Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 21:50, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
Введение……………………………………………………………………… 4-5
1. Уровень и качество жизни ………………..................................................6-11
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……… 12-28
2.1 Характеристика уровня и качества жизни ……….……..………12-13
2.2. Показатели уровня и качества жизни ………………….……….14-19
2.3. Структура расходов населения Республики Беларусь ………...20-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список использованной литературы…………………………
В рамках международных постановлений особый интерес представляет система оценки качества жизни, предложенная в 1997г. Мировым банком согласно которой качество жизни в разных странах можно сопоставить посредством сравнения следующих показателей:
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды. Рассматривая уровень и качество жизни, экономисты уделяют особое внимание проблеме бедности. Бедность – состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. Существование проблемы бедности связано с тем, что денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. В экономической науке широко используется показатель, который достаточно точно отражает неравномерность распределения получаемых доходов между различными группами населения. Этот показатель, введенный американским статистиком и экономистом Максом Лоренцем (1876–1959), получил название кривой Лоренца (иногда говорят «лук Лоренца»). Графически кривую Лоренца можно представить в следующем виде:
20 40 60 80 100 Население
Рисунок 1 – Кривая Лоренца
По горизонтали на графике отложены процентные группы населения, по вертикали – проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в обществе существовало абсолютное равенство в распределении получаемых доходов, то 20% населения получали бы 20% доходов, 40% населения – 40% дохода, 60% населения – 60% дохода и 80% населения – 80% дохода. При равном распределении доходов эта зависимость выглядела бы как биссектриса.
При абсолютном неравенстве в распределении доходов все 100% доходов получал бы один человек, стоящий последним на линии OF, а ломаная линия OFE – это линия абсолютного неравенства.
В реальной жизни нет ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, истинная картина распределения доходов выглядит как линия, прогнутая вниз. Ее опорными точками являются О, А, В, С, D, Е. В.
Величина отклонения этой прогнутой кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении доходов. Оценка степени натянутости «лука Лоренца» – один из самых сложных социальных вопросов. Если прекратить натягивание тетивы «лука Лоренца», то в обществе сократится количество стимулов к труду и предпринимательству. Если тетиву лука натянуть слишком сильно, – будет нарушена социальная справедливость, в обществе начнет нарастать социальная напряженность [7, с. 323]. Мировая практика показывает, что предельно-критическое соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения не должно превышать отношения 10:1. На долю 10% бедных приходится 2,0% дохода, на долю 10% богатых – 30% совокупного дохода.
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях.
Показатели уровня жизни многоплановы: денежные, или номинальные, доходы, то есть количество денег, полученных отдельными лицами в течение определенного периода времени; располагаемый доход, то есть доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения (этот доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей); реальный доход, то есть количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход с учетом уровня цен; уровень бедности, который отражает положение ниже прожиточного минимума населения; реальное потребление продуктов питания в расчете на душу населения; объем продаж во всех формах торговли в расчете на душу населения; объем всех видов платных услуг (бытовых, транспортных, жилищно-коммунальных и так далее) в расчете на душу населения; жилищные условия, прежде всего жилая площадь на душу населения или на одну среднестатистическую семью; уровень и качество образования, возможности доступа к культуре: библиотекам, клубам, музеям, театрам, кино, книгам, журналам, газетам, средствам информатики; уровень и качество медицинского обслуживания, оказываемого всей системой здравоохранения; уровень и качество системы отдыха, спорта и туризма; уровень и качество бытового и сервисного обслуживания населения: ремонт и пошив одежды, обуви, ремонт радиотелевизионной аппаратуры, транспортных средств, мебели, квартир и т.д.; экологические условия жизни, состояние водно-воздушного бассейна; условия и охрана труда, уровень его интенсивности; социальная и нравственно-политическая обстановка в стране, регионе, на предприятии, в семье; степень защищенности человека от преступлений и бандитизма, охрана прав, уверенность человека в завтрашнем дне (7, с. 320).
Широко используются для характеристики уровня жизни такие обобщенные показатели, как валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. При использовании единой международной методики расчета этих показателей несомненное их достоинство в простоте, убедительности и доступности. Этими же качествами отличается и показатель совокупных располагаемых доходов на душу населения в данной стране, если доход рассчитывается в национальной валюте; или по группе стран, если доход рассчитывается в единой и сопоставимой денежной единице (7, с. 322).
Валовой внутренний продукт (ВВП) – совокупная рыночная стоимость всех произведенных за определенный промежуток времени товаров и услуг на территории страны, в том числе с использованием факторов производства, находящихся в иностранной собственности. ВВП выступает как совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный промежуток времени всеми производителями.
Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная рыночная стоимость всех произведенных страной за определенный период времени товаров и услуг, в том числе с использованием факторов производства, находящихся за рубежом .
Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком и самой доступной для населения характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные.
Основными источниками доходов являются оплата труда, социальные трансферты (от лат. transferre – переносить, переводить) и доходы от собственности и предпринимательской деятельности.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. С сожалением придется констатировать, что здоровье белоруской нации ухудшается: начиная с 1993г. Впервые за последние 50 лет в Беларуси отмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызвано снижением рождаемости и ростом смертности (приложение №1 табл. 2.4. №2.5.) . Уровень рождаемости уже давно не обеспечивает даже простого возобновления поколений, а население страны сократилось более чем на 340 тыс. человек на 01.01.2004 количество человек составляло 9849,1 тыс. на 1 января 2010 эти показатели еще снизились и составляют 9480,2 тыс. человек (приложение № 2 табл. № 2.1).(8,с.109)
Наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Только за 1990-2001гг. она возросла почти на 1/3, а количество онкологических заболеваний, болезней системы кровообращения, нервной системы – более чем в 1,5 раза, психологический расстройств – почти вдвое (приложение №3 табл. №10.1,№10.2). Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности. Здоровье населения, таки образом, является комплексной проблемой, затрагивающей вес аспекты человеческой деятельности – производство, образование, культуру, - а следовательно, всеобъемлющей с точки зрения как государства, так и отдельного человека. (8,с.109)
В 1998г. В Республике Беларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии с которой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарной помощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Их реализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на эти цели. Между тем доля расходов консолидированного бюджета на здравоохранение в расчете на душу населения за последние 4 года несколько уменьшился и составила в 2003 году 4,7%. И если по количеству врачей на 100 тыс. населения мы находимся на одном из первых мест в мире, то по расходам на здравоохранение – на одном из последних. Так, в США на 100 тыс. населения приходится 276 врачей, или в 1,7 раза меньше, чем в Беларуси, тогда как расходы на здравоохранение – в 11,6 раз больше. В 2009 году расходы республики Беларусь составляли 5354 миллиарда рублей (приложение 9 табл. № 1,3). (8,с. 110). Инвестирование данной отрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, что будет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностей населения в данном виде услуг и через определенный временной лаг окажет существенное влияние на качество здоровья населения.
Важной составляющей уровня и качества жизни населения является потребность населения в образовании. Систем образования в республике развивается довольно стабильно: уровень грамотности взрослого населения составляет 99,6%. Базовое, общее среднее профессиональное образование имеет 98% занятого населения. По данным переписи населения 1999г., 37,7 % мужчин и 41,7% женщин в возрасте 25 лет и старше имели законченное образование 3 степени. В 2002г. В республике функционировало 137 лицеев с численностью 99,5 тыс. человек, а всеми видами дифференцированного обучения охвачено более 38% школьников (в старших классах – каждый второй) Число изучающих два иностранных языка и более за 1992-2002 гг. увеличилось на 120%. Численность студентов на 10 тыс. населения составила 324 человека. (8,с.111)
В 2009-2010 году, на начало учебного года, работало 3719 образовательных учреждений. В том числе дневных учреждений - 3664,начальных школ-217 , базовых школ-615, средних школ-2513, гимназий-213, лицеев-31, учебно-педагогических комплексов (гимназия-колледж)-7, школ для детей с особенностями психофизического развития-68, вечерних школ 55. что в среднем снизилось за последние 15 лет 128 учреждений. Численность учащихся получающих общее образование всего составляет 1006,7 тыс. человек. Что в среднем уменьшилось за последние 15 лет на 576 тыс. человек .Число профессионально-технический учреждений на начало года составляет 223, что на 29 учреждений меньше чем в 1995 году. Численность студентов профессионально-технический учреждений снизилась на 24,4 тыс. и составляет 105,7 тыс. (приложение 6 табл. № 11,8). Количество средне специальных учреждений в республике составляет 271, что по сравнению с 1995 годом возросло на 62 учреждения. Также студентов средне специальных учреждений стало больше на 44,4 тыс. и составляет 166,6тыс. (приложение 7 табл. №11,11). Число высших учебных заведений стало меньше на 6 и на данный момент их функционирует 53, но численность студентов возросла на 233 тыс., и на начало учебного года 2009-2010 высшее образование получают 430,4 тыс. (приложение 8 табл.№11,16.) Во многом благодаря развитию образовательного потенциала Беларусь продолжает удерживать лидирующие позиции среди стран СНГ и входит в группу государств с высоким уровнем развития человеческого потенциала. (8,с.111)
С 2002/2003 учебного года начался переход базовой школы на 10-летний срок обучения, который закончился в 2008 году. К 2010 голу завершился переход к 12-летнему полному среднему образованию. Этот процесс соответствует планируемому к 2008-2010гг. переходу европейской высшей школы к четырехлетнему высшему образованию, осуществляемому на базе 12-13-летней школы. Составными ступенями образовательного процесса в вышей школе становятся бакалавриат и магистратура, предусмотрено развитие контрактной формы подготовки специалистов и кредитование обучения. Проведение образовательной реформы сдерживается недостаточностью бюджетного финансирования, составляющего 7 % ВВП вместо 10% по закону об образовании. В 2009 году расходы консолидированного бюджета на образование в процентных отношениях к ВВП составляет 5,0%. (приложение 9 табл. № 1,3) (8,с.111).
Уровень и качество жизни населения обусловлены степенью удовлетворения потребностей в сфере культуры.
Анализ данной составляющей показывает, что, несмотря на некоторые снижение интереса к культурной жизни в середине 90-ых гг. 20 века, у населения страны о в целом сохранился. Представление о культурных интересах белорусов дают ответы жителей Беларуси на вопрос о том, какие из форм культурной деятельности вызывают у них интерес. Количество профессиональных театров возросло на треть, а так же музеев и концертных организаций (приложение 11 табл. № 12.1,12.2), отчетливо проявляется тенденция к наполняемости театральных залов. Вместе с тем стоит отметить, что возможности удовлетворения такого рода потребностей значительно ниже в селах и поселках городского типа, что с вязано с отдаленностью от центров театрального искусства.
Качество жизни во много определяется от работы библиотек. На современном этапе меняются традиционные библиотечные технологии, внедряются инновационные формы обслуживания читателей.
Вместе с тем в республике наблюдается прогрессирующее сокращение количества публичных библиотек, выдаваемых книг и журналов, а так же и число пользователей (приложение 11 табл. № 12.1)
Но стоит отметить, что Национальная библиотека Республики Беларусь, с каждым годом становиться все более востребованной, что сказалась на увеличении библиотечного фонда и выдаче книг и журналов (приложение 11 табл. №12.1).
В целом расходы консолидированного бюджета на социально-культурные мероприятия, в которые входят (физическая культура и спорт, СМИ, образование, здравоохранение, социальная политика) составили 23,5% ВВп, что на 10,3% меньше чем в 1990г. (приложении 10 табл. № 1.3.)
Исследования ученых показывают, что роль культуры и искусства в жизни белорусского общества многогранна. На первом мете стоит психотерапевтическая функция: приобщении к искусству способствует к снижению стрессовой нагрузки и помогает получить положительный стрессовый заряд. На втором месте- рекреационная функция, т.е. реализация возможности полноценного отдыха, на третьем – образовательная функция культуры и искусства, далее идут в порядке убывания воспитательная, гуманистическая, творческая функции.
Информация о работе Уровень и качество жизни населения, их показатели