Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 08:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение вопросов финансирования предприятий здравоохранения.
Задачи:
1. Рассмотреть организацию финансовых ресурсов в здравоохранении
2. Выявить источники финансирования здравоохранения в Алтайском крае.
- из средств фондов ОМС;
- из других источников поступления средств в здравоохранение.
Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы государственных гарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов здравоохранения, а также федерального и территориальных фондов ОМС.
Используя базовую программу государственных гарантии, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные Программы государственных гарантий.
Территориальные программы государственных гарантий могу включать дополнительные виды и объемы бесплатной медицине кой помощи, которые должны финансироваться субъектами Российской Федерации за свой счет и с учетом своих финансовых ресурсов.
Ежегодные соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и региональными органами управления используются в качестве механизма выравнивания условий финансирования вышеназванных программ.
В рамках Программ государственных гарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения (сокращенно — подушевой норматив), которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения, полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.
В рамках территориальных программ государственных гарантий органы управления субъектов Российской Федерации формируют подушевые нормативы, принимая во внимание нормативы стоимости всех видов бесплатной медицинской помощи, рассчитанные ими в соответствии с федеральными методическими рекомендациями по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.
Средства ведомств и предприятий — это третий существенный источник ассигнований, направляемых в здравоохранение. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15% всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 6% коечного фонда страны и работает 10% медицинских работников.
Таким образом, ведомственные медицинские учреждения финансируются за счет двух источников. Во-первых, это средства федерального бюджета. Во-вторых, многие государственные и негосударственные предприятия и организации имеют свои медицинские учреждения, финансируемые за счет средств этих предприятий. Кроме того, значительный объем средств направляется коммерческими организациями государственным медицинским учреждениям за предоставляемые ими платные медицинские услуги.
На здоровье населения Алтайского края негативное влияние оказывает ряд экологических факторов, в том числе специфических для региона. Специфическим для края источником является радиоактивное загрязнение окружающей среды, обусловленное серией мощных ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне. В настоящее время концентрация долгоживущих изотопов в воде не превышает допустимого уровня, но влияние этого фактора по-прежнему высоко из-за развития не столько соматических нарушений, сколько из-за «генетического эффекта», проявляющегося в последующих поколениях. Так же специфическим для края, является комплекс факторов, вызывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения края и окружающую среду, обусловленных падением фрагментов вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых с космодрома «Байконур». В зоне этого воздействия находится, частично, 5 муниципальных районов, занимающих до 4% территории края.
На уровни общественного здоровья существенное влияние оказывает неблагоприятная возрастная структура населения, с более высокой, чем в среднем по СФО, долей лиц старших возрастов, в том числе за счет миграционного оттока молодежи, преимущественно сельской, в соседние регионы и возвращающихся на прежнее место жительство в пенсионном возрасте. По данным на 01.01. 2012 г. удельный вес населения старше трудоспособного возраста составил в крае 21,6% (СФО - 19,1%), а демографическая нагрузка лицами нетрудоспособных возрастов на 1 тыс. лиц трудоспособного возраста составила 608 чел. (по СФО – 570). В сравнении с 2005 г. доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 1,68% (с 19,94% в 2005 г., до 21,62% в 2012 г.), доля населения моложе трудоспособного возраста снизилась на 0,39%. Демографическая нагрузка на трудоспособное население детьми и стариками возросла за указанный период на 5,6%.
Уровень общей смертности в 2012 г. в крае (1434,5) был выше, чем в РФ (1416,8) на 1,2% и СФО (1392,3) на 3,0%. Более высокие показатели общей смертности в крае отмечались и от ряда наиболее значимых причин смерти:
- от болезней системы
- от новообразований превышение РФ – на 5,0%, СФО – на 5,0%;
- от туберкулеза превышение РФ в 1,7 раза, СФО – на 3,9%;
- от болезней органов дыхания превышение РФ – на 39,3%, СФО – на 12,7%5.
Ведущей причиной смертности населения трудоспособного возраста являются несчастные случаи, травмы, отравления (33,1% от всех причин). Показатель составил 207,0 (РФ 188,1, превышение на 10,0%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 30,6% (с 298,5 в 2005 г., до 207,0 в 2012г.). По предварительным данным в 2013 г. отмечается снижение преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 9,3% (до 187,7).
II ранговое место занимают болезни системы кровообращения (28,7% от всех причин). Показатель составил 181,2 (РФ 200,7, ниже на 9,7%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 19,3% (с 224,7 в 2005 г., до 181,2 в 2012г.). По предварительным данным в 2013 г. отмечается рост преждевременной смертности от данного класса причин смерти на 1,6% (до 184,1).
III ранговое место занимают злокачественные новообразования.
IV ранговое место занимают инфекционные и паразитарные болезни (7,1% от всех причин). Показатель составил 44,8 (РФ 31,5, превышение на 42,2%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 22,6% (с 58,5 в 2005 г., до 45,3 в 2012г.).
V ранговое место в структуре смертности населения трудоспособного возраста занимают болезни органов дыхания (5,1% от всех причин). Показатель составил 31,7 (РФ 33,2, ниже на 4,5%). В сравнении с 2005 г. показатель смертности снизился на 35,9% (с 49,5 в 2005 г., до 31,7 в 2012 г.).
Среди смертности от заболеваний лидируют болезни нервной системы - 6,47%, болезни органов дыхания – 5,76%.
Наиболее значимое превышение показателей общей заболеваемости населения края в сравнении с показателями РФ и СФО отмечается по следующим классам заболеваний:
- по болезням органов
- по болезням эндокринной
- по болезням крови и
- по болезням мочеполовой системы – РФ в 1,98 раза, СФО – в 1,8 раза;
- по болезням системы
- по болезням костно-мышечной и соединительной ткани – РФ в 1,7 раза, СФО – в 1,57 раза;
- по болезням глаза и его придаточного аппарата – РФ на 47,0%, СФО – на 35,0%;
- по новообразованиям - РФ на 34,0%, СФО – на 45,0%;
- по врожденным аномалиям – РФ на 24,0%, СФО – на 20,0%;
- по болезнями органов дыхания - РФ на 17,3%, СФО - на 20,1%, в том числе по хроническим обструктивным болезням легких - РФ в 5 раз, СФО - в 2,7 раза; по хроническим бронхитам - РФ в 3,5 раза, СФО - в 2,7 раза; бронхиальной астме и пневмониям - РФ в 1,5 раза, СФО – на 20,0%.
Особое место в структуре заболеваемости занимают онкологические заболевания, уровень которой превышает показатели по РФ в 1,2 раза.
Для населения края сохраняется высокая потребность в объемах медицинской помощи, как первичной медико-санитарной, так и специализированной и высокотехнологичной.
В Алтайском крае можно выделить следующие приоритетные направления для финансирования модернизации здравоохранения:
- развитие первичной медико-
- развитие скорой медицинской помощи;
- развитие стационарной, в том числе специализированной медицинской помощи по направлениям, определяющим основные причины смертности и инвалидизации населения:
- развитие медицинской помощи больным с сердечно - сосудистыми заболеваниями;
-развитие медицинской помощи
больным с онкологическими
- развитие медицинской помощи больным, пострадавшим вследствие внешних причин, в том числе травм, отравлений;
- развитие медицинской помощи больным с социально-значимыми заболеваниями, в том числе туберкулезом, психическими и наркологическими расстройствами;
- развитие медицинской помощи больным с болезнями органов дыхания;
- развитие медицинской помощи
больным болезнями органов пище
- развитие медицинской помощи
больным с болезнями
Значимыми факторами, создающими объективные трудности в обеспечении доступности
и качества медицинской помощи, снижающими
эффективность функционирования системы
здравоохранения края, являются его административно-
По состоянию на 01.01.2012 г. в крае работало 200 учреждений здравоохранения, имеющих статус юридического лица, из них 140 составили муниципальные (в том числе 67 сельских), 57 государственные и 3 федеральные, в том числе 2 подчинения ФМБА. Общее число учреждений здравоохранения, включая обособленные филиалы, составляет 462, в том числе в городе 155, в селе 307. В числе учреждений здравоохранения края 183 являются лечебно-профилактическими (ЛПУ).
По уровням оказания медицинской помощи ЛПУ края распределены следующим образом: I уровень – 8 (оказывающие специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную специализированную медицинскую помощь), II уровень – 42 (оказывающие специализированную медицинскую помощь), III уровень – 29 (оказывающие специализированную и первичную медико-санитарную помощь, на базе которых имеются специализированные межмуниципальные центры), IV уровень – 104 (оказывающие первичную медико-санитарную медицинскую помощь), V уровень (расположены на селе, в том числе из учреждений II-IV уровней) – 72. Таким образом, сельские учреждения здравоохранения составляют 40%, что и определяет приоритет развития сельского здравоохранения.
Сеть учреждений сельского здравоохранения в настоящее время представлена 53 ЦРБ (из них 13 относятся к III уровню), 83 участковыми больницами (6 имеют статус юридического лица), 151 врачебной амбулаторией (8 имеют статус юридического лица), 2 домами сестринского ухода и 939 фельдшерско-акушерскими пунктами. В сельских врачебных амбулаториях функционирует 117 общеврачебных практик.
В сети сельских ЛПУ предполагаются следующие преобразования:
- в результате преобразования 57 участковых больниц в сельские врачебные амбулатории к 2012 году их число составит 27 (из них 2 - юридические лица);
- ФАПы будут качественно
- число врачебных амбулаторий увеличится на 61 и достигнет 213
Сеть учреждений здравоохранения в настоящее время не сбалансирована и не отвечает федеральным нормативам. В сети преобладают учреждения IV уровня оказания медицинской помощи, существует дефицит ОВП.
В ходе модернизации компенсация дисбаланса по распределению учреждений по уровням оказания медицинской помощи будет решена путем дооснащения ЛПУ в соответствии с порядками и стандартами медицинской помощи.
В 2013 г. предполагается приблизить инфраструктуру здравоохранения к состоянию, соответствующему численности и возрастному составу населения, структуре и уровням заболеваемости и смертности с выходом на количество учреждений края в соответствии с утвержденной номенклатурой и нормативами по уровням оказания медицинской помощи, включая медицинские организации иных форм собственности и ведомственной принадлежности, включенных в программу ОМС.
В настоящее время оценка удовлетворенности населения оказываемой медицинской помощью ведется в соответствии с порядком, определенным приказом Главного управления здравоохранения и фармацевтической деятельности в Алтайском крае от 07.04.2008 г. № 271 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы контроля качества медицинской помощи на территории Алтайского края» и включает в себя анкетирование пациентов больниц, поликлиник и учреждений родовспоможения, анализ обращений, поступивших от населения, проведение бесед руководителей ЛПУ с выписываемыми больными с регистрацией их оценки удовлетворенности оказанной медицинской помощью.
Данные об удовлетворенности населения медицинской помощью, количестве жалоб и осуществлении по ним проверок приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Удовлетворенность населения медицинской помощью в Алтайском крае
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Удовлетворенность медицинской помощью (в %) |
40,2 |
45,3 |
38,4 |
39,1 |
Количество поступивших жалоб и обращений, из них |
2106 |
1978 |
1772 |
1606 |
Обоснованных |
1206 |
1189 |
875 |
612 |
Количество проверок учреждений, осуществленных по итогам рассмотрения жалоб |
161 |
146 |
128 |
201 |
Информация о работе Финансирования предприятий здравоохранения