Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение финансовой политики в РФ в 1991-1998 годах и ее результатов.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть историю реформ 90-х гг.;
2. Иучить денежную политику Центробанка и правительства РФ в 90-х гг.;
3. Проанализировать финансовый кризис 1998 г и денежно-кредитная политику в это время.

Содержание

Введение 3
1. История реформ 90-х гг. 4
2. Денежная политика Центробанка и правительства РФ в 90-х гг. 9
3. Финансовый кризис и денежно-кредитная политика 17
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Finansovaya-politika-RF-v-1991-1998-gg-i-ee-rezultaty.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 Содержание

 

 

 

                

                     

 

Введение

 

Экономические реформы  в России начались на фоне глубокого  кризиса советской плановой экономики, резко обострившегося в конце 80-х гг. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов хозяйственной активности, крупные структурные диспропорции, исчерпание ресурсов экстенсивного роста, бывшие в течение десятилетий опорой планово-распределительной системы, завели страну в тупик, обусловили ее нарастающее отставание от развитых индустриальных стран. Дальнейшее сохранение распределительной системы лишало Россию исторической перспективы, это и определяет актуальность темы работы.

Попытки частичной либерализации  планово-распределительной системы при сохранении ее основ, предпринятые в 1987-1988 гг., лишь усугубили кризис. Вследствие запаздывания жизненно необходимых реформ возможности эволюционных преобразований были упущены. Подрыв финансовой системы и национальной валюты, нарастание до нетерпимых масштабов товарного дефицита стали одними из главных факторов распада СССР и к исходу 1991 г. поставили экономику на край катастрофы.

Целью работы является изучение финансовой политики в РФ в 1991-1998 годах и ее результатов.

Для достижения указанной  цели ставятся следующие задачи:

1. Рассмотреть историю реформ 90-х гг.;

2. Иучить денежную  политику Центробанка и правительства  РФ в 90-х гг.;

3. Проанализировать финансовый  кризис 1998 г и денежно-кредитная  политику в это время.

 

 

1. История реформ 90-х гг.

 

В начале 90-х гг. перед Россией  встали масштабные задачи реформирования: необходимо было перейти от одной ценовой системы, преобладавшей при коммунизме, к рыночной системе цен; создать рынки и институциональную инфраструктуру, которые легли бы в основу новой системы ценообразования; осуществить приватизацию всей собственности, которая ранее находилась в руках государства. Необходимо было создать новый тип предпринимательства и новые предприятия, чтобы содействовать более эффективному перераспределению ресурсов в экономике.

В отношении темпов реформирования среди экономистов сложилось два противоположных мнения. Некоторых экспертов беспокоило то, что если приватизацию не провести быстро, сформировав большую группу людей, заинтересованных в капитализме, то произойдет возврат к социализму. Других беспокоило то, что если двигаться слишком быстро, то реформы могут обернуться катастрофой, экономическим крахом, усугубленным коррупцией в политической сфере, которая позволит осуществить реванш со стороны или крайне левых, или крайне правых. Первое направление получило название "шоковая терапия", второе - "градуализм". Процесс коренного реформирования России, начавшийся в 1992 г. с "шоковой терапии", протекал неравномерно, такими же были и результаты реформ. Вся история реформ распадается на ряд этапов, каждому из которых присущи свои характерные черты.[4, с.112]

Этап 1. Активная трансформация

Начало активной трансформации  российской экономики было положено предпринятыми в 1992 г. мерами, названными "шоковая терапия" или "радикальная экономическая реформа", призванная обеспечить быстрый переход от планово-распределительной к рыночной экономике.

Основными постулатами радикальной  экономической реформы являлись следующие: либерализация экономики (цен на товары и факторы производства, а также хозяйственных связей и внешнеэкономических отношений); макроэкономическая стабилизация, заключавшаяся в сокращении открытой инфляции, которая после либерализации пришла на смену товарному дефициту и скрытой инфляции; приватизация (трансформация большей части государственной собственности в частную с целью усиления хозяйственных мотиваций, повышения материальной заинтересованности и ответственности).

Первые ошибки были допущены почти  сразу же после начала трансформации. В большинстве своем цены оказались свободными, однако цены на природные ресурсы поддерживались на низком уровне, что спровоцировало существенный перекос интересов зарождающегося бизнеса в направлении получения "ренты" от добывающих отраслей.

Предполагалось, что в результате приватизации должна измениться не только форма собственности, но и методы управления. К сожалению, результатом приватизации стал лишь передел государственной собственности, породивший проблему неэффективного использования ресурсов и рабочей силы, спад производства и безработицу.

Высокая инфляция с самого начала уничтожила сбережения большинства россиян, а дифференциация доходов и социальное расслоение стали проблемой, решение которой до сих пор не найдено. На тот момент около четверти населения находились за чертой бедности, а сама Россия достигла уровня неравенства, сопоставимого с Венесуэлой и Панамой. Российский средний класс, по-видимому, принял на себя самый сильный удар, что привело к возрастанию эмиграции представителей среднего класса за рубеж и снижению качества человеческого потенциала страны.

Анализируя состояние российской экономики в 1995 г., можно отметить, что по многим показателям этот год был наиболее удачным после 1992 г., но переломным так и не стал. Новое равновесное состояние в экономике не сформировалось, и после короткого перерыва падение производства возобновилось, хотя темпы его были относительно невелики. Почти не было признаков перехода к этапу устойчивого роста - каждое четвертое предприятие промышленности являлось убыточным. Внутренний спрос, прежде всего инвестиционный, продолжал сокращаться.

Введение валютного  коридора в 1995 г. позволило существенно  сократить темп прироста цен - со 131% в 1995 до 22% в 1996 и 11% в 1997 г. Но именно валютный коридор обусловил одномоментную потерю прибыли предприятий-экспортеров.

Развитие российской экономики в 1997 г. имело противоречивый характер: затухание спада производства в ряде отраслей сочеталось с продолжающимся понижением инвестиционной активности, усилением бартеризации и другими негативными явлениями. Хотя в 1997 г. Госкомстат РФ зафиксировал долгожданное повышение двух ведущих макропоказателей - ВВП (на 0,4%) и объема промышленного производства (на 1,9%), отмеченный рост, строго говоря, находился в пределах статистической погрешности.

Тем не менее, можно выделить и положительные результаты первого этапа реформирования - Россия выполнила многое из того, на чем акцентировал внимание МВФ: провела либерализацию (неполную), осуществила стабилизацию (не до конца) и провела приватизацию. Кроме того, был преодолен товарный дефицит, характеризовавший плановую экономику, были приняты первые законы, появились первые рыночные институты.

Однако первые признаки восстановления экономики, наметившиеся в 1997 г., быстро исчезли.

Фактически решающую роль сыграли ошибки МВФ, допущенные в другой, отдаленной части мира. В 1998 г. дали о себе знать последствия кризиса в Восточной Азии.[7, c.14]

Этап 2. Финансовый кризис

Вследствие рецессии и депрессии в странах Юго-Восточной  Азии, которые были усугублены политикой МВФ, спрос на нефть не только перестал расти, как ожидалось, но фактически снизился. Возникшее в результате неравновесие между спросом и предложением нефти обернулось значительным падением цен на сырую нефть (более чем на 40% в первые шесть месяцев 1998 г. по сравнению со средним уровнем цен в 1997 г.). Учитывая обменный курс на тот момент времени, нефтедобывающая промышленность России могла стать убыточной. В таком случае становилась неизбежной девальвация рубля. К июню 1998 г. стало очевидно, что для поддержания обменного курса России необходима внешняя помощь. Доверие к валюте было подорвано.

Во вторник 17 августа 1998 г. на Московской межбанковской валютной бирже обменный курс рубля по отношению к доллару упал на 1,9% по сравнению с уровнем на 16 августа; к концу недели падение составило 11%. К январю 1999 г. реальный эффективный курс рубля снизился более чем на 45% по сравнению с уровнем июля 1998 г.

Тем не менее, у кризиса  в 1998 г. все же был один положительный  аспект: девальвация стимулировала развитие конкурирующих с импортом секторов российской экономики, и товары, действительно производимые в России, наконец стали захватывать все большую долю местного рынка. Уже к декабрю 1998 г. увеличение выпуска продукции наблюдалось у 38% предприятий. Декабрьский показатель выпуска продукции оказался одним из лучших за все годы наблюдений.

Портфель заказов к  концу 1998 г. пополнился у 42% предприятий, что превосходит аналогичные  показатели всех остальных лет реформы. Одновременно произошло увеличение численности на 33% предприятий.

Это "непреднамеренное следствие" финансового кризиса 1998 г., в конечном счете, привело к давно ожидавшемуся росту реальной (в отличие от фиктивной) экономики России.[1, с.167-168]

 

 

2. Денежная политика Центробанка и правительства РФ в 90-х гг.

 

Денежно-кредитное регулирование (или как его еще называют - монетарное) занимает в странах развитой рыночной экономики одно из основных мест. Некоторыми школами в экономической науке даже признано, что оно действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. И что если уж помогать работе рыночного механизма, то прежде всего с помощью монетарной политики. Такой подход, по-видимому, мог бы быть эффективным и для экономики переходного к рынку периода, если бы была принята во внимание специфика России.

Исследование рациональности и результативности денежно-кредитного реформирования 90-х годов в России следует, на наш взгляд, вести в двух аспектах: концептуальном и практическом, поскольку эффективность реформ, безусловно, во многом определялась и определяется, теоретическими позициями, воззрениями самих разработчиков концепций и программ перехода к рынку. Тем более что общее признание острой необходимости перехода к рынку вовсе не означало мгновенной перестройки экономического мышления реформаторов.

Анализ современной денежно-кредитной политики необходимо, по-видимому, вести как в политэкономическом, так и в конкретно - экономическом аспектах. Причем каждый из них имеет множество направлений. Политэкономический анализ предполагает, на наш взгляд, характеристику состояния процессов денежного обращения и кредита за исследуемый период, оценку качества научно-теоретического обоснования денежно-кредитного реформирования, определения результативности осуществляемого реформирования.

 

 Исследование в  таком ключе могло бы дать  возможность разработки выводов по состоянию применяемой теории денег и кредита, что представляется весьма важным при переходе к рыночной экономике, по эффективности реформирования денежной и кредитной систем, по совершенствованию конкретно-экономических методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.

На денежном обращении  России в самом начале этого десятилетия  сказалось прежде всего такое событие, как распад СССР. Если на начало 1991 года (до распада Союза) количество наличных денег в обращении составило 136,1 млрд. рублей, то в 1992 г. эта сумма увеличилась до 263,7 млрд. рублей. Коэффициент мультипликации для кредитной эмиссии составлял в эти годы от 6,3 до 9,3. В итоге народное хозяйство захлестнуло лавинообразное увеличение совокупной денежной массы, составившей только за 1991 г. 2 трлн. рублей. [2, c.29]

При распаде СССР (август 1991 года) не было заключено межгосударственное банковское соглашение. Оно было подписано лишь более года спустя - в октябре 1992 г., и при том не всеми государствами и со значительными оговорками. В результате Центральный банк России не знал тогда, сколько рублей выпустили все Центральные банки рублевого пространства. Контроль над эмиссией, управление денежным оборотом оказались утерянными.

Объем наличных рублей только в России в 1992 г. по другому источнику составил 1,5 трлн. рублей, а в 1993 г. должен был достичь 2,7-3 трлн. рублей. Ряд государств СНГ ввел свои валюты, и в Россию хлынул поток наличных рублей из бывших союзных республик. С февраля 1993 г. Центральный банк России стал выпускать денежные билеты, которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. На денежные билеты 1993 г. обменивались деньги 1961-1992 г.г.

 Только с июля 1993 г. импорт инфляции был остановлен  и усилился контроль за движением денежных потоков.

Основные направления  денежно-кредитного регулирования, разработанные Центробанком на 1993 год, сводились в основном к управлению денежной массой с целью снижения инфляции. Резкое ее усиление в России в начале 90-х г.г. было связано и с политикой "шоковой терапии". Известно, что практика экономических реформ типа "шоковой терапии" охватывает комплекс мер, направленных на быстрый переход от государственной к рыночной экономике. В их число входят либерализация цен и жесткие антиинфляционные меры. Критерием, свидетельствующим об успешном переходе в рамках "шоковой терапии" к рыночной экономике, служит достижение в течение нескольких месяцев следующих показателей: насыщение рынков и ликвидация на этой основе товарного дефицита; снижение инфляции до умеренного размера (не более 10 % в год); формирование внутренней конвертируемости национальной денежной единицы. Однако либерализация цен в нашей стране в начале 1992 г. оказалась преждевременной по нескольким причинам. Во-первых, в монополизированной экономике полная либерализация цен могла привести только к длительному росту цен, так как при отсутствии конкуренции монопольные цены не склонны к понижению. Во-вторых, либерализация цен высвободила накопленный избыточный спрос и создала несоответствие структуры цен структуре спроса. Таким образом, не только повысился общий уровень цен на все товары, но и изменились относительные цены, что в последующем вызвало серьезные трудности во многих отраслях промышленности. Быстрой корректировки уровня цен после их освобождения не произошло, таким образом, эффект "шокотерапии" не наступил, а возникла лишь гиперинфляция. [6, c.119]

Информация о работе Финансовая политика