Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение качества и уровня жизни населения, его показателей, а также основные направления по повышению данных макроэкономических показателей в Республике Беларусь. Для достижения поставленной цели нужно:
1. ознакомиться с понятием и показателями уровня жизни;
2. проанализировать сущность и методы оценки качества жизни;
3. выявить проблемы, касающиеся Беларуси и найти пути для их решения.
Законом Республики Беларусь "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню [28,с.30].
В настоящее время
среднедушевой минимальный
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 ноября 2012 г. № 110 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов:
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2012 года по статьям расходов:
В международной практике система потребительских бюджетов позволяет давать дифференцированную оценку уровня жизни населения. Потребительские бюджеты являются эффективным аналитическим инструментом изучения системы распределенных отношений, уровня жизни, структуры общества по материальному достатку и дифференциации населения по уровню доходов населения.
Социальные нормативы - основной нормативный и аналитический инструмент обоснования и реализации мер социальной политики, обеспечивающих социальную защищенность граждан [22,c.181].
В республике в соответствии с законами от 9 января 1992 г. № 1383-XII "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" и от 6 января 1999 г. № 239-З "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями от 24.12.2007г.) разработаны минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума [30,c.78].
Сфера их применения - оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Соотношение покупательной способности среднедушевых денежных доходов в каждой группе позволяет оценить степень экономического неравенства населения.
Бюджет прожиточного минимума характеризует минимальную границу потребления и представляет собой стоимостную оценку минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги), а также обязательные платежи и взносы. Таким образом, данный бюджет является потребительским бюджетом минимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самые насущные потребности людей.
Бюджет прожиточного минимума в соответствии с законодательством применяется в системе государственной адресной социальной помощи, при определении размеров государственных пособий семьям, воспитывающим детей, минимальных размеров пенсий, норматива индексации доходов населения, при определении права на получение бесплатного питания детям первых двух лет жизни и др. [31,с.78].
В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данный социальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека [31, c.57].
Этот бюджет является важным социальным нормативом, достижение которого минимальными социальными стандартами в области доходов населения лежит в основе государственной социальной политики. Он применяется для выработки мер социальной защиты тех граждан, которые не относятся к категории малообеспеченных, но по уровню своих доходов нуждаются в определенной государственной поддержке, например в качестве критерия, дающего право на получение одноразовых субсидий и льготных кредитов на строительство жилья.
Потребительские бюджеты, как и все социальные нормативы, не являются чем-то постоянным, они должны постоянно ориентироваться на обновление и развитие общества. Их состав и структура в соответствии с законодательством пересматривается не реже одного раза в пять лет, а стоимостная величина – ежеквартально [32,с.366].
В частности, в 2012 году пересмотрен состав и структура потребительских корзин, являющихся натурально-вещественной структурой минимального потребительского бюджета (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 110 от 1 января 2012 г.). В 2012 году проведена работа по пересмотру состава и структуры прожиточного минимума основных социально-демографических групп населения (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 112 от 1 февраля 2012 г.) [33,c.126].
Таким образом, в Республике Беларусь за последнее десятилетие по многим показателям заметно повысились уровень и качество жизни населения. Однако под действием мирового финансового кризиса и финансового кризиса в Беларуси, темпы роста основных показателей существенно замедлились. И в первую очередь это сказалось на уровне доходов населения, соотношении средней заработной платы и уровне цен на продовольственные и непродовольственные товары, транспорт, образование, здравоохранение, сферу услуг и жилье. Эти факторы существенно влияют на уровень благосостояния населения.
3.2 Способы
повышения уровня и качества
жизни населения Республики
Государственная социально-экономическая политика – это целенаправленная деятельность государства по регулированию социально – экономических условий жизни общества. Фактически - это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен, уменьшению реального уровня доходов и т.д. Посредством государственной социальной политики обеспечиваются условия для повышения благосостояния и уровня жизни членов общества, реализуется принцип социальной справедливости, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения [29,с.258].
Главная и конечная цель качественного подъема национальной экономики - достижение новых стандартов и качества жизни белорусских граждан, кардинальное улучшение условий труда и быта людей.
Конечно, на фоне неисчерпанных последствий мирового финансово-экономического кризиса нереально ожидать быстрого и кардинального роста благосостояния наших граждан. Достижение уровня жизни людей, соответствующего самым высоким мировым стандартам, возможно только на основе поступательного повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Но задача качественного повышения благосостояния населения вполне осуществима.
Вместе с тем основная цель перспективной социальной политики не сводится исключительно к увеличению материального достатка граждан, а затрагивает разнообразные условия жизни человека; это: качество и доступность жилья, образования, здравоохранения, уровень торгового и бытового обслуживания, состояние производственной и природной среды, культурные ценности, культура межличностных отношений и т.п. Комплекс таких условий в совокупности с потребностями и запросами людей составляет качество жизни [30,с.367]. И в Республике Беларусь всем этим вопросам социальной политики уделяется пристальное внимание.
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.[28,c.55].
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на:
Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, одно из самых высоких мест среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни [30,c.69].
Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления. Соглашения заключаются на республиканском (Генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры) уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно следующие вопросы: механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения; улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; социальная защита — пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения; организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников [28,c.23].
В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Политика в области регулирования доходов населения и оплаты труда направлена на последовательное приближение государственных социальных гарантий к бюджету прожиточного минимума, а затем — к минимальному потребительскому бюджету за счет расширения сферы действия программ социальной защиты, усиления адресной помощи беднейшим слоям [25, с.12].
Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов [34,с.36].
В основу механизма управления заработной платой положен также принцип сочетания государственного и договорного регулирования. Это содействовало решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и ее своевременную выплату.
На 2011 год перед Правительством была поставлена задача довести среднюю заработную плату в республике до 500 долларов США в эквиваленте, как и предусмотрено Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2011 гг.[16,c.20].
Как известно, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2011 г. № 1695 тарифная ставка первого разряда в бюджетных организациях установлена в размере 225 тыс. руб. Это позволило повысить уровень заработной платы работников бюджетных организаций в среднем на 15,2% [16, с. 22].
В настоящее время вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством [31,c.26].
Информация о работе Уровень и качество жизни как основные экономические показатели