Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:30, контрольная работа
Стратегической целью развития России является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу нашего государства как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Достижение поставленной цели требует перехода к инновационному пути развития.
Введение 3
1 Сущность и основные факторы конкурентоспособности товара
на иностранных рынках 5
2 Конкурентоспособность товаров России в настоящее время 10
3 Перспективы повышения конкурентоспособности товаров России 15
Заключение 19
Список литературы 20
В
международных рейтингах
В
научных исследованиях
Главными комплексными факторами конкурентоспособности национальной экономики признаются:
Каждому из этих комплексных факторов придается определенный вес, разрабатывается система количественных и опросных показателей, а затем на основе расчетов 161 показателя сначала измеряются восемь индексов по указанным факторам, а затем определяется сводный индекс конкурентоспособности. В соответствии со значением этого индекса для каждой страны они ранжируются по ранговым местам. Принципиально важно то, что, по мнению специалистов МЭФ, такая методика позволяет сделать достаточно объективные и справедливые оценки.
В рейтинге конкурентоспособности стран за 2011-2012 годы, опубликованном ВЭФ Россия занимает лишь 66-е место, опустившись на три позиции по сравнению с прошлогодним показателем (для сравнения – в 2008 г. Россия занимала 58 место, в 2005 г. – 75-е место). В рейтинг включены 142 страны. Проблемами для конкурентоспособности России, которые сохраняются из года в год, названы, в частности, факторы: здоровье и начальное образование, инфраструктура, качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, качество бизнес-климата, конкурентоспособность компаний, а также неспособность экономики «впитывать» современные технологии из различных источников, включая прямые иностранные инвестиции.
Глобальное исследование конкурентоспособности стран мира проводит также Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD). Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook – ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире. До 1996 года Институт готовил отчеты о конкурентоспособности экономик совместно с аналитической группой ВЭФ, а с 1996 года эти две организации выпускают два разных исследования. На сегодняшний день The IMD World Competitiveness Yearbook – одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики в области конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять факторов. Совокупный рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций и партнерских институтов по всему миру. Бизнес-климат в охваченных исследованием странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети – статистические данные и одна треть – экспертных оценок.
В 2012 году Россия улучшила свою позицию в глобальном рейтинге на одну позицию, переместившись на 48 место из 59 возможных. За 2011 год Россия практически не изменила большинство показателей, которые могли бы оказать влияние на рейтинговую оценку. Авторы исследования отметили улучшение в сфере защиты прав частной собственности, некоторое снижение коррупции, а также прогресс в сфере контроля за уплатой налогов. В то же время эффективность бизнеса, эффективность государственного управления и состояние инфраструктуры почти не изменились. Среди главных позитивных факторов конкурентоспособности России исследователи отмечают высокий уровень образования, квалификацию рабочей силы и общую устойчивость экономики. Среди главных негативных факторов названы низкий уровень диверсификации экономики и низкая эффективность государственного управления, в частности по таким показателям, как простота ведения бизнеса, открытость рынка, налоговая нагрузка, административные барьеры и коррупция.
«Значительные природные ресурсы России и умелое макроэкономическое регулирование открывают для страны перспективы поддержания сравнительно высокого уровня благосостояния в ближайшем будущем. Однако сами по себе эти факторы недостаточны, если страна имеет намерение быть серьезным игроком в глобальной экономике: Россия срочно нуждается в развитии конкурентоспособности на уровне компаний, чтобы полностью использовать свой ресурсный потенциал и создать более диверсифицированную и динамичную экономику», – считает один из составителей рейтинга, профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.
Если резюмировать результаты рейтинговых исследований конкурентоспособности России зарубежными организациями, можно отметить целый ряд следующих позитивных моментов. Прежде всего, макроэкономическая стабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, богатые природные ресурсы и грамотное макроэкономическое регулирование, а также часть индикаторов, характеризующих инновационный потенциал.
Кроме того, Россия сегодня обладает целым рядом фундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе развивающихся стран. В составе этих преимуществ:
По мнению экспертов ВЭФ и Гарвардского университета, Россия имеет очень сильные международные позиции в черной металлургии; сильные – в цветной металлургии, электроэнергетике, нефтехимии, лесной и оборонной промышленности; посредственные – в химии, в авто- и судостроении, общем машиностроении, приборостроении; слабые – в авиапромышленности, электронике, в текстильной промышленности.
Таким образом, в России имеются необходимые предпосылки для создания продукции, конкурентоспособной по качеству и ценам на мировом рыке. Однако дальнейшее укрепление экспортного потенциала тесно связано с решением общих проблем экономического развития России, осуществлением мероприятий по улучшению торгового, страхового и кредитного сервиса, совершенствованием условий для проведения НИОКР и внедрения их результатов в конкретную технологию производства.
Необходима разработка национальной политики международной конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций России. Высококонкурентоспособные фирмы могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур горизонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании «новой экономики», разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами.
Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыночных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприятий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производительности труда практически нереально.
В
свою очередь тормозятся отсутствием
эффективных рычагов
Изучение
проблем государственного регулирования
экономики требует учета общих
представлений и
Конкурентная экономика не может успешно развиваться без вмешательства государства. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплением интеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредоточиваться на усилении роли конкурентоспособного механизма, смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.
Первооснова
решения проблем повышения
Российские ученые востребованы за рубежами нашей страны. Среди них те, кто трудится в ряде крупных научных центров мира. Немало ученых выехало за рубеж, и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют все приобретенное в своей предпринимательской деятельности с немалой выгодой. За прорывной работой, как правило, стоит яркий ученый, притягивающий к себе таланты. Вокруг него формируется научная школа, способная генерировать новые знания. Затраты на вознаграждение конкурентоспособного ученого сторицей, а то и тысячекратно окупаются на производственно-внедренческой стадии инновационного процесса. Этим и определяются, нынешние намерения и уже начинающиеся действия в нашей стране по увеличению бюджетных затрат на академическую науку в рамках реформы РАН. Но только зарплатой конкурентоспособных инновационных успехов в науке и экономике не достигнуть. Необходимо располагать и современной передовой техникой, без которой не сделать конкурентоспособных открытий, не воплотить их результаты. Успехи в науке дают шанс России стать страной с высокоразвитой экономикой, высоким уровнем жизни и «человеческого потенциала», экспортером интеллектуальных услуг.
Информация о работе Факторы повышения конкурентоспособности товара на иностранных рынка