Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа
Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", проанализировать доходы населения и их виды, источники, формирование.
ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ
2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов
2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы. Сущность и причины дифференциации доходов населения.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Трансформация социального обеспечения
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.
В программе необходимы
меры по развертыванию нового направления
обязательного социального
В числе мер в этой
области потребуется
Социальная поддержка безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.
Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.
В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.
Сегодня актуальна также
конкретизация положений
Организация социального
обеспечения как смешанной
Адресная социальная поддержка населения.
Право на получение государственной социальной помощи следует увязать с требованиями федеральных законов “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.
В программе нужно предусмотреть региональную разновариантность оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.
В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.
Инвестиции в человека
Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.
Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать средства населения, привлеченные с помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.
Особенно актуальным в настоящее время является опережающее развитие сферы образования, но для этого в него следует вложить соответствующие ресурсы.[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив и проанализировав показатели уровня и качества жизни населения, мы выявили их значение в современных условиях.
В главах 1 и 2 мы выяснили, что существует множество подходов к определению уровня и качества жизни. Из всех заключений можно дать обобщающие определения.
Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.
Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Также в этих главах отображены и охарактеризованы основные показатели уровня и качества жизни населения, а именно:
Показатели качества жизни населения:
показатели трудовых ресурсов;
показатели занятости и безработицы;
показатели уровня образованности.
Показатели уровня жизни населения:
показатели доходов населения;
показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
сбережение;
показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
обобщающие оценки уровня жизни населения.
В главе 3 мы рассмотрели основные пути повышения качества жизни населения на примере РФ.
К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:
-низкий уровень оплаты труда;
-рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;
-длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.
Пути преодоления этих факторов можно считать решение следующих задач: повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Экономические основы социальной работы: Учебник / В.И. Шарин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с.
2.Калашников С.В. Становление
социального государства в
3. Алиев И.М. Политика доходов и заработной платы: учебник/И.М. Алиев, Н.А. Горелов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 382 с.
4. www.irbis.vegu.ru/repos/11980/
5.http://ru.wikipedia.org/
6. Прогресс: история идеи / Роберт Нисбет; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и Гр. Сапова. - М.: ИРИСЭН, 2007. 557 с.
7. www.Grandars.ru » Экономическая
теория » История
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2т.: пер. с англ. Т. 1. – М., 1996 г.
9. Елена Жулина ,Наталья
Иванова. Экономика и
10. ВЯЧЕСЛАВ БОБКОВ (доктор экономических наук, профессор,
директор Всероссийского центра уровня жизни при Министерстве труда и социального развития РФ) – 2013г.
Статья "О программе повышения уровня и качества жизни"
11. Федеральный Закон
РФ от 20.11.1999 № 201-ФЗ (с изм. от
21.07.2004)"О потребительской
12. Федеральный Закон РФ от 24.10 2005 №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" // Собр. Законодательства РФ - 2008 - №30.
13. Крыжановская А.Г.
Теоретические подходы к