Факторы и характеристики определяющие структуру рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является полное раскрытие понятия рынка, рассмотрение сущности, механизма деятельности, функций рынка, определение факторов влияющих на структуру рынка.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1). Определить следующие понятия: рынок, функции рынка, рыночная экономика, структура рынка, инфраструктура рынка, преимущества рынка, недостатки («провалы» или «фиаско») рынка.
2). Раскрыть содержание функций рынка, показать преимущества рыночной экономики в использовании ограниченных ресурсов на основе анализа функций рынка.
3). Определить критерии классификации видов рынков. Дать обоснование критериям их классификации.
4). Определить факторы, влияющие на структуру рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие рынка. Рыночный механизм и его функции
1.1 Понятие рынка
1.2 Сущность рынка. Условия возникновения рынка
1.3 Функции рынка
1.4 Структура рынка. Инфраструктура рынка
1.5 Рыночная экономика
Глава 2 Типология рынков. Конкуренция и монополия в рыночном механизме
Виды рынков
Рынок совершенной конкуренции
Рынок чистой монополии
Рынок монополистической конкуренции
Рынок олигополии
Глава 3 Факторы и характеристики
3.1 Факторы и характеристики определяющие структуру рынка
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Факторы и характеристики определяющие структуру рынка.docx

— 96.23 Кб (Скачать файл)
  1. Дифференциация продукта; замещение благ высокое, но не абсолютное; лояльность к торговой марке; фирмы обладают ограниченной рыночной властью.
  2. Большое число продавцов; небольшая доля фирмы в рыночном предложении; фирма несёт определённые издержки привлечения покупателей.
  3. Относительно свободный вход на рынок и выход из него; издержки входа выше, чем при совершенной конкуренции; отсутствие отраслевых барьеров.
  4. Автономность поведения фирм приводит к отсутствию сговора; свобода принятия решений; отсутствие стратегического поведения.
  5. Убывающая кривая спроса.

     Уровень производства товара монопольно-конкурентной фирмой меньше, чем уровень производства фирмами, не являющимися монопольными конкурентами, но действующими при  эффективном масштабе производства.

     Дифференцировать  товар - это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д. Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль. Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем при эффективном масштабе производства.

     Эффективный масштаб производства - это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (AQ). AQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).

     Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально  возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > МС). Это  означает, что монополистическая  конкуренция — менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > МС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования. 

       

     В краткосрочном периоде каждая фирма  на рынке монополистической конкуренции  во многом подобна чистой монополии (см. рис. 2.4.2). Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства МС = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (Р*).Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и АТС. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.

     Источники получения прибыли фирмой при  монополистической конкуренции: вывод  на рынок уникального товара; благоприятное  расположение фирмы; маркетинговые  барьеры; применение передовой технологии. В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.

     

     Графически  долгосрочное равновесие выглядит так (см. рис. 2.4.3). Точка А — точка  долгосрочного равновесия. Кривая D—  касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.

     Характеристика  рыночного равновесия монополистической  конкуренции в долгосрочном периоде:

     а). Цены выше минимальных средних долгосрочных издержек, что приводит к наличию  излишних производственных мощностей.

     б). Цены выше предельных издержек производства, т.к. фирмы реализуют рыночную власть. Все это приводит к потере эффективности, связанной с потерями, во-первых, из-за недоиспользования мощностей; во-вторых, из-за присвоения фирмами  части излишков потребителя. Однако потери эффективности компенсируются расширением ассортимента благ.

     Современная рыночная экономика — это экономика  преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют. 

     2.5 Рынок олигополии

     Олигополия - рыночная структура, в которой большая  часть продаж совершается несколькими  крупными фирмами, каждая из которых  способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного и монополистического рынков, в зависимости от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного предложения, что позволяет ему оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:

  1. На рынке доминирует небольшое количество фирм. Главная черта олигопольного рынка — в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга.
  2. Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную рыночную власть над ценой. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
  3. Ограниченный доступ в отрасль (существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль).
  4. Однородный продукт (чистая олигополия) или дифференциальный продукт (дифференциальная олигополия).
  5. Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

     Последствия всеобщей взаимосвязи олигополистов: нельзя точно оценить спрос; нельзя точно определить MR; нельзя определить Р* (равновесная цена) и Q* (равновесный  объем продаж).

     

     Модель "Ломаной кривой спроса" (см. рис. 2.5.1.) объясняет негибкость цен. Форма  кривой спроса олигополиста зависит  от реакции соперников на действия фирмы. Спрос на продукт фирмы  будет эластичным, если она повысит  цену, так как конкуренты не будут  повышать свои цены в ответ (D2). Если же фирма понизит свои цены, то спрос  станет неэластичным, так как конкуренты, скорее всего, тоже понизят цены (D1). Результат — ломаная кривая спроса у фирмы (D2PD1). Р — установленная  цена. Если фирма повысит цену, то спрос уйдет к D2. Если фирма понизит  цену, то спрос не изменится.

     Кривая MR имеет вертикальный разрыв А-В. Из-за разрыва в величинах MR объем выпуска  не будет оказывать воздействия  на цену товара при изменении предельных издержек (МС).

     Ценообразование на рынке олигополии.

     а) Картельное соглашение.

     Тайный  сговор - форма олигопольного поведения, ведущая к образованию картелей. Картель - группа фирм, согласующая решения по поводу объемов выпуска и цен так, как если бы они были единой монополией.

     Установление  единой цены увеличивает выручку  всех участников картеля, но рост цены сопровождается обязательным снижением  объема продаж. При данном соглашении каждая фирма, стремясь максимизировать  свою прибыль, часто нарушает договор, снижая цены втайне от других. Это разрушает  картель.

     Препятствия для тайного сговора: различия в спросе и издержках; число фирм в отрасли; внезапный спад деловой активности; возможное вступление в отрасль других фирм; мошенничество, основанное на скрытом снижении цен по принципу ценовой дискриминации.

     б) Лидерство в ценах (молчаливый сговор) - это соглашение между олигополистами о ценах на свою продукцию. Смысл  в том, что фирмы отрасли ориентируются  на цены, установленные одной компанией-лидером. Как правило, в качестве лидера выступает  фирма, являющаяся крупнейшей в рамках своей отрасли. Стратегия поведения  фирмы-лидера является руководством к  действию для других, более мелких фирм.

     Тактика лидера при корректировке цен: корректировка  цен редка и проводится в случае значительных изменений в издержках; о надвигающемся пересмотре цен  сообщается часто через СМИ; ценовой  лидер выбирает не обязательно максимальную цену.

     в). Практика сдерживания цен. Это практика назначения самой низкой цены, которая препятствует входу на рынок других фирм. При этом фирмы временно отказываются от текущей прибыли, чтобы не допустить в отрасль конкурента.

     Механизм  такой практики - фирмы оценивают  возможные минимальные средние  издержки потенциального конкурента и  устанавливают цену ниже этого уровня.

     г). Ценообразование по принципу «издержки плюс» означает, что при определении цены олигополист сначала оценивает свой средний уровень издержек при некотором плановом уровне производства, а затем добавляет к ним «накидку» в размере определенного процента прибыли. Накидка должна быть достаточной, чтобы покрыть издержки и обеспечить нормальную прибыль. 
 
 
 

Глава 3 Факторы и характеристики

3.1 Факторы и характеристики  определяющие структуру   рынка 

     Рынок формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и специфического характера.

     Общими являются социально-экономические факторы, определяющие структуру рынка:

     -объем  и структуру товарного предложения,  в том числе по предприятиям-представителям;

     - ассортимент и качество выпускаемых  изделий;

     - размеры импорта по данному  товару или группе;

     - достигнутый уровень жизни и  потребностей населения; 

     - покупательская способность населения;

     - уровень соотношения цен на  товары;

     - численность населения;

     - его социальный и половозрастной  состав;

     - степень насыщенности рынка;

     - состояние сбытовой, торговой и  сервисной сети;

     - географическое расположения рынка.

     В настоящее время состояние рынка  подвержено значительному влиянию  таких процессов, как обособление  территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введения новых таможенных ограничений и т.д.

     Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные, только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. К числу специфических факторов относятся:

     1. размер и состав гардероба,  природно-климатические условия,  изменения моды, национально-бытовые  традиции (для рынков тканей, одежды  и обуви);

     2. достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального  износа, рост жилищного строительства,  развитие прокатной сети, рационализация  быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного использования).

     Совокупность  факторов, определяющих развитие спроса и предложения на отдельных рынках, находится в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действия одних  факторов вызывает изменение действия других. Особенностью одних факторов является то, что они вызывают изменения  как общей емкости, так и структуры  рынка, а других — то, что они, не изменяя общей емкости рынка, вызывают его структурные изменения. В процессе исследования рынка необходимо объяснить механизм действия системы  факторов и измерить совокупные результаты их влияния на объем и структуру  спроса и предложения на том или  ином

     Выявление причинно-следственных связей на исследуемом  рынке проводится на основе систематизации и анализа данных. Систематизация данных заключается в построении группировочных и аналитических  таблиц, динамических рядов анализируемых  показателей, графиков, диаграмм и т.п. Это — подготовительная стадия анализа информации для ее количественной и качественной оценки.

     Обработка и анализ данных осуществляются с  использованием известных и описанных  в учебных пособиях по статистике методов, а именно: группировки, индексного и графического методов, построения и анализа динамических рядов. Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются  в результате корреляционно-регрессионного анализа динамических рядов.

     В конечном итоге описание причинно-следственных связей, вызванных взаимодействием  различных факторов, позволит нам построить модель развития рына. Построению такой модели должно предшествовать уточнение рабочей гипотезы, которая первоначально формулируется на начальном этапе работ наряду с определением целей и задач исследования. Углубленный анализ источников информации может существенно изменить начальные представления о перспективах развития рынка. Уточненная гипотеза представляет собой форму постановки экономической задачи, исходя, из которой разрабатываются модель развития рынка и аппарат прогнозирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Факторы и характеристики определяющие структуру рынка