Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:43, контрольная работа
Вопрос 1. Организация и принципы безналичных расчетов. Вопрос 2. Порядок открытия счетов клиентам банка, виды открываемых счетов
Раздел 3. Учет расчетных операций.
Тема 3.1 Учет расчетных операций по счетам клиентов.
Вопрос 1. Организация и принципы безналичных расчетов
Кредитные организации организовывают работу по привлечению денежных средств. Одно из основных направлений - это привлечение клиентов на расчетно – кассовое обслуживание. Основная система расчетов юридических лиц РФ - это безналичные расчеты. Безналичные расчеты предполагают хранение безналичных денежных средств на счетах банка. Банк имеет право использовать свободный остаток средств клиентов в свои активные операции, но при этом клиентам выплачиваются проценты.
Основа рыночной
экономики определяется состоянием
системы безналичных расчетов.
Основу системы безналичных
Основным документом регламентирующем безналичные расчеты в РФ является Гражданский кодекс РФ (гл. 46 «Расчеты»). В нем изложены основные положения по организации безналичных расчетов и формы расчетов используемые в практике. Детализация правил безналичных расчетов нашло отражение в нормативном документе Центрального Банка РФ от 3 октября 2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями).
В процессе осуществления безналичных расчетов важное значение имеют принципы организации:
-по счетам клиентов устанавливается очередность платежей, если на счете средств у клиента не достаточно;
Основу проведения безналичных расчетов составляет расчетно-денежная документация. Конкретное применение тех или иных документов определяется формой безналичных расчетов. Эти формы оговорены в правилах 2-П. Правилами 2-П предусмотрены следующие основные формы расчетных документов:
Безналичные расчеты могут быть организованы также с использованием векселей и пластиковых карточек.
Помимо форм расчетов выделяют способы и виды платежа. Выделяют следующие способы платежа:
- гарантированный платеж получателя, то есть он осуществляется банком из средств специально созданного для этого депозита плательщика (аккредитив или чек).
По видам выделяют следующие платежи:
Вопрос 2. Порядок открытия счетов клиентам банка, виды открываемых счетов
Основу системы безналичных расчетов составляют банковские счета предприятий,, организаций- клиентов банка. Виды счетов открываемых в банке клиентам предопределены их правовым статусом и характером деятельности и Инструкцией ЦБРФ №28-И от14.08.2006г. «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» Это могут быть расчетные, текущие, бюджетные, депозитные и др. счета. Расчетный счет является основным счетом предприятия, в банке клиента может открываться только один расчетный счет.
Для открытия расчетного счета в учреждения коммерческого банка предоставляются следующие документы:
-заявление об открытии расчетного счета по установленной форме;
-документ
об государственной
-копия учредительного
договора о создании
-документ
о подтверждении полномочий
-две карточки с образцами подписей первых должностных лиц предприятия с оттиском его печати (нотариально заверенные);
-справка от
налоговой инспекции о
Все перечисленные документы сдаются либо главному юрисконсульту, либо главному бухгалтеру банка. После соответствующей экспертизы документов банка открывает предприятию расчетный счет (на соответствующем балансе банка) с присвоением номера. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком Договором банковского счета.
Все, приведенные выше документы, необходимы для открытия счета, формируют юридическое дело и хранятся до момента закрытия счета или перевода его в другой банк.
Разрешение на открытие счета дает руководитель банка. Все открытые счета регистрируются в книге Регистрации открытых счетов.
Вопрос 3. Порядок оформления расчетных документов и установления очередности платежей.
Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:
а) наименование расчетного документа;
б) номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число, месяц, год - указываются цифрами. На расчетных документах заполняемых на вычислительных машинах, обозначение месяца указывается также цифрами;
в) номер банка плательщика (БИК). Наименование банка плательщика. Вместо наименование банка плательщика в тексте документа может быть проставлена и его фирменное обозначение;
г) наименование плательщика, номер его счета в банке, его ИНН;
д) наименование получателя средств, номер его счета в банке, его ИНН. Наименование банка получателя в чеке не указывается, номер банка - получателя средств (БИК).
Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, не затрудняющие работу банка и клиентов;
е) назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименование можно проставить кодовое обозначение;
ж) сумму платежа, обозначенную цифрами и пропись;
з) на первом экземпляре подписи предприятия независимо от способа изготовления расчетного документа, на первом экземпляре поручения предоставляется также оттиск печати.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписи учиненных должностными лицами имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.
Расчетные документы по операциям осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, принимаются, подписываются лицами уполномоченными этим юридическим лицом.
Расчетные документы по операциям осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи без оттиска печати.
Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы. Прием документов от предприятий производиться банком в течении дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы принятые банком от предприятий производятся по балансу в тот же день. Платежные поручения, платежные требования выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон.
Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Помарки и
подчистки в расчетных
Списание средств со счета плательщика производиться только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по факсу), если иное не оговорено указаниями Центрального банка России.
На счетах предприятий не всегда достаточно средств для оплаты денежно-расчетных документов. В таких случаях банк обязан соблюдать очередность платежей. Все документы банк оплачивает с учетом очередности платежей:
6. Списание по другим платежным документам
в порядке календарной отчетности.
При ликвидации
банков в первую очередь
удовлетворяются требование
граждан, являющихся кредиторами банков,
привлекающих средства граждан.
В. 4. Учет расчетов платежными поручениями.
В Гражданском кодексе предусматриваются следующие формы безналичных расчетов:
Конкретные применения тех или иных форм расчетов определены в Положении Центрального банка РФ от 3.10.02. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ». По данному Положению в РФ действуют следующие формы:
Безналичные
расчеты могут также
Платежное поручение (далее ПП) - это распоряжение владельца счета (плательщика) своему банку о переводе денежной суммы со своего счета на счет получателя средств, открытого в этом или в другом банке.
ПП оформляется в двух экземплярах на стандартной форме бланка, где указывается дата выписки, номер, способ платежа, реквизиты плательщика по дебету счета, реквизиты банка плательщика, реквизиты получателя средств, банка получателя, сумма прописью и цифрами, название платежа, вид операции, очерёдность платежа, оттиск печати и подписи клиента -плательщика. Платежное поручение поступает бухгалтеру - операционисту, который ведет счет клиента.
Платежное поручение действует десять дней (не считая день вьдачи) и принимается независимо от наличия денежных средств на счете. Бухгалтер - операционист делает отметку о поступлении платежных поручений и, если на счете имеются деньги принимает к оплате, т. е. ставит свою подпись и штамп «проведено». Второй экземпляр выдается плательщику. Он является приложением к выписке из лицевого счета. Первый экземпляр подшивается в документы дня банка. На основании первого экземпляра ПП проводится списание денежных средств со счета плательщика. В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:
Дт р/сч. плательщика (40602,40702) Кт р/сч. получателя, 30102
По просьбе клиента допускается частичная оплата платежных поручений, в этом случае платежное поручение помещается в картотеку по внебалансовому счету. 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок»:
Д 90902 К 999 99
На лицевой стороне платежного поручения проставляется отметка о дате помещения его в картотеку. По мере поступления денежных средств на счет клиента проводится частичная оплата работником банка. Бухгалтер - операционист оформляет платежный ордер (в трех экземплярах) на частичную оплату (2-я копия - плательщику, 3-й - получателю, 1-й - будет служить основание для оформления учета). На обороте платежного поручения делаются отметки о частичной оплате.