Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", проанализировать доходы населения и их виды, источники, формирование.
ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ
2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов
2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы. Сущность и причины дифференциации доходов населения.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
рациональных ожиданий (Д. Мут, Т. Лукас, Л. Реппинг, Э. Энгель). Их
взгляды сводились к тому, что социальные программы – функция частного
бизнеса и местных органов власти. Э. Энгель известен разработкой теории,
указывающей на зависимость уровня доходов личности и структуры расходов на потребление. В соответствии с ней, снижение дохода предполагает использование большей его части на физическое содержание – покупку продуктов питания, причём худшего качества. Меньшая же часть тратится на духовное развитие. Теория Энгеля основой измерения уровня
благосостояния. Так, если семья расходует более 50% своего дохода на
покупку продуктов питания,
то она относится к числу бедных.[
Сторонники теории экономики предложения, в отличие от приверженцев
концепции Кейнса, доказывали положительное воздействие роста сбережений на экономические процессы. Они выступали против прогрессивной системы налогообложения на доходы населения, следствием чего, по их мнению, является сокращение сбережений, соответственно, инвестиций.
Иных взглядов придерживались такие американские экономисты, как
В. Перло, С. Кузнец, Р. Миллслом. В. Перло отмечал значительное
расхождение в доходах населения, объявленных в налоговых органах и
фактически полученных. Р. Миллслом в работе «Властвующая элита» выдвинул предположение о том, что так называемое в то время выравнивание в доходах сильно преувеличено и усиливается тенденция к дифференциации по уровню доходов граждан.
Перераспределение доходов является одной из главных функций социального государства. Впервые понятие «социального рыночного хозяйства» ввёл исследователь идеи ордолиберализма Фрайбургской школы Альфред Мюллер-Армак. Затем оно в конце 19-го века упоминалось в трудах
немецкого экономиста Людвига фон Штайна. Эта теория разрабатывалась в
качестве третьего пути между свободным капитализмом и
административно-командной системой. Но наиболее стабильная и
разработанная концепция «государства всеобщего благосостояния» возникла
после 2-ой мировой войны и стала главным элементом различных
политических программ. Её развитие связано с именами таких
исследователей, как Е. Тухтфельд, Х. Гирш, Л. Эрхард, М. Штрайт,
Р. Титмус, С. Лейден, Д. Нейл, У. Темпл и другие.
Существенно, что в соответствии с теоретическими воззрениями прошлого в настоящее время рядом экономистов создаются различные подходы к государственном изменению распределения доходов населения.
В частности, Е.Н. Жильцов выделяет следующие модели распределения
доходов:
-Рыночная, основанная на классической теории распределения.
-Уравнительная (эгалитарная) руководствуется только принципом социального равенства.
Согласно Жильцову, между данными моделями существует множество других концепций. Рыночная модель базируется на господстве совершенной конкуренции и экономической эффективности, которые и определяют рыночную справедливость при равных стартовых возможностях участников
экономических отношений.
Поскольку значительны
национальные, социально-культурные различия людей, неодинаковость
отношения к труду каждого человека, а также наследования и цены
собственности, результатом является расслоение различных групп общества
по уровню доходов. Любые формы политики перераспределения отвергаются, что можно назвать существенным недостатком подхода.
Эгалитарная концепция исходит из равенства всех людей от рождения, что определяет уравнительное распределение доходов. Идеи государственного социализма как 2-ой этап развития эгалитаризма
основаны на возможности небольшого различия в доходах с принципом
распределения по труду. Существует мнение, что «эгалитаризм в
традиционных обществах возникает обычно внутри чётко расслоённых или
иерархических структур, то есть мера равенства может быть установлена
лишь в рамках стабильных и часто наследственных социально-политических
группировок». Это обстоятельство и возможное снижение стимулов к росту
деловой активности логично
назвать негативными
В модели распределения, существовавшей в СССР, принцип экономической эффективности государство пыталось реализовать на трудовом вкладе каждого человека, а социальная справедливость отражалась в форме выплат из общественных фондов потребления. Необходимо заметить, что склонность к эгалитаризму порождала иждивенческие настроения и недостаток финансовых средств.
Промежуточной моделью считается смешанная, которая получила
распространение в конце 50-ых годов 20-го века в странах с рыночной
экономикой. Она характеризуется ростом доходов граждан, формированием
среднего класса в обществе. Государственное регулирование доходов
сводится к осуществлению трансфертных выплат, прогрессивному
налогообложению и установлению величины прожиточного минимума.
В. Торлопов аналогичным образом выделяет модели социального государства, которые отличаются друг от друга объёмом государственных расходов и «фактором декоммодификации – степенью, до которой государство делает индивидуума зависимым от рынка».
Либеральное социальное государство, которое характеризуется высокой избирательностью при предоставлении выплат, социальных пособий. Данную группу государств составляют: США, Канада, Австралия.
Консервативное государство, где обязательных социальных выплат
увязывается с принадлежностью к определённому классу или статусу. В
результате – низкий эффект перераспределения. Этот тип включает:
Австрию, Францию, Германию, Италию.
Социал-демократическое социальное государство базируется на высоком перераспределительном эффекте и всеобщих социальных гарантиях.
Л. Якобсон выдвинул собственную классификацию концепций социальной
справедливости: Утилитаристический подход рассматривает общественное благосостояние как сумму индивидуальных полезностей. Перераспределение рекомендуется только в определённых рамах, ведь главная цель государственного вмешательства – рост благосостояния общества в целом. Эффект перераспределения приносит больше преимуществ низкодоходным гражданам, чем потерь богатым людям по причине разной субъективной ценности денежной единицы для первого и второго.
Либералистическая концепция относит перераспределение к числу
неприемлемых мер
независимости участника экономических отношений от государства в данной
сфере.
Эгалитаристские идеи, среди
которых главной целью
Е. Егоров отмечает следующие модели социальной защиты населения:
Государственная поддержка нетрудоспособных и малообеспеченных категорий общества, отличается экономией финансовых ресурсов и, вместе с тем, отсутствием должного уровня социальных выплат.
Обеспечение социальной защищенности основной массы населения, кроме
высокодоходных лиц. Необходимо рациональное использование ресурсов и
выявление нуждающихся в социальной помощи. Всеобщий характер социального обеспечения, где высокий уровень социальных гарантий сочетается с большими денежными затратами.
Таким образом, несмотря на обилие точек зрения на данную тему, всегда наблюдались существенные расхождения во взглядах. Пожалуй, и один из вопросов в экономической теории не был столь актуален длительное время, чем неравенство в уровнях доходов граждан. По словам французского
исследователя А. Токвиля, «люди никогда не смогут достичь той степени
равенства, которая бы их удовлетворяла». В этой мысли содержится
значительная доля истины. И всё же цель экономической теории заключается
не в ликвидации различных точек зрения, а в осуществлении их синтеза и
выработке практических рекомендаций для реализации государственной
экономической политики.
2.2 Структура
и динамика доходов населения.
Номинальные и реальные доходы.
Сущность и причины
Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия – уровень жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидности и основные источники получения.
Понятие «доходы» представляет сложнейшую экономическую категорию. В данном случае речь идет о личных доходах населения. В качестве первоначального можно привести следующие определения личных доходов населения.
Личные доходы – это совокупность получаемых человеком средств в денежной и натуральной форме, которые используются им для обеспечения определенного уровня жизни.
Если в определении понятия «личные доходы» мы хотим сделать акцент на возможных источниках их получения, то оно будет выглядеть следующим образом
Личные доходы – сумма всех денежных и натуральных поступлений, обусловленных участием граждан в трудовой деятельности, владением и использованием любых видов производственных и иных ресурсов, а также принадлежностью к тем социальным группам, которым в соответствии с законодательными актами данного государства положена выплата социальных трансфертов. Кроме того, существуют рисковые, передаваемые и заемные доходы.[3, c.158]
Номинальный доход - это количество рублей. Которые человек получает в виде заработной платы, ренты или прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно купить на сумму номинального дохода. Реальный доход рассчитывается как отношения номинального дохода к индексу цен. Следует уяснить, что сам факт инфляции, ведущий к снижению покупательной способности рубля, не сопровождается обязательным снижением реального дохода конкретного человека. Снижение реального дохода произойдет только в том случае, если личный номинальный доход будет отставать от уровня инфляции. Особенно сильное негативное влияние высокой инфляции сказывается на гражданах, получающих фиксированные номинальные доходы. Однако отдельные граждане, получающие нефиксированные доходы, могут повысить уровень своей жизни в результате инфляции. Работники развивающихся отраслей промышленности. В которых повышается спрос на труд. Могут добиться с помощью профсоюзов. Чтобы номинальная заработная плата не отставала от роста потребительских цен или даже опережала их. С ростом потребительских цен обесцениваются и сбережения граждан. Причем снижается реальная стоимость денежных сбережений не только хранящихся дома, но и в коммерческих банках.
Если инфляция превышает процентную ставку в коммерческом банке, то снизится реальная стоимость вклада вместе с начислениями банковского процента. Таким образом, при неизменном валовом внутреннем продукте инфляция перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая у других групп населения. Если же имеет место высокая инфляция и одновременно снижается валовой внутренний продукт, то реальные доходы снижаются у подавляющего большинства населения. В условиях высокой инфляции не только снижается уровень жизни населения. Имеющего фиксированные доходы. Но и падают объемы производства товаров и услуг, что ведет к снижению реальных доходов подавляющего большинства граждан. Опыт зарубежных стран показывает, что критическим уровнем инфляции. При которой ни одна страна в мире не добивалась устойчивого экономического роста, является 40 % годовых. Среди российских экономистов высказываются различные точки зрения: одни считают. Что в российских условиях критерием «стабильности» цен, когда возможен экономический подъем, является 10 % годовых; для других главным является обеспечение экономического роста, даже если инфляция и превысит 40 % годовых. Негативное воздействие высокой инфляции на развитие экономики проявляется в том, что разрушается денежная система и усиливается отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции, капитал ускоряет свое бегство из реального сектора экономики, создаются условия для вытеснения национальной валюты иностранной во внутреннем обращении, снижаются возможности устойчивого финансирования государственного бюджета.
Разрушающее воздействие высокой инфляции на экономику правительства многих стран в кризисные периоды развития пытаются приостановить, устанавливая контроль за ростом номинальной заработной платы и цен, влияя таким образом, на реальные доходы. В странах с рыночной экономикой государственная политика регулирования доходов включает три основных направления: законодательная регламентация минимальной заработной платы; законодательное регулирование и корректировка динамики заработной платы в соответствии с ростом инфляции; активное вмешательство государства в процесс согласования интересов работников и работодателей с целью контроля за обеспечением общественно-приемлемого уровня воспроизводства рабочей силы; применение прогрессивной системы налогообложения.[9, c.93]
Дифференциация денежных доходов работников складывается преимущественно под влиянием двух факторов: дифференциация заработной платы и дифференциация семейного положения работников. Однако дифференциацию заработной платы и дифференциацию доходов нельзя оценивать с одних и тех же позиций. В первом случае экономическое неравенство соответствует понятию социальной справедливости в рамках данного общественного строя и является условием прогресса; во втором случае неравенство складывается в результате перераспределения доходов в семьях, которое в известной мере является «несправедливым», поскольку в определенной части не имеет отношения к труду и трудовым заслугам людей. В условиях централизованной экономики и эгалитарного общества, основанных на равномерном распределении доходов населения, проблемы дифференциации и экономического неравенства были незначительными и не вызывали озабоченности специалистов. Характерной чертой плановой экономики был жесткий контроль государства за доходами граждан в целях предотвращения их дифференциации. Это достигалось путем установления обязательных тарифных ставок и окладов, определения разного рода «пределов» в оплате труда, ограничения размеров премий.