Участие малых предприятий в ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
• изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
• изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1 Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2 Организация малого предприятия……………………………………7
1.3 Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….31

Вложенные файлы: 1 файл

овэд переделанный.docx

— 67.93 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «Пензенский  государственный университет»)

Факультет экономики и управления

Кафедра «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Курсовая работа

по дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности»

на тему «Участие малых предприятий в ВЭД»

Выполнил : студентка гр.12 ЭД1

Тарасова С.С.

_____________________

(дата, подпись)

Научный руководитель :

доцент кафедры

«Экономическая теория и мировая экономика»

Мишина Н.А.

_____________________

(дата,  подпись)

Пенза, 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1 Сущность и критерии  малого предприятия

    1.1Понятие и  критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5

    1.2Организация  малого предприятия……………………………………7

    1.3Способы государственной  поддержки малого предприятия………10

2.Малое предприятие в  системе ВЭД

    2.1Специфика работы  малого предприятия на внешнем рынке………16

    2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………...28

Список использованной литературы……………………………………….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях перехода к рыночным отношениям и либерализации внешнеэкономической деятельности в России возрастает роль и место малого предпринимательства в рыночных реформах, в решении проблем экономического роста, в углублении и расширении форм и видов международных экономических отношений страны и ее регионов, в активизации российских бизнес-групп в сфере ВЭД.

В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста страны является развитие малого бизнеса. Для России, непрерывно развивающейся в области внешнеэкономических торговых связей, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности, малый бизнес развивается, решая экономические, научно-технические и социальные проблемы. Эти и другие функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Эффективный рост ВВП формируется под влиянием множества факторов. Одним из таких факторов является развитие малого предпринимательства и его внешнеэкономической деятельности. Малый бизнес наименее подвержен экономическим колебаниям, таким как кризисные явления, несовершенство законодательной базы и не испытывает недостаток в рабочей силе, легко подстраивается к внешней среде и постоянно меняющимся условиям рынка, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России. В этом заключается актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:

· изучить сущность и понятие малого предпринимательства;

· изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;

· рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;

· изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.

Объектом исследования является малые предприятия, предметом исследования - внешнеэкономическая деятельность малого бизнеса

Информационной основой исследования явились работы отечественных ученых по исследуемой теме, фундаментальные разработки в области формирования внешнеэкономической деятельности предприятий-экспортеров, законодательные акты, периодическая литература, информация из официальных интернет-источников, а также первичная документация, финансовая, бухгалтерская и годовая отчетность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и  критерии малого предприятия

 

    1. Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)

 

    Предпринимательство  и бизнес – это самостоятельная, инициативная деятельность отдельных  граждан, осуществляемая ими на  свой страх и риск под имущественную  ответственность и направленная  главным образом на получение  экономической выгоды в форме прибыли.

В.А. Козбаненко говорит: « Малый бизнес в России медленно и непросто, но развивается, набирает опыт и завоевывает свое место в структуре экономики, становясь органической ее частью.»[5, 83]

Рост малого бизнеса в непростых условиях общего экономического развития России свидетельствует о его внутреннем потенциале.

Обычно малый бизнес связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно по этим критериям и различают малый, средний и крупный бизнес. В разных странах эти критерии отличаются, но чаще всего используется следующее деление предприятий:

• крупное – предприятие, имеющее более 500 работников;

• среднее – от 100 до 500 человек;

• малое – до 100 человек. [1]

В Российской Федерации этот критерий не одинаков для разных отраслей экономики. Предельные уровни численности (в среднегодовом исчислении) в различных сферах деятельности, установленные Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 3), приведены в (табл. 1).

В соответствии с законом, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Таблица 1. Численность работников малых предприятий

 

Отрасль деятельности

Предельный уровень численности работников, чел.

Промышленность

100

Строительство

100

Транспорт

100

Сельское хозяйство

60

Научно-техническая сфера

60

Оптовая торговля

50

Розничная торговля и бытовое обслуживание населения

30

Остальные отрасли и другие виды деятельности

50


 

В мировой практике нет унифицированного определения малого предприятия. В 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко применяются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от местных рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д.

В сфере деятельности малых и средних предприятий субъектами экономических отношений являются:

• лица, осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под свою исключительную экономическую и юридическую ответственность;

• коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

• индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, а также союзы и ассоциации потребителей;

• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

• государственные структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление заказов предпринимателям, определение состава и размеров льгот при выполнении специальных работ и др.); они же оказывают влияние на субъектов деловых отношений, будучи гарантами осуществления законного предпринимательства.[8, 76 ]

Объектами регулирования предпринимательства являются:

• регистрация и юридическое (официальное) признание предпринимательства;

• регулирование прав и режимов предпринимательской деятельности;                                            

• стимулирование и льготы для предпринимателя

• создание условий и государственной поддержки предпринимательства, его обслуживание;

• защита прав предпринимателя;

• ответственность предпринимателя;

• соответствующие полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, включая содействие, контроль и надзор.

 

    1. Организация малого предприятия

 

Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка [19, 394]. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.

Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:

- обеспечение непрерывного  процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;

- распределение товарных потоков по отраслям, регионам;

- формирование рыночной конъюнктуры;

- повышение оперативности  и эффективности работы рыночных  субъектов на основе специализации  отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

- достижение сбалансированности рынка.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.

     В рыночной  инфраструктуре выделяют организации  двух типов – формирующиеся  самостоятельно в ходе развития  рыночной экономики и формируемые  государством или при его участии. К организациям первого типа  относятся различные биржи (товарно-сырьевые, ценных бумаг), посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые  учреждения и другие, оказывающие  различные услуги как в сфере производства, так и в снабжении - сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т. д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.

     Любой начинающий  предприниматель после регистрации  своего предприятия должен иметь  возможность открыть счет в  банке, получить кредит (для приобретения  оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных  партнерах и рынках сбыта, повысить  свою квалификацию, обучить рабочих  новым профессиям, организовать  реализацию изделий предприятия  в стране и за рубежом. В  настоящее время, решая эти проблемы, предприниматель постоянно наталкивается  на препятствия. Преодолеть эти  препятствия возможно только  при четко организованной государственной поддержке.

     В современных  условиях принципиальное значение  для развития предпринимательства  приобретает использование новейших  информационных технологий внутри  предприятия и для обеспечения  его внешних связей. В сочетании  с применением электронно-вычислительных  машин, способных оперативно обрабатывать  множество данных, и технологией  спутниковой связи, позволяющей  общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной  передачи данных, необходимых для  развития современной предпринимательской  деятельности.

Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. Широко практикуется создание объединений малых предприятий в форме ассоциаций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отраслевые ассоциации, объединения для достижения определенной конкретной цели.

Информация о работе Участие малых предприятий в ВЭД