Больше всего обучалось
по специальностям профиля "Коммуникации.
Право. Экономика. Управление" — 167,3
тыс. человек. По специальностям технико-технологического
профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического
— 42,4 тыс., сельскохозяйственного — 28,1
тыс., медицинского — 21,7 тыс., гуманитарного
— 16,6 тыс., естественнонаучного — 13,8 тыс.,
физкультурного и туристического — 9 тыс.,
искусствоведческого и дизайнерского
— 7,1 тыс.. 12 002 студента были гражданами
других государств. Численность профессорско-преподавательского
состава составляла 24 612 человек, в том
числе докторов наук — 1346, кандидатов
наук — 9043, профессоров — 1260, доцентов
— 7509. [4]
При оценке уровня
жизни следует учитывать не только наличие
самого места жительства, но и такие его
характеристики как обеспеченность водоснабжением,
канализацией, отопление, электричеством
и др. В настоящее время число граждан,
состоящих на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий составляет 855,6 тысячи
человек, число людей, улучшивших жилищные
условия - только 48,9 тыс. человек. С целью
обеспечения населения жилищными условиями
в городах строятся новые микрорайоны,
в сельской местности - агрогородки, активно
проводятся мероприятия по возрождению
белорусских деревень. Средняя обеспеченность
жильем на душу населения на сегодняшний
день составляет 23,6 кв.м, что превышает
показатели 2008 г. на 0,4 кв.м. Всего в Беларуси
планируется построить к концу 2011 г. до24-26
млн.км.м жилья. Что касается благоустроенности
жилья, то в городах практически полная
обеспеченность всеми составляющими:
электричество, телефонная связь, газ,
отопление и т.д. В настоящее время ведутся
работы по улучшению условий жизни в сельской
местности: подводится природный газ,
водопроводы, расширяется диапазон охвата
телефонных сетей [1].
Несмотря на складывающиеся
положительные тенденции, на работу социально-экономической
политики Республики Беларусь продолжает
оказывать влияние ряд нерешенных проблем.
Основными из них являются:
- недостаточная эффективность
производства и сложное финансовое
положение значительного числа
организаций реального сектора
экономики
- высокий уровень морального
и физического износа основных
средств, высокая энергоемкость, материалоемкость
производства, сильная зависимость
его от конъюнктуры цен на
импортируемые топливно-энергетические
и сырьевые ресурсы
- ограниченность инвестиционных
ресурсов и инновационных возможностей
для обновления основных фондов,
преодоления технического и технологического
отставания существующих производств
- высокий уровень налоговой
нагрузки, сдерживающий развитие
деловое активности и развитие
частного сектора
- недостаточное развитие
малого предпринимательства
- низкий уровень реальных
денежных доходов населения
- низкий уровень реальной
заработной платы как основного
источника доходов населения
и важного стимула трудовой
активности работников
- необоснованная дифференциация
населения по уровню доходов
- низкий уровень минимальной
заработной платы и размеров
социальных пособий
- недостаточная социальная
поддержка малообеспеченных категорий
населения
- отсутствие должной системы
пенсионного обеспечения.
Для решения выделенных проблем
социальной политики Республики Беларусь
можно предложить следующие пути повышения
уровня жизни населения (на основании
[1]):
1) Повышение реальных денежных
доходов населения следует осуществлять
путем создания условий для усиления трудовой
мотивации работников через установление
стабильной и гарантированной заработной
платы, содействие развитию малого предпринимательства.
Важным направлением должно быть обеспечение
существенного роста доходов сельского
населения на основе повышения размеров
оплаты их труда.
2) Политика оплаты труда должна
основываться на сочетании государственных,
рыночных и коллективно-договорных механизмов
регулирования заработной платы при постепенном
расширении прав самих субъектов хозяйствования
и использовании в реальном секторе экономики
в большей степени рыночных механизмов
регулирования, отказ от тарифной системы
оплаты труда. При этом за государством
закрепляется функция обеспечения государственных
минимальных социальных гарантий в области
труда и регулирование заработной платы
работников бюджетной сферы.
3) Совершенствование трудовых
отношений и занятости населения должно
происходить в условиях снижения численности
постоянного населения, сокращения численности
занятых в сфере производства товаров
и увеличения - в сфере услуг. Укрепление
статуса - работник сельскохозяйственного
производства.
4) Основной целью государственной
политики в социально-трудовой сфере должно
являться повышение эффективности использования
ресурсов труда и формирование кадрового
потенциала с учетом реальных потребностей
производства, постепенная ликвидация
вынужденной неполной занятости на производстве,
обновление и улучшение структуры рабочих
мест, расширение социальной направленности
отраслевой структуры занятости, создание
благоприятных условий для развития малого
бизнеса и индивидуального предпринимательства.
5) Основной задачей социальной
защиты населения является обеспечение
поддержки и создание необходимых условий
для повышения экономической активности
населения. Для ее решения необходимо
повысить эффективность, надежность, устойчивость
и доступность системы социальной защиты,
базирующейся на государственных социальных
гарантиях и стандартах; обеспечить дифференцированный
подход к социальной защите различных
слоев (групп) населения.
6) Основная цель совершенствования
пенсионной системы - обеспечение более
высокого уровня жизни населения. Пенсионное
обеспечение в стране строится на многоуровневой
основе, предполагающей сочетание программ
обязательного и дополнительного добровольного
пенсионного страхования, распределительных
и накопительных механизмов финансирования.
Последовательное проведение преобразований
позволит без коренной ломки адаптировать
пенсионную систему к изменяющимся социально-экономическим
и демографическим условиям и обеспечить
выполнение возложенных на нее задач.
7) Основной целью развития сферы
услуг является обеспечение потребностей
национальной экономики и населения в
широком спектре высококачественных услуг
по доступным ценам при опережающем развитии
приоритетных и новых видов.
Необходимо обеспечить дальнейшее
развитие сферы услуг образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта,
туризма, транспорта и связи, а также прогрессивных
информационных и телекоммуникационных
услуг. Особое внимание следует уделить
развитию новых видов услуг, образующих
инфраструктуру рыночного хозяйства (маркетинговые,
правовые, банковские, депозитарные, страховые,
информационные, консалтинговые).
8) Основной целью развития системы
образования является приведение ее в
соответствие с современными потребностями
личности, общества и государства, повышение
качества подготовки высококвалифицированных
специалистов, способных обеспечить переход
на инновационный путь развития экономики.
Приоритетными направлениями развития
образования должны стать: развитие новых
форм дошкольного образования, прежде
всего на селе; расширение использования
сберегающих здоровье технологий обучения,
повышение качества образования в сельской
школе, создание эффективных механизмов
взаимодействия систем профессионального
образования с организациями-заказчиками
кадров, укрепление связи высшего образования
с фундаментальной и прикладной наукой.
9) Национальная культура относится
к числу стратегических ресурсов страны,
которые в значительной степени определяют
все аспекты развития общества. Основными
целями государственной политики ее развития
являются сохранение историко-культурного
наследия и дальнейшее развитие национальной
культуры, создание условий для всестороннего
развития личности, роста ее творческой
инициативы, духовных и эстетических потребностей,
превращение культуры в главную движущую
силу нового постиндустриального общества.
Наряду с традиционными направлениями
развития услуг культуры должны получить
развитие сегменты, связанные с новейшими
способами накопления, обработки, передачи
и использования аудиовизуальной информации
- компьютерные игры, интернет-кафе, кабельное
и спутниковое телевидение, электронные
СМИ и др.
10) Основная цель развития физической
культуры, спорта и туризма - физическое
совершенствование личности, восстановление
и пополнение физических и духовных сил
человека, продление периода его трудовой
деятельности. Для развития туризма необходимо
создание конкурентоспособного туристского
комплекса, обеспечивающего удовлетворение
потребностей отечественных и зарубежных
туристов в разнообразных и качественных
услугах и способного повысить вклад отрасли
в экономику страны.
11) Главными задачами в области
телевидения и радиовещания являются
увеличение территории приема сигналов
государственного теле- и радиовещания,
улучшение качества приема этих сигналов,
расширение вещания на приграничные территории,
создание опытной зоны цифрового телевидения
и ее последующее расширение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из проведенных исследований
можно сделать вывод о том, что уровень
жизни – это степень обеспеченности населения
необходимыми материальными и нематериальными
благами и услугами, достигнутый уровень
их потребления и степень удовлетворения
потребностей людей в этих благах. Уровень
жизни населения – важнейший критерий
оценки эффективности социально-экономической
политики государства. Его повышение является
основной целью общественного развития
социального государства. Поэтому каждое
государство заинтересовано в повышении
уровня жизни населения.
Так в Республике Беларусь
для повышения уровня жизни предпринимаются
следующие меры: повышение минимальной
заработной платы, уровня прожиточного
минимума, совершенствование пенсионной
системы, своевременность выплаты
населению заработной платы и пенсий,
поддержка многодетных семей, материальная
поддержка учащейся молодежи, привлечение
больше населения в сферу услуг, принятие
мер по улучшению физического и культурного
развитие человека и т.д.
На данном этапе развития
существуют определенные проблемы в повышении
уровня жизни населения. Но в целом динамика
показателей в Республике Беларусь, характеризующих
уровень и качество жизни населения, является
положительной и свидетельствует о последовательном
и сбалансированном его повышении. Рост
реальных денежных доходов населения,
уровня образования, здравоохранения
в значительной мере связан с повышением
деловой и инвестиционной активности
в большинстве отраслей экономики. Социально-экономическая
политика Беларуси в следующем пятилетии
будет направлена на повышение уровня
и качества жизни населения и создания
благоприятной макроэкономической ситуации
в стране.
Всё это будет способствовать
улучшению жизни населения и в конечном
итоге увеличению Индекса человеческого
развития, который повысит рейтинг Республики
Беларусь на мировой арене как молодого
перспективного государства с развитой
социальной сферой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Официальный сайт Национального
статистического комитета Республики
Беларусь [Электронный ресурс] - Режим
доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 30.10.2014.
- Качество жизни как
основа социальной безопасности / М.Б.
Лига - М., 2006.
- Новостной обозреватель [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.tut.by. Дата доступа: 25.10.2014.
- Электронная энциклопедия
[Электронный источник] - Режим доступа:
www.wikipedia.ru.org. Дата доступа: 20.10.2014.
- Макроэкономика: Учеб.
пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева,
Л.П. Зенькова и др.;. – Мн.: Новое знание, 2007.
– 244 с.
- Основные показатели
уровня жизни населения
// НЭГ. –2014г. –№ 3
- Тихонов А.О. Уровень
жизни в Республики Беларусь: критический
анализ // Белорусская экономика:–2009 .-№2.
- Официальный сайт Министерства труда
и социальной защиты Беларуси [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.mintrud.gov.by/ru /socnorm. Дата доступа: 30.10.014.
- Полоник, С.С.Основные тенденции, динамика важнейших социальных показателей развития РБ // НЭГ. 2009г. -№4.
- Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М., Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г/ Н.П. Зайченко, С.С. Полоник, А.В. Богданович, Я.М. Александрович // Белорусский экономический журнал. - 2004. - №3. - с. 4-13.
- Доклад о развитии
человека за 2003г. Цели в области развития,
сформулированные в Декларации тысячелетия:
межгосударственная договоренность об
избавлении человечества от нищеты. ? Минск, Юнипак, 2003.
- Основы экономической
теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 1997. 336 с.
- Экономическая теория:
Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко,
А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. – Мн.: Выш. шк., 2002. 366 с.
- Макроэкономика: социально-ориентированный
подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. 400 с.
- Базылев Н.И., Базылева
М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие
/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Мн.: Книжный
Дом, 2005. 320 с.
- Микро- и макроэкономика:
Учеб. пособие / М.И. Плотницкий,
Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под
ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. 224 с.