Учет расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 08:43, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Организация и принципы безналичных расчетов. Вопрос 2. Порядок открытия счетов клиентам банка, виды открываемых счетов

Вложенные файлы: 1 файл

готовые лекции по учету.doc

— 628.50 Кб (Скачать файл)

Расчеты платежными поручениями  применяются по всем товарным и нетоварным операциям: расчеты за товары и услуги, расчеты по оплате ссуд, процентов, расчеты с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами, уплаты пени, штрафов, переводов денежных средств в безналичном порядке.

Преимущества  платежных поручений:

- так как согласие (акцепт) дает сам плательщик, то это наиболее простой способ платежа;

  • широкий круг применения. 
    Недостатки:
  • нет гарантии о своевременном получении денежных средств получателем.

В этом случае поставщик товара минимизирует риск неоплаты путем предоплаты товара, работы, услуг.

 



Товар, услуги;

  1. Платежное поручение;
  2. Списание средств со счета плательщика (Дт р/сч. Кт 30102,30110);
  3. Перечисление средств (электронный перевод);
  4. Зачисление средств на счет получателя (Дт 30102,30110 Ктр/сч.);
  5. Уведомление о зачислении средств.

В. 5. Расчеты  платежными требованиями.

Платежное требование - требование кредитора (получателя денежных средств), по основному договору, должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта  плательщика расчеты платежными требованиями осуществляется в случаях:

- установленных законодательством;

- предусмотренными сторонами по основному договору, при условии предоставления права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Платежные требования составляются на бланке формы 0401061. кроме реквизитов в платежных требованиях указываются:

  • условия оплаты;
  • срок для акцепта;
  • дата отсылки плательщику, предусмотренных договором документов в случаях, если эти документы были отосланы им плательщику;

- наименование товара, номер, дата договора, номера документов, подтверждающих поставку товара, дата поставки товара, способ поставки и т.д.

Расчеты платежными требованиями с акцептом плательщика.

В ПТ, оплаченных с акцептом плательщика в поле «Условия оплаты» получатель средств проставляет «с акцептом», срок для акцепта ПТ определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее 5-ти рабочих дней. При оформлении ПТ, кредитор по основному договору в поле «срок для акцепта» указывает количество дней, установленных договором для акцепта ПТ. При отсутствии такого указания, сроком для акцепта считается 5 рабочих дней на всех экземплярах. Ответственный исполнитель банка в поле «срок платежа» проставляет дату, по наступлении которой истекает срок акцепт? ПТ.

При наступлении срока  платежа в расчет берутся рабочие  дни. День поступлении в банк ПТ в расчет указанной даты не принимаются. Последний экземпляр ПТ используется для уведомления плательщика о поступлении ПТ. Указанный экземпляр расчетного документа передается плательщику для акцепта не позже следующего рабочего дня со дня поступления. Передача ПТ плательщику осуществляется исполнителями банка в порядке, предусмотренных договором банковского счета.

ПТ помещается исполняющим банка в картотеку по внебалансовому счету № . 90901 «Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты» до получения акцепта плательщика, либо до наступления срока платежа.

Плательщик  вправе досрочно акцептировать ПТ путем  предоставления в банк заявления составленного в производственной форме и оформленного подписями в произвольной форме, лицами имеющих право подписи, и оттиском печати.

Плательщик вправе отказать полностью или частично от акцепта  ПТ по основаниям, предусмотренных  в основном договоре, в т.ч. в случае несоответствия применяемой формы расчетов, заключенному договору с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотивов отказа.

Отказ плательщика  от оплаты ПТ оформляется заявлением об отказе от акцепта формы № 0401004, составленном в 3-х экземплярах. 1-й, 2-й экземпляры заявления оформляется подписями должностных лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

Ответственный исполнитель  банка, на которого возложен прием заявлений  об отказе от акцепта ПТ, проверяет правильность и полноту оформления плательщиком заявления об отказе от акцепта, получение основания для отказа, ссылки на номер, дату, пункт договора, в котором это основание предусмотрено, а также соответствие номера и даты договора, указанном в ПТ, и заверяет все экземпляры заявления об отказе, своей подписью и оттиском штампа банка с указанием даты.

При полном отказе от акцепта  ПТ изымается из картотеки по внебалансовым  счетам № 90901 и в тот же день подлежит возврату в банк-эмитент, вместе со 2-ым экземпляром заявления об отказе от акцепта для возвращения получателю средств.

1-экземпляр  об отказе от акцепта и копия  ПТ помещаются в документы  дня банка плательщика в качестве расписки в получении об отказе.

Схема документооборота ПТ с акцептом плательщика выглядит следующим образом:

  1. ПТ поступает в банк от клиента-получателя денежных средств. Данный банк называется банком - эмитентом.
  2. Если получатель средств находится в другом банке, то все экземпляры ПТ направляются в исполняющий банк, т.е. в банк плательщик.
  3. Бухгалтер - операционист на всех экземплярах ПТ проставляет дату – срок акцепта (срок - 5 дней). Последний экземпляр ПТ передается плательщику для акцепта и бухгалтером   банка  выписывается  мемориальный   ордер   на  сумму  ПТ   и  данная   сумма учитывается на внебалансовом счете 90901 «Документы, ожидающие акцепта».
  4. Плательщик акцептует ПТ, т.е. ставит свою печать, подписи и сдает обратно в  банк для оплаты

Д  расчетный  счет К  кор. счет банка

плательщика 30102

Одновременно  сумма оплаченного ПТ списывается с картотеки внебалансового счета № 90901.

5.        В случае отказа от акцепта  плательщиком, либо частичного отказа, плательщиком составляется заявление об отказе от акцепта в 3-х экземплярах. ПТ без акцепта плательщика

Применяются в случаях предусмотренных законодательством и если оговорено в договоре.

Если данное условие предусмотрено в договоре между поставщиком и покупателями, то обязан предоставить в свой банк сведения о кредиторе (получателе средств), который имеет право выставить ПТ в безакцептовом порядке. Тогда к договору банковского счета составляются дополнительные соглашения о данных сведениях.

 

На ПТ пишется  «без акцепта». ПТ без акцепта подлежат оплате без соглашения плательщика. В учете производится запись:

Д      расчетный счет К 301 02, счет получателя

плательщика

Если на расчетном  сете плательщика денег нет, то оно  помещается во 2-ую картотеку «Документы, не оплаченные в срок» по Д 909 02.

 

 

В. 5 Расчеты аккредитивами

Аккредитивы - это условное денежное обязательство принимающим банко-эмитентомч^ по   поручению   плательщика   производятся   платежи   в   пользу   получателя      средств   по предъявлению соответствующих документов.

Аккредитивная форма  расчетов в Российской практике применяется  не очень широко:

1. Отвлекаются  средства покупателя из его хозяйственного оборота;

2.3амедляется товарооборот ,так как поставщик до извещения  об открытии аккредитива на его имя не может отгрузить готовую продукцию и несет дополнительные затраты на его хранение.

Положительная сторона:

  1. Дается гарантия поставщику об оплате его документов в срок;
  2. Аккредитив удобен поставщику.

Аккредитивная форма одна из основных международных  расчетов. В России аккредитивами обслуживаются не более 10% товарооборота по импорту, примерно 40- 50% по экспорту. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) - это активы при открытии которых банк – эмитент перечисляет средства плательщика в распоряжение банка - поставщика (исполнительный банк);
  • непокрытые (гарантированные), когда гарантию по оплате документов поставщика дает сам   банк.    Между   эмитентами   устанавливаются   корреспондентские   отношения.   В исполнительном банке дается право списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка - эмитента.

Отзывные  аккредитивы - он может быть изменен или аннулирован банком -эмитентом, без предварительного согласия с поставщиком;

Безотзывной - аккредитив, который может быть отменен с согласия получателя средств. Аккредитив применяется при разовых поставках.

При аккредитивной  форме расчета заключается договор в котором предусматривается: наименование банка эмитента, наименование исполняющего банка, наименование получателя средств, сумма аккредитива, вид аккредитива, способ извещения об открытии аккредитива, полный перечень документов предоставляемых получателем средств, срок действия аккредитива, условия оплаты(с акцептом и без акцепта плательщика) и др.

При открытии аккредитива плательщик предоставляет  в свой банк аккредитив на банке стандартной формы- заявление на аккредитив, в котором указывается вид аккредитива, условия оплаты аккредитива, номер счета где депонируются деньги. (40901, 40902),    срок    действия    аккредитива,    наименование    документов    против    которых производится платеж, наименование товара, работ, услуг для оплаты которых открывается аккредитив.

Аккредитив  открывается для расчета только с одним поставщиком, количество экземпляров заявления зависит от требования банка, в расчетах применяются депонированные аккредитивы при поступлении заявления на аккредитив ответственный исполнитель исполняет его:

1.Учет суммы  покрытых аккредитивов осуществляется  банком -эмитентом на счете Дт -90907, Кт- 99999. Данный учет ведется для контроля за выплатами по аккредитиву.

2.У чет  суммы по непокрытым и гарантированным  аккредитивам осуществляется банком - эмитентом на счете 91315-П.

Сумма аккредитива  списывается с расчетного счета  плательщика и с корреспондентского счета банка, на каждом экземпляре проставляется отметка банка, последний экземпляр помещается к соответствующему внебалансовому счету, остальные пересылаются в исполняющий банк, где полученный денежный перевод зачисляется на отдельный лицевой счет 40901, 40902 «Аккредитивы».

Учет  выплат по аккредитивам.

Исполняющий банк получит денежный перевод от банка - эмитента и эмиссионную телеграмму на открытие аккредитива для его клиента поставщика.

Поставщик, отгрузив товар для получения денежных средств по аккредитиву предоставляет в свой банк четыре экземпляра реестра счетов к которому могут прилагаться отгрузочные и другие документы предусмотренные условиями аккредитива.

Ответственный исполнитель проверяет правильность оформления реестров счетов и если все в порядке подшивает в документы дня банка*. Если выполняется гарантированный аккредитив, то данная сумма списывается со счета 91414. Второй и третий экземпляр реестра с приложенными товаротранспортными документами направляются банку -эмитенту, где на основание реестра списывается сумма со счета 90907.

Последний экземпляр  реестра и товаротранспортные документы  вручается плательщику. Если условиями аккредитива представлен акцепт уполномоченного плательщиком лица, то он представляет в исполняющий банк доверенность, паспорт и образец своей подписи.

Порядок закрытия аккредитива 

Закрывается в следующих случаях:

  • по истечению срока аккредитива;
  • на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего пользования;

- по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива.



* В исполняющем  банке производиться оплата реестра  счетов: Дт 40901, Кт40902 Кт расчетного счета поставщика.

 

1. Заявление на аккредитив;

2.Депонирование средств;

3. Извещение об аккредитиве;

4. Отгрузка ценностей,  выполнение работ;

5. Документы, подтверждающие  отгрузку;

6. Зачисление на расчетный  счет с аккредитива.

 

 

 



  1.Депонирование средств;

2.Чековая книжка;

3.Товар,услуги;

4.Чек в оплату за  товар, услуги;

5.Передача чека в  банк на оплату;

6.Списание суммы чека  из депонированных средств;

7.перечисление средств;

8.Зачисление суммы  на счет получателя;

9.Уведомление о зачислении  средств

 

 

Тема 3.2 Учёт межбанковских  расчётов

Организация учета  межбанковских расчетов

Расчеты между банками  в РФ осуществляется:

1.Через систему РКЦ  (РКЦ является территориальным  подразделением ЦБ РФ);

2.Путём установления  прямых корреспондентских отношений между банками (когда один банк открывает у другого кор.счет);

3.Через клиринговые  учреждения.

Преобладающий объём  межбанковских расчетов осуществляется через систему РКЦ. Для осуществления  расчетов коммерческий банк (КБ) должен открыть кор.счет.

При осуществлении расчетов через  кор.счета банка, заключается договор о корреспондентских отношениях, в договорах отражается:

1.Какими документами  оформляются расчеты между банками  и корреспондентами;

2.Порядок направления  документов и использование технического средства:

3.Способы, удостоверяющие  права распоряжаться денежными  средствами;  

 

4.    Контроль  и выверка расчетов. Кор.счета могут быть счетами:

  1. «ЛОРО» - кор.счет банка респондентов данного банка
  2. «НОСТРО» - кор.счет данного банка в банке корреспонденте. 
    Банк респондент - банк, который открывает кор.счет в другом банке.

Кор.счет — это разновидность счетов до востребования, который выполняет функции как расчетный счет предприятия.

Информация о работе Учет расчетных операций