Уровень и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", проанализировать доходы населения и их виды, источники, формирование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ
1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты
1.2 Индикаторы и показатели качества жизни населения
2. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: ВИДЫ, ИСТОЧНИКИ, ФОРМИРОВАНИЕ
2.1 Распределение доходов: концепции и взгляды экономистов
2.2 Структура и динамика доходов населения. Номинальные и реальные доходы. Сущность и причины дифференциации доходов населения.
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

док.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Трансформация социального  обеспечения

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует об эффективности  так называемых смешанных систем социального обеспечения, включающих социальное страхование и социальную помощь. Повышается роль работников и работодателей в формировании средств, требуемых для поддержания человека при потере работы, воспитании детей, а также в случае болезни, инвалидности или старости. Раньше этих рисков либо вовсе не было (например, безработицы), либо материальное обеспечение при их наступлении брало на себя государство.

В программе необходимы меры по развертыванию нового направления  обязательного социального страхования  — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На начальном этапе функции страховщика вполне способен выполнять Фонд социального страхования – учреждение, имеющее большой опыт в финансировании и организации страхования временной нетрудоспособности. Главное, чтобы ни финансы, ни персонал не перебрасывались на обеспечение выплат по другим рискам, которые входят в его компетенцию, а использовались по целевому назначению.

В числе мер в этой области потребуется предусмотреть  формирование в стране системы центров  по медицинской, профессиональной и  социальной реабилитации пострадавших, здесь может быть задействована инфраструктура санаторно-курортного и оздоровительного обслуживания населения. Следует также устанавливать страховые  тарифы в зависимости от степени (класса) профессиональных рисков. Улучшению медицинского обеспечения и охраны здоровья способствовало бы преодоление разобщенного решения этих задач разными страховыми организациями.

Социальная поддержка  безработных должна быть направлена, с одной стороны, на обеспечение  им прожиточного минимума, а с другой – на всемерное стимулирование сокращения периода временной незанятости. Средства государственного Фонда занятости в преобладающей части следует использовать на страховые выплаты, при этом необходимо более рационально их распределять между центром и регионами.

Мировой опыт свидетельствует о том, что не бывает абсолютного разделения социального страхования и социальной помощи. Поэтому в программе социальное обеспечение должно быть ориентировано на смешанную систему, включающую наряду со страхованием и элементы помощи и прежде всего такое ее направление, как организация семейных пособий.

В частности, желательно, чтобы выплата семейных пособий  осуществлялась в основном за счет взносов работодателей. В этих вопросах целесообразно делать акцент на многодетных  семьях и семьях с одним родителем. В то же время важно предусматривать пособия, направленные на поддержку малолетних детей, оплату жилья и др. С введением пособия малоимущим (согласно Федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”), видимо, нужно будет создать организационно обособленную структуру, передав ей функции сбора взносов и выплаты всех видов семейных пособий, включая те, которые в настоящее время выплачиваются из государственного бюджета, Фонда социального страхования и других источников.

Сегодня актуальна также  конкретизация положений Концепции  пенсионной реформы, предусмотренной  в нашей стране с 2001 г. Принципиальное значение имеет корректировка механизмов взаимодействия распределительно-солидарной и накопительной частей пенсионной системы. Потребуется также развитие дополнительного пенсионного обеспечения, специальных пенсионных систем для работников свободных профессий, фермеров и других категорий самозанятого населения.

Организация социального  обеспечения как смешанной системы  не исключает, а наоборот, предполагает постановку вполне конкретных задач по адресной поддержке населения.

Адресная социальная поддержка населения.

Право на получение государственной  социальной помощи следует увязать  с требованиями федеральных законов  “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” и “О государственной социальной помощи”. При реализации этих законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров, инвалидов и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

В программе нужно  предусмотреть региональную разновариантность  оказания государственной социальной помощи малоимущим. Различающиеся условия жизни предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих –установление более высоких минимальных социальных стандартов из-за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения. Представляется целесообразным отменить ряд льгот или заменить их денежными компенсациями.

В целом необходимо предусмотреть дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания. В числе приоритетов должно стать удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых и детей.

Инвестиции в человека

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого требуется ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, расширение сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры (наряду с традиционными) могли бы стать  средства населения, привлеченные с  помощью финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотечного и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные механизмы.

Особенно актуальным в настоящее время является опережающее  развитие сферы образования, но для  этого в него следует вложить  соответствующие ресурсы.[10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив и проанализировав  показатели уровня и качества жизни населения, мы выявили их значение в современных условиях.

В главах 1 и 2 мы выяснили, что существует множество подходов к определению уровня и качества жизни. Из всех заключений можно дать обобщающие определения.

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Уровень жизни - это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Также в этих главах отображены и охарактеризованы основные показатели уровня и качества жизни населения, а именно:

Показатели качества жизни населения:

показатели трудовых ресурсов;

показатели занятости  и безработицы;

показатели уровня образованности.

Показатели уровня жизни  населения:

показатели доходов  населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения  жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

В главе 3 мы рассмотрели  основные пути повышения качества жизни населения на примере РФ.

К числу факторов, оказывающих  наибольшее влияние на снижение уровня жизни относятся:

-низкий уровень оплаты труда;

-рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы;

-длительное время сохраняющаяся крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий, детских и других социальных пособий.

Пути преодоления этих факторов можно считать решение  следующих задач: повышения уровня оплаты труда; государственного регулирования занятости; трансформации социального обеспечения; адресной социальной поддержки населения; инвестиций в человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Экономические основы  социальной работы: Учебник / В.И.  Шарин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 с. 

2.Калашников С.В. Становление  социального государства в России. М.,2003. С. 91.

3. Алиев И.М. Политика  доходов и заработной платы: учебник/И.М. Алиев, Н.А. Горелов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 382 с.

4. www.irbis.vegu.ru/repos/11980/HTML/006.htm

5.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F2%EE%EF%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%F1%EE%F6%E8%E0%EB%E8%E7%EC

6. Прогресс: история идеи / Роберт Нисбет; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и Гр. Сапова. - М.: ИРИСЭН, 2007. 557 с.

7. www.Grandars.ru » Экономическая  теория » История экономических  учений » 

8. Макконнелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы  и политика. В 2т.: пер. с англ. Т. 1. – М., 1996 г.

9. Елена Жулина ,Наталья  Иванова. Экономика и социология  труда. Шпаргалка, 2009

10. ВЯЧЕСЛАВ БОБКОВ (доктор  экономических наук, профессор,

директор Всероссийского центра уровня жизни при Министерстве труда и социального развития РФ) – 2013г.

Статья "О программе  повышения уровня и качества жизни"

11. Федеральный Закон  РФ от 20.11.1999 № 201-ФЗ (с изм. от 21.07.2004)"О потребительской корзине  в целом по Российской Федерации" // Собр. Законодательства - 2005 - №30.

12. Федеральный Закон  РФ от 24.10 2005 №134-ФЗ "О прожиточном минимуме в РФ" // Собр. Законодательства РФ - 2008 - №30.

13. Крыжановская А.Г.  Теоретические подходы к определению  качества жизни населения // Финансы,  денежное обращение и кредит. - 2009. - №5.




Информация о работе Уровень и качество жизни населения