уровень населения;
  • состояние и уровень физической культуры [25,с.279].

Следует сделать вывод  о том, что под качеством жизни также понимают условия человеческого существования: обеспеченность материальными благами (пища, одежда, жилье); безопасность; доступность медицинской помощи; возможности для получения образования и развития способностей; состояние природной среды; социальные отношения в обществе, включая свободу выражения мнений и влияние граждан на политические решения.

Условия жизни можно укрупнено  разделить на условия труда, быта и досуга.

 

2.3 Сущность оценки качества жизни

Оценки и уровня, и  качества жизни изменяются во времени  и в пространстве. Уровень, который  считался 30-40 лет назад высоким, в  настоящее время может быть отнесен  к «черте бедности», а уровень, который  считается для одних стран  высоким, для других окажется низким.

Разные люди воспринимают одни и  те же условия существования по-разному. Для большинства европейских  и американских рабочих жизнь  владельца супермаркета, обладающего  состоянием в несколько миллионов  долларов, кажется пределом мечтаний. Однако для православных или буддийских монахов жизнь этого человека представляется крайне неблагополучной. Причины этих различий, в конечном счете, определяются различным пониманием смысла и целей жизни.

Все большая часть жителей развитых стран осознает негативные тенденции развития экономики и, соответственно, меняет жизненные ориентиры. Растет понимание того, что качество жизни не может определяться количеством потребленных благ. Основное внимание будет уделяться характеристикам здравоохранения, образования, безопасности, социальных отношений и природной среды.

Говоря о сущности качества жизни как социально-экономической категории, следует заметить некоторые особенности.

Во-первых, качество жизни широкое, многоаспектное, многогранное понятие, более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Во-вторых, качество жизни  имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей интересов людей, по соотношению с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов. С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны, и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах:

1) степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;

2) удовлетворенность качеством жизни самих людей[12,с.40].

В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включая в себя их в качественном аспекте. С введением понятия «качества жизни» в зарубежной и отечественной литературе появилось множество методик и рекомендаций по определению его критериев и показателей. Под критерием вообще понимается признак, на основе которого производится оценка чего-либо, основа сопоставления и выделения групп явлений или отдельных их свойств. Разработка системы и структуры показателей качества жизни населения является одним из важнейших направлений в исследованиях качества жизни населения. В научной литературе существует большое многообразие подходов к определению показателей и структур перечней показателей от обобщенных, охватывающих лишь самые существенные стороны жизни человека, до многоуровневых детальных систем, включающих подробнейшие перечисления различных факторов и компонентов [21,с.98].

Для оценки качества жизни используют разные подходы[24,с.56].

В национальной и региональной статистике для оценки качества жизни населения в стране, субъектах Республики Беларусь используются социально-экономические индикаторы уровня жизни населения. Основными из них являются: среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные располагаемые денежные доходы в месяц; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике; средний размер назначенных месячных пенсий; величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в том числе в процентах от общей численности населения; среднедушевые денежные доходы; коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов).

Немаловажное значение имеет и тот факт, что используемые социально-экономические индикаторы уровня жизни населения не сведены в единый интегральный показатель, который позволял бы устанавливать однообразную оценку качества жизни населения в разных регионах. Во многом это связано с отсутствием расчета валового внутреннего продукта в субъектах Республики Беларуси и его заменой на региональный валовой продукт. Тем не менее, подход к оценке качества жизни населения по социально-экономическим индикаторам уровня жизни, как отмечают исследователи И.В. Сычев, Е.А. Федоров, А В. Лунев позволяют не только количественно определять этот уровень, но и производить сравнительную оценку динамики поведения установленных показателей [13,с.22].

Таким образом, оценки и уровня, и качества жизни изменяются во времени и в пространстве. Уровень, который считался 30-40 лет назад высоким, в настоящее время может быть отнесен к «черте бедности», а уровень, который считается для одних стран высоким, для других окажется низким. Оценка качества жизни выступает в двух формах:

1) степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;

2) удовлетворенность качеством жизни самих людей.

В национальной и региональной статистике для оценки качества жизни населения  в стране, субъектах Республики Беларусь используются социально-экономические индикаторы уровня жизни населения.

 

2.4 Показатели и методы оценки качества жизни

Комплексное исследование качества жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся  структурой и набором показателей.

Наиболее полной и  отвечающей современным требованиям  служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная  в Центре экономической конъюнктуры  и прогнозирования. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей [19,с.69]:

I. Обобщающие  показатели.

1. Критерий уровня  жизни.

2. Индекс стоимости  жизни.

3. Валовой национальный  продукт (фонд потребления, фонд  личного потребления) в расчете  на душу населения.

II. Доходы населения.

1. Реальные общие доходы населения.

2. Реальные располагаемые  доходы населения.

3. Совокупные доходы  населения.

4. Личные доходы населения.

5. Личные располагаемые  доходы населения.

6. Денежные доходы населения.

Информация о работе Уровень и качество жизни как основные экономические показатели