Финансирование физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:40, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с законодательным документом «О физической культуре и спорте», государство берет на себя обязанность финансировать отрасль физической культуры и спорта. Речь, прежде всего, идет о прямом финансировании спортивных сооружений, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных организаций (объединений) федерального значения. Кроме того, это касается научных исследований, подготовки и выступлений в официальных и международных спортивных соревнованиях сборных команд.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Государственное финансирование физической культуры и спорта………………………………………………………….6
БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ………………………………12
Самофинансирование в физической культуре и спорте……………………………………………………………………………17
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА…………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика ФК и С.docx

— 56.94 Кб (Скачать файл)

Аналогичные процессы происходили повсеместно и с  другими значимыми спортивными событиями и институтами. Большие гонорары спортсменов, тренеров и спортивных менеджеров придали коммерческому (профессиональному) спорту еще более высокий общественный статус. По своей популярности и уровню доходов спортивные звезды стали в один ряд со звездами шоу-бизнеса. Мировые чемпионаты и Олимпийские игры стали самыми популярными и высокодоходными мероприятиями в международном теле бизнесе, рекламе, туристической деятельности. Мощная рекламная и PR-поддержка современных спортивных соревнований и событий способствует еще большей популяризации как спорта в целом, так и отдельных его видов, помогает молодым людям определиться с выбором сферы профессиональной деятельности. Значительная часть молодежи во всех странах мира выбирает в настоящее время спорт, надеясь в этой области раскрыть свой потенциал и талант, приобрести богатство и славу.

В чем же состоит  суть коммерческой деятельности в спорте, в каких формах она осуществляется и какими личностными качествами отличаются предприниматели – «аниматоры» спортивного бизнеса? Ответы на эти вопросы начнем с рассмотрения побуждений и внутренней мотивации предпринимателей, работающих в спортивном бизнесе.

Движущими мотивами предпринимательской деятельности в спорте являются:

  • желание работать в спортивном бизнесе, отдавая себя той сфере деятельности, к которой чувствуешь призвание;
    • потребность в самореализации и самоутверждении через получение прибыли;
  • раскрытие своего творческого и личностного потенциала посредством самостоятельного ведения дел.

Обратимся теперь к вопросу о том, кто же может  осуществлять предпринимательскую деятельность и в каких формах она практикуется в мировом и российском спортивном бизнесе. Здесь следует подчеркнуть, что предпринимательскую деятельность в спорте может осуществлять не каждый желающий, а лишь дееспособное лицо. Это положение означает, что предпринимательскую деятельность могут осуществлять лишь те лица, которые своими действиями приобретают права и создают для себя обязанности; те же лица, которые не могут в полной мере отвечать за свои действия, ограничиваются в дееспособности. В частности, такие ограничения имеют лица с психическими заболеваниями или дети, не достигшие определенного возраста. Кроме того, имеются некоторые виды предпринимательской деятельности, требующие специального разрешения – лицензии государственных органов. Такой порядок применяется с целью допуска к определенным видам бизнеса только достаточно квалифицированных и компетентных лиц, так как их работа может нести потенциальную опасность для жизни и здоровья клиентов, их финансового благополучия. В частности, лицензии необходимы в области предоставления образовательных услуг, массажа и спортивно-медицинских консультаций, банковской и страховой деятельности, рынка ценных бумаг и в некоторых других сферах бизнеса.

Субъектами предпринимательской  деятельности могут быть отдельные предприниматели – физические лица и коллективные предприниматели, образующие предприятия, юридические лица. Последние образуются в самых разных формах – в виде единоличных владений, некоммерческих партнерств и организаций, обществ с ограниченной ответственностью, закрытых и открытых акционерных обществ, государственных и муниципальных предприятий. Такое разнообразие видов торгово-промышленной деятельности диктуется хозяйственной необходимостью, в частности, критериями целей, задач, перспектив развития бизнеса, форм ответственности участников. При этом каждая из отмеченных форм обладает своими достоинствами и недостатками.

Предпринимательская деятельность в спорте осуществляется в трех основных направлениях:

    • во-первых, в сфере индивидуального предпринимательства, так как в настоящее время большинство профессиональных спортсменов и тренеров выступают на спортивных рынках труда как частные предприниматели;
  • во-вторых, предпринимательскую деятельность в спорте осуществляют отдельные спортивные клубы, лиги, федерации и иные организации;
    • в-третьих, предпринимательскую деятельность в сфере спорта осуществляют предприятия, специализирующиеся на производстве спортивных товаров, услуг и информации. Сюда относятся предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение; специализированные телевизионные и радио-компании и каналы, печатные издания и другие фирмы.

Каждая из вышеперечисленных  видов предпринимательской деятельности осуществляется в специальной, установленной законом форме, которая получила название организационно-правовой формы.

 

  1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Минэкономразвития России при  участии загранаппарата Министерства проведен анализ международного опыта финансирования физической культуры и спорта.

В развитых зарубежных странах  сфера спорта четко разделена  на массовый спорт, спорт высших достижений (олимпийский) и профессиональный спорт. Как правило, развитие спорта высших достижений – это прерогатива государства и национальных государственных и общественных спортивных организаций.

Развитием массового спорта государство занимается через местные  органы власти и спортивные организации. Развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие структуры с незначительной долей  помощи со стороны муниципалитетов  и местных органов власти.

На развитие спорта высших достижений выделяются средства из государственного бюджета, объем которых зависит  от целей и задач, поставленных государством и обществом. В бюджетах национальных спортивных федераций во многих странах  государственные дотации составляют от 50 до 80% в зависимости от вида спорта.

На развитие массового  и детско-юношеского спорта муниципальные  и местные бюджеты расходуют, как правило, от 1 до 3 % от общего объема бюджетных ассигнований. Причем в  странах с высоким уровнем  жизни значительная часть расходов порывается за счет средств населения.

В последние годы в ряде стран наметилась тенденция повышения  роли государства и местных органов  власти в развитии массового спорта и его оздоровительных видов  с целью преодоления демографического кризиса.

Особенно действенной  помощью государства в развитии физической культуры и спорта является предоставление спортивно-физкультурным  организациям налоговых льгот вплоть до полного освобождения от налогов  в знак признания социальной значимости спорта в жизни общества.

Исходя из анализа зарубежного  законодательства, к основным источникам финансирования спорта можно отнести:

  • поступления из государственного бюджета;
  • субсидии региональных и местных властей;
  • перечисления из различных общественных фондов;
  • оплату населением спортивно-оздоровительных услуг;
  • отчисления от проведения лотерей и спортивных тотализаторов.
  • собственную коммерческую деятельность спортивных организаций, или спортивный маркетинг, включающий рекламно-спонсорскую и лицензионную деятельность, продажу прав на трансляцию соревнований.

Несмотря на наличие, казалось бы, одинаковых источников финансирования, страны решают вопросы финансирования деятельности в сфере физкультуры  и спорта различным образом. К  примеру, участие в Олимпийских  играх немецких и французских  спортсменов финансируется правительствами  этих стран. Спортсмены же США и Великобритании отправляются на Игры за счет средств, поступивших от частных лиц или  отдельных фирм. Итальянский спорт  финансируется в основном из доходов  от лотерей и футбольного тотализатора. Кроме того, лотереи пополняют доходы спортивных организаций Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии, Франции и других стран.

По данным Совета Европы, правительство Германии выделяет на развитие спорта около 2% от общей суммы  расходов, направленных в стране на эти цели, в Великобритании правительство  выделяет около 5%, в Швейцарии около 8%, в Португалии около 46% и в Венгрии  около 65%.

Остальную часть расходов покрывают местные бюджеты. Следует отметить, что средства местных бюджетов в основном направлены на стимулирование и развитие массового и детского спорта. При этом не учитываются взносы частного бизнеса, которые составляют 15 – 40 % от спортивного бюджета страны.

В мире существуют две основные модели финансирования спорта – американская и европейская, к которой также тяготеют многие азиатские и латиноамериканские страны.

Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из бюджета  страны и наличие большого количества налоговых льгот для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение.

Для второй – смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета. Общим для обеих моделей является то, что массовый, детско-юношеский спорт, оздоровительное движение в значительной мере финансируются из местных бюджетов. В США школьный, студенческий, массовый спорт целиком является прерогативой местной власти. Основную долю расходов на детско-юношеский, и студенческий спорт несут местные бюджеты в Канаде, Франции, Италии, Финляндии и ряде других стран.

Для Российской Федерации  характерна европейская модель финансирования спорта.

Основным инструментом реализации государственной политики в сфере  физической культуры и спорта в Российской Федерации является федеральная  целевая программа «Развитие  физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7. Общий объем финансирования Программы составляет около 145,4  млрд. рублей. Также с 2008 года реализуется Подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы» общий объем финансирования – около 18 млрд. рублей.

Целью Программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации  массового и профессионального  спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев  общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Проведенный Минэкономразвития  России анализ международного опыта  финансирования физической культуры и  спорта показал, что в странах-лидерах  олимпийского движения существенную роль в развитии спорта играет частно-государственное партнерство. По мнению Минэкономразвития России, учитывая значительные затраты на содержание объектов спорта, наиболее актуально использование механизма концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 21 июня 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Еще одним распространенным подходом к финансированию физической культуры и спорта является создание фондов целевого капитала.

Целевой капитал – это  определенный объем финансовых средств, передаваемых некоммерческой организации  на определенных условиях. Это может  быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос. В то же время образовательная или  научная организация либо спортивное учреждение может самостоятельно накопить необходимую сумму из разных источников, чтобы сформировать себе эндаумент. Далее он размещается в финансовых институтах – вкладывается в акции или ценные бумаги так, чтобы организация могла получать ежегодные проценты, не затрагивая ранее поступившие ресурсы (фонды). Как правило, проценты с эндаумента идут на покрытие оперативных расходов (что обеспечивает финансовую устойчивость организации), а также на реализацию целевых проектов.

В странах, где модель эндаумента уже работает (в частности, США, Великобритания), данный вид дохода рассматривается как доход, идущий на благотворительность, поэтому процент с эндаумента не облагается налогом. Все взносы в счет эндаумента вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению. Эта модель может быть реализована и в России в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

Еще одним перспективным  направлением в финансировании физической культуры и спорта является реализация государственного заказа среди частных  организаций. Это стало возможным  после вступления в силу Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основополагающей задачей  государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального  самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического  и духовного здоровья граждан  в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.

Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном  мире. Привлечение широких масс населения  к занятиям физической культурой, а  также успехи на международных состязаниях  является бесспорным доказательством  жизнеспособности и духовной силы любой  нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян. Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений.

Информация о работе Финансирование физической культуры и спорта