Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 21:50, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
– рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
– изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
Введение……………………………………………………………………… 4-5
1. Уровень и качество жизни ………………..................................................6-11
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях……… 12-28
2.1 Характеристика уровня и качества жизни ……….……..………12-13
2.2. Показатели уровня и качества жизни ………………….……….14-19
2.3. Структура расходов населения Республики Беларусь ………...20-28
Заключение…………………………………………………………………...29-31
Список использованной литературы…………………………
Уровень жизни зависит от удовлетворения потребностей населения в непроизводственных товарах и товарах длительного пользования, которые как правило определяются в расчете на 100 семей или 1000 человек, а так же процентом обеспеченности. Согласно исследованием В. В. Морозовой по некоторым товаром культурно-бытового и хозяйственного назначения степень удовлетворения потребности находится в процентах 50-60%, а по товаром легкой промышленности – 10-20%.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, в 2009 году располагаемые ресурсы1) в расчете на домашнее хозяйство составили 1,6 млн. рублей в месяц и по сравнению с 2008 годом увеличились на 14% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13%. В 2009 году располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 633,7 тыс. рублей в месяц, в домашних хозяйствах без детей – 706,2 тыс. рублей в месяц, в домашних хозяйствах с 1 ребенком – 597 тыс. рублей, с 2 детьми – 517,5 тыс. рублей, с 3 и более детьми – 351,6 тыс. рублей.
В городах и поселках городского типа среднедушевые располагаемые ресурсы в 1,2 раза превысили уровень среднедушевых располагаемых ресурсов сельских жителей и составили, соответственно, 665,1 тыс. рублей и 543,2 тыс. рублей в месяц.
Данные о распределении домашних хозяйств по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов приведены на диаграмме:
(в процентах к итогу)
В 2009 году доля домашних хозяйств с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума (малообеспеченных домашних хозяйств) составила 3,7%, в городах и поселках городского типа – 2,9%, в сельских населенных пунктах – 5,7%, в 2008 году, соответственно, 4,2%, 3,3% и 5,9%.(13)
Структура малообеспеченных домашних хозяйств в 2009 году представлена на диаграмме: (13)
(в процентах)
В данное время важным показателем уровня жизни являются жилищные условия.
Проблемы улучшения жилищных условий населения и строительства жилья постоянно находятся в центре внимания Главы государства и Правительства.
В 2009 году в республике введено в эксплуатацию общей площади жилых домов на 712 тыс. м² больше, чем в 2008-м.(приложение 24 табл. 9.5)
Жилищный фонд страны вырос с 200,5 млн. м² в 1995 году до 228,2 млн.м² в 2009-м. Число построенных квартир по сравнению с 1995 годом выросло с 27,3 тыс. до 53,1 тыс. В 2009 году в республике введено в эксплуатацию 70,6 тыс. квартир. По числу квартир, построенных в расчете на 10 000 жителей Беларусь многие годы устойчиво лидирует среди стран СНГ и занимает высокие позиции среди других стран Европы.
В настоящее время подавляющая часть городского населения проживает в помещениях, оборудованных водопроводом, канализацией, центральным отоплением, газом или электроплитами, горячим водоснабжением, ванной или душем.
Ежегодно десятки тысяч семей улучшают жилищные условия, однако еще почти треть населения страны в той или иной мере не удовлетворено ими.
На конец 2009г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в целом по республике состояли – 793,1 тыс. семей. С 2000 по 2009 год наблюдается тенденция роста числа нуждающихся в улучшении жилищных условий (приложение 25 табл. 9.18).
Справочно: Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, обеспеченность которых общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет менее 15 м². В соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Из общего количества состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий – 370,1тыс. молодых семей; 17,5 тыс. многодетных семей; 19,6 тыс. граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования (2,7%). (приложение 25 табл. 9.18).
Указом Президента Республики Беларусь № 291 от 3 июня 2008 г. утверждены объемы строительства на 2009–2011 гг. Всего в республике за три года должно быть построено 23,5 млн. м² общей площади жилья. По городу в 2008 году планируется строительство 77 тыс. м² общей площади жилья (за 9 месяцев введено – 60,069 тыс. м ²), в 2009 году – 87 тыс. м ², в 2010г. – 130 тыс. м ², в 2011 г. – 221 тыс. м².
Правительством разработан комплекс мер, позволяющий сократить в 2010 году среднее время нахождения граждан на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до 10 лет.
В целях увеличения объемов жилищного строительства Государственной комплексной программой развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006–2010 гг. предусмотрен рост мощностей предприятий крупнопанельного домостроения почти вдвое: с 1018 тыс. м² жилья в 2006 году до 1940 тыс. м² в 2009 году.
За пятилетие на модернизацию и реконструкцию производственных баз строительных организаций будет направлено не менее 3 трлн. руб.
Переходу жилищного строительства на новый уровень способствует реализация Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 262.
Согласно Концепции критериями оценки доступности и комфортности жилья должны стать: степень удовлетворения жилищных потребностей населения; соответствие состава семей количеству комнат в жилом помещении; уровень экономической доступности жилья; уровень комфортности жилья.
Важнейшим направлением реализации Концепции выступает совершенствование нормативно-правовой базы в области жилищного строительства. Задача заключается в том, чтобы снять необоснованные и устаревшие организационные и правовые ограничения в жилищном строительстве и создать оптимальные условия в этой сфере, как для строительных организаций, так и для потребителей жилья.
Система ценообразования в строительстве и подходы по ее государственному регулированию в Республике Беларусь разработаны с учетом поставленной перед отраслью ключевой задачи: обеспечения доступности жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем сдерживания роста стоимости строительства жилья. В целях удешевления стоимости жилья, строящегося с государственной поддержкой, и обеспечения граждан доступной по цене жилой площадью в республике целенаправленно реализуется комплекс специальных мер. Все работы по жилищному строительству не облагаются налогами и сборами, относимыми на себестоимость (кроме обязательных взносов на государственное социальное страхование).
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и осуществляющие жилищное строительство с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, полностью освобождаются от платы за создание и развитие объектов социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры, связанной с инженерным и транспортным обеспечением территорий жилой застройки.
Строительство многоквартирных жилых домов для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по типовым проектам, использование которых снижает затраты и уменьшает сроки проектирования.
Сокращаются сроки выделения земельных участков для строительства жилых объектов, получения разрешительной документации на их проектирование и возведение, открытие финансирования, что также позволяет сократить дополнительные затраты, увеличивающие цену жилья.
Обеспечивается контроль за соблюдением норм продолжительности строительства жилых объектов и установленных предельных нормативов стоимости 1 м² площади строящихся с государственной поддержкой квартир.
При определении размера льготного кредита и величины одноразовой субсидии при строительстве жилья с государственной поддержкой для нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан местные исполнительные и распорядительные органы устанавливают предельные нормативы стоимости 1 м² общей площади жилья.
Во II квартале 2008 г. стоимость 1 м² общей площади жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в домах крупнопанельного домостроения составила 1 017 тыс. руб. (в городе 1358,06 тыс. руб.), а в жилых домах из кирпича и газосиликатных блоков – 1 184 тыс. руб. (в городе 1651,86 тыс. рублей) (12).
Правительством ежегодно определяется предельный индекс роста стоимости строительно-монтажных работ. В соответствии с Указом Главы государства Минэкономики ежемесячно утверждает индекс цен в строительстве в целях соблюдения установленного Советом Министров прогнозного показателя. Главой государства поставлена задача подойти к формированию цен на жилье таким образом, чтобы в 2010 году стоимость 1 м² для льготных категорий граждан не превышала размера среднемесячной заработной платы в стране.
Особое внимание государство уделяет решению жилищных проблем молодых и многодетных семей, малообеспеченных, нетрудоспособных и некоторых других категорий населения. Большинство из них имеют право на получение жилого помещения социального пользования (социального жилья) государственного жилищного фонда.
В 2008 году за счет государственных средств было запланировано строительство социального жилья для 1 878 многодетных семей и 898 семей из числа других малообеспеченных категорий населения (в городе для 66 многодетных семей - 3960 м² жилой площади).Из ветхих и аварийных жилых домов будет отселено в новое жилье 582 семьи (в городе в 2008 году из ветхих и аварийных жилых домов будет отселено 10 семей в новое жилье общей площадью 606 м² ).Основным видом государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является льготное кредитование, которое осуществляется в республике с 1996 года. Льготные кредиты на возведение (реконструкцию) жилья предоставляются в размере до 90% стоимости жилого помещения типовых потребительских качеств из расчета 20 м² на члена семьи (36 м² при строительстве однокомнатной квартиры) сроком на 20 лет с оплатой за пользование кредитом в размере 5% годовых.
Отдельные категории граждан (многодетные семьи; воины-интернационалисты; граждане, постоянно проживающие и работающие в сельской местности; граждане, квартиры или дома которых в результате стихийного бедствия, техногенной или социальной катастроф стали непригодными для проживания; граждане, занимающие жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания; молодые семьи, а также молодые граждане из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей; инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица; члены семей погибших военнослужащих, партизан и подпольщиков; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; больные активной формой туберкулеза и др.) имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии. Это позволяет им начать строительство (реконструкцию) жилья при отсутствии собственных средств. Остальные категории населения, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут по выбору воспользоваться либо одноразовой безвозмездной субсидией, либо льготным кредитом.
В целях социальной защиты многодетных семей предусмотрен специальный механизм, гарантирующий улучшение их жилищных условий в течение одного года. Местные исполнительные и распорядительные органы ведут отдельные списки многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В трехмесячный срок со дня подачи заявления они включаются в состав организаций-застройщиков (долевое строительство) или в списки на получение льготных кредитов для реконструкции или приобретения (в том числе на вторичном рынке) жилых помещений.
В 2009 году новое жилье получили и улучшили свои жилищные условия 4,1 тыс. многодетных семей. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства выделяются многодетным семьям без проведения аукционов. Многодетным семьям, улучшившим жилищные условия с привлечением льготных кредитов, предоставляется государственная финансовая помощь в их погашении.
Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 414 увеличены размеры финансовой помощи многодетным семьям. В настоящее время они составляют: для семей, имеющих троих детей, – 50% от суммы задолженности по льготному кредиту, четырех – 70%, пятерых и более – 100%.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 585 многодетным семьям оказывается помощь в погашении и нельготных кредитов, выданных банками на цели строительства (реконструкции) или приобретения жилья. При наличии троих и более несовершеннолетних детей финансовая поддержка составляет 50 бюджетов прожиточного минимума.
В 2007 году государственной помощью воспользовалось более 5 350 многодетных семей. В 2008 году на оказание государственной поддержки многодетным семьям в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, в бюджете предусмотрено свыше 17 млрд. руб. Около 8 млрд. руб. уже выплачено. Удовлетворены практически все заявления граждан. В 2008 году в городе 41 многодетной семье выдано льготных кредитных ресурсов на сумму 1 млрд. 191 млн. 757 тысяч рублей.
В республике также действует комплекс мер, направленных на улучшение жилищных условий молодежи.
Прежде всего, молодые люди имеют возможность стать на учет нуждающихся в жилье независимо от размера жилплощади, занимаемой их родителями.
В 2009 году улучшили свои жилищные условия 17,9 тыс. молодых семей. Свыше 1,5 млрд. руб. было выделено 2 130 молодым семьям для погашения нельготных кредитов. В 2008 году в городе 505 молодым семьям, улучшившим свои жилищные условия, для погашения нельготных кредитов выдано 397,9 млн. рублей.
Информация о работе Уровень и качество жизни населения, их показатели