ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим показателем, отображающим
эффективность социально-экономической
политики государства, является уровень
жизни населения. В конвенциях Международной
организации труда (МОТ), Концепции ООН,
признающей жизнь человека высшей ценностью,
каждый человек имеет право на уровень
жизни, обеспечивающий поддержание здоровья
и благосостояния его самого и его семьи.
Уровень жизни населения - конечная инстанция
и итог всякого социально-экономического
развития, оценка его результативности.
Никакие промежуточные результаты развития
отдельных отраслей экономики, как бы
ни велики и позитивны они не были, не имеют
самодостаточного значения без соответствующих
изменений в уровне жизни населения.
Актуальность темы
определяется тем, что с одной
стороны, это действительно важнейшая
цель всякого общественного развития,
а с другой - конечная инстанция,
по состоянию которой можно
с достаточной степенью точности
судить о направленности и
эффективности экономической политики
того или иного правительства,
его дееспособности, необходимости
пересмотра и замены одних
социальных стандартов и стереотипов
на другие, качественного преобразования
политической и экономической
систем.
Целью данной курсовой работы
является изучение теоретических и практических
показателей уровня и качества жизни населения
Республики Беларусь.
Для достижения поставленной
цели были определены следующие задачи:
- Изучить показатели, определяющие уровень жизни населения;
- Определить понятие бедности,
ее показатели, концепции;
- Определение качества жизни,
показатели его измерения;
- Определение качества жизни
населения Республики Беларусь;
- Разработка путей повышения качества жизни
населения Республики.
Объектом курсовой работы является
население Республики Беларусь, а предметом
– его уровень и качеств жизни.
- УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ,
ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ
- Уровень жизни
Понятие "уровень жизни населения"
применяется во всём мире. В мировой практике
впервые этот термин был предложен в 1954
году Комитетом экспертов ООН, и под уровнем
жизни населения рекомендовалось понимать
фактические условия жизни населения,
сгруппированные в 12 компонентов:
1) демографическая ситуация в
стране: рождаемость, смертность и
другие характеристики;
2) санитарно-гигиенические условия
жизни;
3) потребление продовольственных
товаров;
4) жилищные условия;
5) образование и культура;
6) условия труда и занятость;
7) доходы и расходы населения;
8) стоимость жизни и потребительские
цены;
9) наличие транспортных средств;
10) организация отдыха;
11) социальное обеспечение;
12) права человека.
Отсюда можно сказать что понятие «уровень
жизни» охватывает все сферы деятельности
человека. В разных источниках дается
множество определений этого понятия.
Однако большинство из них согласны с
тем, что понятие «уровень жизни» основывается
на удовлетворении потребностей населения
материальными благами.
При изучении уровня жизни населения
обычно рассматриваются показатели «жизненный
стандарт» и «норма жизни». В исследованиях
советских ученых чаще встречалось понятие
«благосостояние народа», а уровень жизни
рассматривался как его количественная
составляющая. В документах ООН отмечается,
что уровень жизни - это уровень удовлетворения
потребностей населения, обеспеченный
массой товаров и услуг, используемый
в единицу времени.
Основой категории «уровень жизни» являются
разнообразные человеческие потребности.
Потребности тесно связаны с уровнем и
образом жизни человека. Помимо материальных
потребностей человеку присущи также
духовные и социальные потребности. Различают
реальные и нормативные потребности. Реальные
потребности - это потребности конкретных
людей или групп в получении определенного
количества благ и услуг. Нормативные
потребности - это нормативный уровень
удовлетворения данных реальных потребностей,
другими словами - это нормы потребления,
установленные расчетным путем на основе
анализа. При помощи их рассчитывается
рациональный потребительский бюджет,
который является важнейшим инструментом
социально-экономического анализа уровня
жизни (теоретически построенный идеальный
бюджет). В зарубежной научной литературе
при оценке уровня жизни используется
понятие «средний класс», под которым
понимается часть населения, принадлежащая
преимущественно к обеспеченным слоям
общества и имеющая доход средний или
выше среднего по стране.
Наиболее распространенным показателем
уровня жизни является не абсолютная величина
ВВП, а доход на душу населения. Еще одним
показателем измерения уровня и качества
жизни является индекс развития человеческого потенциала,
который рассчитывается исходя из трех
параметров – средней ожидаемой продолжительности
предстоящей жизни, базового показателя
образованности (доля грамотных в возрасте
15 лет и старше, а также показатель полноты
охвата обучением) и показатель реального
валового внутреннего продукта на душу
населения. Данный индекс, рассчитываемый
ООН с 1990 г., дает сравнительную характеристику
качества жизни в различных странах. По
данным доклада 2014 года Беларусь занимает
53-е место среди 187 стран, (опередив Россию
(57 место) и Украину (83 место)) что позволяет
отнести страну к числу высоко развитых.
При изучении вопроса об уровне жизни
основной проблемой является проблема
неравенства благосостояния, а также порождаемого
ею социального напряжения в обществе.
Понятие уровня благосостояния не тождественно
понятию уровня жизни, так как уровень
жизни является понятием более широким
и характеризуется не только объемом реальных
доходов в расчете на душу населения, но
и рядом неденежных факторов. Опросы среди
населения могут наглядно доказать, что
значительное количество индивидов в
оценке собственного уровня жизни учитывает
такие факторы как степень здоровья, степень
моральной удовлетворенности собственной
жизнью и деятельностью и др.
А разрыв в уровне жизни зависит от различной
ценности принадлежащих людям факторов
производства и эффективности их использования.
Работник фирмы, производящей дефицитный
и высококачественный товар, может иметь
более высокий заработок, чем его коллега
той же квалификации, работающий в фирме,
товары которой продаются с трудом. Доходы
также зависят от объема факторов производства.
Неравенство доходов может достигать
огромных масштабов и создавать угрозу
для политической и экономической стабильности
в стране, поэтому практически все развитые
страны мира вынуждены постоянно сокращать
разрыв в доходах различных групп населения.
Но разработка такого рода мер возможна
лишь при умении точно определять степень
дифференциации доходов и богатства и
воздействовать на нее с помощью государственной
политики.
Одним из методов,
используемых для оценки масштабов доходов
различных групп населения, является построение
«кривой Лоренца», которая позволяет
определить, насколько реальное распределение
доходов населения отличается от абсолютных
равенства и неравенства. При полном равенстве
в распределении доходов «кривая Лоренца»
представляла бы собой прямую и, наоборот,
кривизна усиливается по мере роста неравенства.
В соответствии
с современной экономической теорией
нежелательно как абсолютное равенство
в распределении доходов, так и резкий
разрыв в уровне жизни различных групп
населения. Абсолютное равенство в доходах
не стимулирует производительный труд,
поэтому определенное неравенство доходов
является крайне важным средством поощрения
трудовой активности людей.
Но если же на долю
40 % населения приходится менее 12-13 % общей
суммы доходов страны, то такой перекос
вызывает резкое недовольство малоимущих
граждан и может быть чреват социально-экономическими
и политическими потрясениями. Основными
инструментами, с помощью которых государство
регулирует различия в доходах разных
социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество
и наследство, а также система
социальных выплат.
Можно выделить четыре уровня
жизни населения:
- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил):
- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);
- нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни населения
представляет собой основное содержание
социального прогресса общества, если
его рассматривать как целенаправленный
процесс, регулируемый законодательством
и деятельностью правительства. Повышение
уровня жизни составляет приоритетное
направление социальной политики в развитых
странах.
При изучении уровня жизни населения
большую роль играют социальные нормативы
и среди них - минимальные доходы населения.
Они утверждаются в законодательном порядке
и не являются статистическими показателями,
выступая своего рода основанием для оценки
достигнутого уровня жизни.
В части доходов речь идет о
минимальном доходе (прожиточном минимуме),
минимальной заработной плате и минимальной
пенсии по старости. Это важнейшие общегосударственные
гарантии доходов населения, которые должны
быть обеспечены исходя из достигнутого
уровня социально-экономического развития
страны.
Минимальный доход - уровень
дохода, обеспечивающий приобретение
минимального набора благ и услуг, необходимых
для сохранения здоровья и поддержания
жизнедеятельности человека. Прожиточный
минимум выражается в стоимости реальных
товаров. В него включаются расходы на
продукты питания из расчета минимальных
размеров их потребления, расходы на непродовольственные
товары и услуги, а также налоги и обязательные
платежи, при этом учитывается структура
расходов на них у 10% наименее обеспеченных
семей.
Прожиточный минимум - стоимостная
оценка суммарного потребления человека
или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской
корзины. Такие корзины отражают структуру
потребления и расходы малоимущих слоев
населения с учетом так называемых минимальных
норм. Прожиточный минимум зависит от
уровня социально-экономического развития
страны. Бюджет прожиточного минимума
строится на основе модели потребления,
в которой 68% приходится на стоимость продовольственной
корзины.
Таким образом, прожиточный
минимум и потребительская корзина представляют
собой две стороны одного и того же, а именно
минимума средств, необходимых человеку
для жизни. Разница состоит в том, что корзина
выражает натуральную сторону (перечень
продуктов питания, а также необходимых
предметов и услуг), тогда как минимум
- стоимостную сторону (их цену). Оба понятия
нужны статистике, поскольку цены могут
галопировать, и потому трудно сопоставлять
прожиточные минимумы в разные годы, а
набор продуктов и услуг, необходимых
человеку и рассчитанный статистическими
органами, остается некой постоянной нормой.
Она изменяется только тогда, когда в стране
поднимается уровень жизни и статорганы
соответственно увеличивают набор необходимых
благ. А если страна достигает высокого
уровня, то минимум возрастает в десятки
раз.
При формировании потребительской
корзины учитываются сбалансированные
наборы товаров и услуг по следующим основным
статьям расходов человека, в том числе
на ведение домашнего хозяйства: питание,
включая хлеб и хлебопродукты, молоко
и молокопродукты, масло животное, яйца,
рыба и рыбопродукты, картофель, овощи
и бахчевые, фрукты и ягоды, масло растительное
и маргарин, сахар и кондитерские изделия,
прочие продукты; одежда, белье, обувь;
лекарства, предметы санитарии, гигиены;
мебель, предметы культурно-бытового и
хозяйственного назначения; жилище и коммунальные
услуги, транспорт и связь; пребывание
детей в дошкольных учреждениях.
Минимальная потребительская
корзина представляет собой совокупность
минимумов (минимальных норм и нормативов)
потребления конкретных продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг.
Ее стоимость определяет нижнюю границу
затрат (прожиточный минимум), т. е. нижнюю
границу стоимости жизни. Для работающего
она обеспечивает сохранение работоспособности
на нижней границе воспроизводства рабочей
силы, по сути, это граница бедности. Для
неработающего она обеспечивает лишь
поддержание жизнеспособности человека,
а это уже граница нищеты.
На долю продуктов питания в
структуре бюджета прожиточного минимума
на душу населения в целом приходится
68,3%. Потребление же непродовольственных
товаров (на их долю приходится 19,1% всего
бюджета минимума), а также расходы на
услуги (7,4%), налоги и другие платежи (5,2%)
определены исходя из структуры расходов
на них у 10% наименее обеспеченных (по среднедушевому
денежному доходу) домохозяйств.
1.2 Бедность населения
С проблемой неравномерности
распределения доходов связан вопрос
о бедности (нищете). Однако бедность не
поддается точному определению, так же
как счастье и благополучие. В самом общем
виде идентификация бедности основана
на сопоставлении строго определенного
набора потребностей и возможностей их
удовлетворения для определенных групп
населения. В обычном смысле слова бедность
– это неспособность семьи при помощи
текущих доходов удовлетворить основные
потребности в пище, одежде, жилище.