Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:32, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение внешнеэкономической деятельности малых предприятий. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
• изучить сущность и понятие малого предпринимательства;
• изучить роль малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;
• рассмотреть критерии внешнеэкономической деятельности;
• изучить направления выхода малых предприятий на внешний рынок.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность и критерии малого предприятия
1.1 Понятие и критерии предприятия (малого бизнеса)………………..5
1.2 Организация малого предприятия……………………………………7
1.3 Способы государственной поддержки малого предприятия………10
2.Малое предприятие в системе ВЭД
2.1 Специфика работы малого предприятия на внешнем рынке………16
2.2 Малые предприятия в мире и России………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованной литературы……………………………………….31
При этом подавляющее большинство - более 90% малых компаний в ЕС, США, Китае, Индии и Бразилии - это мелкие предприятия с численностью не более 5 человек. А их основная форма юридической организации - это частные предприниматели, или, как принято говорить в нашей стране, ИП (индивидуальный предприниматель).
В России государство не очень-то щедро в отношении количественных критериев малого бизнеса. Чем больше малых фирм, тем больше им давай льгот и преференций. Поэтому штат малого предприятия - не более 100 человек.
В ЕС 87% действующих предприятий, а это более 21 миллиона фирм - малые компании. Та же картина наблюдается и в корпоративных США, где каждая третья семья трудится на благо малого бизнеса. От развитых государств не отстают и развивающиеся рынки. Экономические чудеса Китая и Индии, Бразилии и Южной Кореи на 80, а то и все 90% строятся на крепких плечиках малых бизнесменов.
Россия пока остается страной крупных компаний и бюджетных предприятий. На 100 тыс. человек в нашей стране приходится всего лишь 612 официально зарегистрированных малых компаний. В то время как в государствах ЕС этот же показатель равен не менее 3000 малых компаний. Численность занятых в малом бизнесе в России составляет примерно 12 млн. человек - или 17% от общей массы работающего населения. А во Франции на поприще малых фирм трудится 54% трудоспособного населения, в Италии - 73%, а в США - 70%.
Согласно данным Госкомстата, среднегодовая численность малых предприятий в нашей стране колеблется от 5,5 до 6 млн. Есть у местных компаний одна специфика - их очень трудно найти. Юридический адрес один, фактический другой, а на деле фирмы просто не существует. Это такие компании, которые создаются для разовых операций, для обналичивания и легализации денежных средств или для каких-то еще определенно криминальных, либо теневых целей. Доля «мертвых фирм» в целом по России варьируется от 50% в Свердловской области, 45% и 47% Санкт-Петербурге и Москве, до 36% в Республике Татарстан.
У российских экономистов есть еще один специфический термин - «ложные малые фирмы». Под это понятие подпадают неофициальные представительства крупных компаний или их владельцев. Подобные фирмы открываются для нескольких целей: выход на новые рынки, который выгоднее начинать с малых масштабов, дробление деятельности крупной компании между десятками малых фирм. Вместо одной крупной фирмы на рынке оказывается десяток малых фирмочек, с виду обособленных, а на деле повязанных между собой одной цепочкой.
Оставаясь корпорацией по существу и возможностям, такие псевдомалыши лихо подворовывают из местных бюджетов, получая и льготные кредиты, и дотации, и субсидии. До реальных малых фирм все эти средства попросту не доходят: у их руководителей нет ни соответствующих связей, ни материальных возможностей для поощрений чиновников.
Так что если подкорректировать данные Госкомстата - учесть «мертвые души» и «ложные малые фирмы», - мы получим весьма удручающий показатель. Реально работающих и действительно малых предприятий в нашей стране всего 2-2,5 млн. В то время как на территории маленькой Японии умещается 8 млн. малых фирм, а в США зарегистрировано более 20 млн.
Заключение
На основании проделанного исследования необходимо сделать следующие выводы, в соответствии с поставленными вначале задачами:
1. Во-первых, выявив основные
тенденции развития сектора
2. Структура поддержки внешнеэкономической деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства в зарубежных странах имеет ряд характерных черт: это в первую очередь, грамотные, четко разработанные, диверсифицированные программы по финансовой поддержке малых и средних предприятий; наличие продуманных и содержательных информационно-аналитических источников и баз, созданных с целью оказания содействия в поиске зарубежных партнеров, содержащих необходимую информацию о конъюнктуре рынков зарубежных стран, содержащих различного рода маркетинговые исследования и т.д. Также необходимо отметить тот, что ряд организаций оказывает мощную консультационную поддержку предприятиям, занимающимся ВЭД в целях повышения эффективности функционирования этих предприятий.
3. Исследовав состояние внешнеэкономической активности предприятий малого и среднего бизнеса в г. Москве, стоит особенно отметить тот факт, что 78% МСП не обращаются за помощью в государственные органы поддержки и развития МСП. Крайне низкий процент предприятий вовлечены во внешнеэкономическую деятельность (около 2%), то есть основная ориентация это внутренний рынок. Основными проблемами, препятствующими развитию ВЭД на этих предприятиях являются: высокие ставки по кредитам, проблемы с продвижением товаров, влияние последствий кризиса, нехватка квалифицированного персонала.
4. Характерной чертой системы поддержки ВЭД на предприятиях МСП в, является отсутствие эффективной финансовой поддержки этих предприятий. Понятия «экспортный кредит» и «гарантии по экспортному кредиту» отсутствуют. То есть нет отдельных программ по финансовой поддержке внешнеэкономических возможностей МСП. Также характерно отсутствие информационно-аналитической базы, содержащей исчерпывающую и актуальную информацию касательно рынков зарубежных стран, что крайне необходимо для развития ВЭД на МСП.
Правительства большинства развитых стран осознают, что размер МСП часто препятствует их выходу на мировые рынки. Широкий спектр финансовых услуг и услуг по управлению рисками, включая страхование, банковские гарантии и консультационные услуги, становятся доступными для малых экспортеров при помощи государственного финансирования и государственных агентств по продвижению продукции на внешние рынки. Информация об иностранных рынках и экспортных возможностях размещается на интернет-сайтах МСП и распространяется с помощью других электронных средств. Предоставляется поддержка для участия на иностранных выставках и торговых ярмарках, для подготовки инструментов маркетинговой политики на иностранных языках и распространения рекламных объявлений за границей. В то же время, особенно важным является предоставление мер государственной поддержки не в ущерб частному рынку информационных услуг. Правительства должны сосредотачивать внимание лишь на той информации, которая выступает в роли товара общественного сектора
Многие МСП в России не всегда осознают, что даже если они не принимают участия во внешнеэкономической деятельности, они все равно являются частью глобализованного делового мира и окружены конкурентами со всех уголков земного шара. Чтобы понять угрозы глобализации и воспользоваться возможностями, которые предлагает открытие мировых рынков, МСП должны осознавать аспекты их бизнеса, связанные с международными трендами, и там, где необходимо, должно быть оказано содействие в применении новых знаний, методов и инструментов для достижения успеха на международных рынка.
Будущие проекты, направленные на содействие интернационализации российских МСП, должны иметь долгосрочный характер и быть основаны на деятельности, продвигающей значительное увеличение правительственной поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях, постоянном институциональном укреплении таких посреднических организаций, как сеть торгово-промышленных палат, в целях повышения уровня предлагаемых ими услуг по интернационализации. Российские МСП должны лучше видеть свою позицию на международных рынках и использовать возможности развития прибыльного международного бизнеса.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон №
209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого
и среднего
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 2010. – 337 с.
3. Блюменфельд В. «Большие проблемы малого бизнеса»: Экономика и жизнь, 2009. – 300 с.
4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. М.: Издательский дом Дашков и К, 2011. – 547 с.
5. Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В двух томах / Под ред. В.А. Козбаненко. //М., 2012. Т. 1.– 467 с.
6. Дедул А. Малый бизнес России: Достижения, проблемы, перспективы // Федеральная газета № 1-2 февраль 2011 г. – С. 45.
7. Идеи А.А. Богданова и
современность. Материалы III межвузовской
научно-практической
8. Кавеев Х. Роль и место малых предприятий в экономике РФ // Власть, №8-9, 2012 . – С 65-67 .
9. Касьянова Г.Ю., Котко
Е.А. Документооборот в
10. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. - М., 2009. – 293 с.
11. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП «Фармико», 2010. – 94 с.
12. Прудников А. С., Авсеенко В. И. Конституционное право России. М.: ЮНИТИ, 2009. – 687 с.
13. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления . - Ростов-на-Дону, 2010. – 656 с.
14. Рагимов С.Н. Налогообложение малого предпринимательства. М.: Книжная редакция «Финансы» - 2011. – 659 с.
15. Система государственного и муниципального управления : Учебник / Под ред. Г.В. Атаманчука. - М., 2009. – 399 с.
16. Телемтаев М.М. Государственное системное управление. - 2011, – 798 с.
17. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. - М.: Юристъ, 2009. – 379 с.
18. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. - М., 2012. –675 с.
19. Морозко Н.И. Место малого бизнеса в системе финансовых отношений. //Экономика и управление. 2012. № 3 – С. 16-18
20. Федеральный закон от 24 июля
2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации"
(с изменениями и дополнениями)//[Электронный
ресурс] // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
21. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор. - М.: Просвещение, 2010.– 745 с.
22. Генералов В.В., Лычагин М.В.
//Анализ программ государственной поддержки
предпринимательства // отв. ред. д.э.н.
Г.М.Мкртчян.// - Новосибирск, ИЭОПП СО РАН,
НГУ, 2013. [Электронный ресурс] http://www.rcsme.ru/ru/
23.Российская газета //Россия
поднимет ввозные пошлины// [Электронный
ресурс] http://www.rg.ru/2014/04/03/
24.Федеральная служба государственной
статистики//[Электронный ресурс]http://www.gks.ru/wps/
25.Проблемы малого
26. Авдокушин Е.Ф. Маркетинг в международном бизнесе: учебное пособие / Е.Ф. Авдушкин. - М.: Дашков и К, 2011. – 298 с.
27. Алексунин В.А. Международный маркетинг: учебное пособие / В.А. Алексунин. - М.: Свифт, 2012. – 102 с.