Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
• изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
• изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1 Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2 Организация малого предприятия……………………………………7
1.3 Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….31
МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»)
Факультет экономики и управления
Кафедра «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Курсовая работа
по дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности»
на тему «Участие малых предприятий в ВЭД»
Выполнил : студентка гр.12 ЭД1
Тарасова С.С.
_____________________
(дата, подпись)
Научный руководитель :
доцент кафедры
«Экономическая теория и мировая экономика»
Мишина Н.А.
_____________________
(дата, подпись)
Пенза, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2Организация малого предприятия……………………………………7
1.3Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….31
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям и либерализации внешнеэкономической деятельности в России возрастает роль и место малого предпринимательства в рыночных реформах, в решении проблем экономического роста, в углублении и расширении форм и видов международных экономических отношений страны и ее регионов, в активизации российских бизнес-групп в сфере ВЭД.
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста страны является развитие малого бизнеса. Для России, непрерывно развивающейся в области внешнеэкономических торговых связей, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности, малый бизнес развивается, решая экономические, научно-технические и социальные проблемы. Эти и другие функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Эффективный рост ВВП формируется под влиянием множества факторов. Одним из таких факторов является развитие малого предпринимательства и его внешнеэкономической деятельности. Малый бизнес наименее подвержен экономическим колебаниям, таким как кризисные явления, несовершенство законодательной базы и не испытывает недостаток в рабочей силе, легко подстраивается к внешней среде и постоянно меняющимся условиям рынка, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России. В этом заключается актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
· изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
· изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
· рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
· изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.
Объектом исследования является малые предприятия, предметом исследования - внешнеэкономическая деятельность малого бизнеса
Информационной основой исследования явились работы отечественных ученых по исследуемой теме, фундаментальные разработки в области формирования внешнеэкономической деятельности предприятий-экспортеров, законодательные акты, периодическая литература, информация из официальных интернет-источников, а также первичная документация, финансовая, бухгалтерская и годовая отчетность предприятия.
1 Сущность и критерии малого предприятия
Предпринимательство
и бизнес – это
В.А. Козбаненко говорит: « Малый бизнес в России медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики, становясь органической ее частью.»[5, 83]
Рост малого бизнеса в непростых условиях общего экономического развития России свидетельствует о его внутреннем потенциале.
Обычно малый бизнес связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно по этим критериям и различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах эти критерии отличаются, но чаще всего используется следующее деление предприятий:
• крупное – предприятие, имеющее более 500 работников;
• среднее – от 100 до 500 человек;
• малое – до 100 человек. [1]
В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3), приведены в (табл. 1).
В соответствии с законом, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Таблица 1. Численность работников малых предприятий
Отрасль деятельности |
Предельный уровень численности работников, чел. |
Промышленность |
100 |
Строительство |
100 |
Транспорт |
100 |
Сельское хозяйство |
60 |
Научно-техническая сфера |
60 |
Оптовая торговля |
50 |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения |
30 |
Остальные отрасли и другие виды деятельности |
50 |
В мировой практике нет унифицированного определения малого предприятия. В 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко применяются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от местных рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д.
В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:
• лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;
• коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;
• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;
• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
• государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выполнении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления законного предпринимательства.[8, 76 ]
Объектами регулирования предпринимательства являются:
• регистрация и юридическое (официальное) признание предпринимательства;
• регулирование прав и режимов
предпринимательской деятельности;
• стимулирование и льготы для предпринимателя
• создание условий и государственной поддержки предпринимательства, его обслуживание;
• защита прав предпринимателя;
• ответственность предпринимателя;
• соответствующие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.
Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка [19, 394]. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.
Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:
- обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;
- распределение товарных потоков по отраслям, регионам;
- формирование рыночной конъюнктуры;
- повышение оперативности
и эффективности работы
- достижение сбалансированности рынка.
Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.
В рыночной
инфраструктуре выделяют
Любой начинающий
предприниматель после
В современных
условиях принципиальное
Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. Широко практикуется создание объединений малых предприятий в форме ассоциаций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отраслевые ассоциации, объединения для достижения определенной конкретной цели.