Факторы и характеристики определяющие структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является полное раскрытие понятия рынка, рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка, определение факторов влияющих на структуру рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Определить факторы, влияющие на структуру рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие рынка. Рыночный механизм и его функции
1.1 Понятие рынка
1.2 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.3 Функции рынка
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
1.5 Рыночная экономика
Глава 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
Виды рынков
Рынок совершенной конкуренции
Рынок чистой монополии
Рынок монополистической конкуренции
Рынок олигополии
Глава 3 Факторы и характеристики
3.1 Факторы и характеристики определяющие структуру рынка
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы и характеристики определяющие структуру рынка.docx

— 96.23 Кб (Скачать файл)

     Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация — форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации: предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (например, прядильная фабрика). Специализация в настоящее время достигла такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

     Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в какой-либо одной сфере исключает возможности такого же производственного использования в другой. В экономической теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

     Формирования рынка произошло в результате экономической обособленности товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. Обмен продуктами человеческого труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме. Объекты частной собственности многообразны. Они создаются и приумножаются за счет предпринимательской деятельности, доходов от ведения собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги.

     Обособленность товаропроизводителей, постепенно начала распространяться, на коллективную и другие формы собственности. Появились кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

     Помимо того, одним из факторов становления рынка кроется и в возможности для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Так же, рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 

     1.2 Функции рынка

     В современной экономике рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции:

  1. Самая важная функция рынка - регулирующая. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Растет цена — сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о которой писал еще А.Смит, но и государственными рычагами. Однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.
  2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
  3. Стимулирующая функция осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффектвность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг.
  4. Информирующая функция рынка. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены "сообщают" бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через кокретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  5. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
  6. Оздоравливающая (санирующая) функция жестока, но экономически оправдана. Рынок "очищает" экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности - от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм. Т.е. предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о проогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной "борьбе" и "наказываются" банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия поцветают и развиваются. Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбывают из "игры" по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в движении потоков товаров, доходов и денег.
  7. Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей. Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления.

     С учетом функций рынка его элементами выступают: производители и потребители; цены; спрос и предложение; конкуренция ("невидимая рука провидения", по А. Смиту). 

1.4 Рыночная экономика

     Рыночная  экономика - это система экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной  конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения  социально- экономических проблем. Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.5

     Основными принципами функционирования рыночной экономики являются:

  1. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
  2. примат потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
  3. рыночное ценообразование: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
  4. договорные отношения;
  5. конкуренция;
  6. государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
  7. открытость экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществления внешнеэкономических операций при соблюдении определенных условий и ограничений;
  8. обеспечение социальной защищенности населения.
 

     1.5 Структура рынка. Инфраструктура рынка 

     Рыночной  экономике необходима инфраструктура (от лат. infra – ниже, под и structura–строение, расположение) – комплекс рыночных институтов, обеспечивающих взаимосвязь основных макроэкономических потоков. Применительно к рынку (рыночной экономике) инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Иными словами, инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

     Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

     Материальная  база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

     В кредитно-расчетную базу входят отдельные  банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

     Важнейшими  элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя национальный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.

     В рыночную инфраструктуру входят и государственные  финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

     Важной  частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".

 

      2. Типология рынков. конкуренция и  монополия в рыночном  механизме

                                             2.1 Виды рынков 

     Итак, по определению рынок – это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.6 Существуют множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по следующим четырем признакам7: 

     Таблица2.1.1 Основные виды рынков

по  виду продаваемого товара по  масштабам охвата территории с точки зрения соответствия действующему законодательству по  уровню конкуренции
1 2 3 4
- рынок сырья;

- рынок  материалов;

- рынок  драгоценностей;

- рынок  средств производства;

- рынок  недвижимости;

- рынок  потребительских товаров и услуг;

- рынок  информационного и интеллектуального  (духовного) продукта;

- рынок  инноваций;

- рынок  капитала;

- рынок  валюты;

- рынок  ценных бумаг;

- рынок  труда, рабочих мест и рабочей  силы

- мировой рынок

- зональный  рынок

- региональный  рынок

- национальный  рынок

- внутренний  и внешний рынок (применительно  к каждой стране)

- легальный  (официальный) рынок

- нелегальный  (теневой, чёрный…) рынок

- рынок совершенной  конкуренции (высококонкурент-ный,  свободный);

- рынок  монополистической конкуренции,

- рынок  олигополии,

- рынок  чистой монополии (закрытый)


 

     В качестве исходного рыночного критерия целесообразно признать деление  рынков по признаку «факторы производства».

     Каждый  из рынков, в свою очередь, можно  разделить на составляющие элементы. Так, рынок средств производства включает рынок земли, станков, кормов, газа и т. д.; рынок информации - рынки  научно-технических разработок, ноу-хау, патентов и др.; финансовый рынок - рынки  ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресурсов.

     В условиях углубления и расширения хозяйственных  связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь  в мировые товарные рынки, на которых  выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в  пределах государственных границ. Среди  множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки.8

Информация о работе Факторы и характеристики определяющие структуру рынка