Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:46, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение финансовой политики в РФ в 1991-1998 годах и ее результатов.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть историю реформ 90-х гг.;
2. Иучить денежную политику Центробанка и правительства РФ в 90-х гг.;
3. Проанализировать финансовый кризис 1998 г и денежно-кредитная политику в это время.

Содержание

Введение 3
1. История реформ 90-х гг. 4
2. Денежная политика Центробанка и правительства РФ в 90-х гг. 9
3. Финансовый кризис и денежно-кредитная политика 17
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Finansovaya-politika-RF-v-1991-1998-gg-i-ee-rezultaty.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Разрыв взаимосвязей между денежно-кредитной политикой  и производственной сферой влечет за собой экономическую катастрофу, вне зависимости от того, с какой стороны эта взаимосвязь разрывается. Игнорирование ее денежной составляющей привело к многократному снижению производства.

Сжатие денежной массы  вследствие ускорения оборота денег  в результате демонетизации реального сектора не было однозначным, повлияв скорее на структуру совокупного спроса, чем на его общую величину. Резкое сокращение спроса в производственной сфере компенсировалось его быстрым увеличением в спекулятивной сфере и связанной с ней сфере импортных операций. Денежные ресурсы, покинувшие производственную сферу "прокручивались" через финансовые пирамиды и перетекали на валютный рынок, стимулируя спрос на импорт и провоцируя сокращение отечественного производства. "Эффект вытеснения" приобрел катастрофические размеры. Рынок ГКО выкачивал не только столичные, но и региональные ресурсы, и самое главное - помимо свободных и часть оборотных средств предприятий. Доходность по ГКО была выше рентабельности реального сектора. Рост ставки рефинансирования ЦБ в 1998г. перекрывал инвестиции в реальный сектор.

Параллельно протекавший  процесс инфляции издержек в производственной сфере вследствие опережающего роста цен на продукцию сырьевых и транспортных монополий задавал общее направление движения макроэкономической системы к состоянию равновесия за счет сокращения предложения отечественных товаров, конечного потребления и сжатия потребительского спроса, концентрации денег в финансово-спекулятивной сфере.

 

Таким образом, денежно-кредитная  политика банка России проводилась эффективно с точки зрения обеспечения высоких доходов по финансовым спекуляциям и неэффективно с точки зрения создания условий для нормализации денежного обращения в производственной сфере и подъема инвестиционной активности. [2, c.30]

Кризис государственного бюджета был связан прежде всего с двумя факторами: сокращением доходной части, с одной стороны, а с другой - сохранением высокого уровня бюджетных расходов.

Снижение доходной части  бюджета было обусловлено сокращением  налогооблагаемой базы и ухудшением собираемости налогов в связи с резким сжатием массы прибыли, которое, в свою очередь, было вызвано снижением объемов производства и ростом производственных издержек. Кроме того, сокращению налогооблагаемой базы способствовало использование в денежном обращении различных "заменителей денег", а также бартерных операций, налоги с которых в бюджет, естественно, не вносятся.

Серьезное сужение базы бюджетного финансирования происходило  наряду с массовым уклонением от налогообложения  и получившей широкое распространение практикой неплатежей в бюджет. Теневая экономика по официальным оценкам достигла 40% ВВП. Власти оказались не в состоянии справиться с плохой собираемостью налогов - с сокрытием значительной части доходов от обложения. К этому следует добавить еще потери бюджета по статьям налогообложения алкогольного бизнеса.

В итоге бюджетный  кризис достиг своего апогея. В расходах бюджета доля ассигнований по государственному долгу была предусмотрена в размере 32%.

 

Если бы такая практика финансирования бюджетных дефицитов  на кредитной основе продолжалась, то к 2003 году уже 70% бюджетных расходов надо было бы ассигновать только на расходы по управлению долгом.

К сожалению, произошедшая у нас примитивизация денежной политики привела к удивительному превращению монетаризма в его противоположность - безденежную экономику бартера и неплатежей. Сам факт кризиса неплатежей, замены нормальных товарно-денежных отношений бартером и различными суррогатами реальных денег явился свидетельством глубокого расстройства механизма рыночной экономики в целом, деградации экономических отношений.

Планирование денежной политики велось и ведется, как будто  экономика страны представляет собой черный ящик, на вход которого подается объем денежной массы, а выходом из него является темп инфляции. Из многочисленных инструментов денежно-кредитной политики применяется лишь примитивное планирование приростов денежной массы и установление границ колебания обменного курса, которое в дальнейшем и вообще отменили, перейдя к плавающему курсу. Ставки процента, динамика инвестиций и объема производства, состояние платежного оборота фактически не принимались во внимание со ссылкой на ведущее значение борьбы с инфляцией путем сжатия денежной массы и самодостаточность снижения инфляции для возобновления экономического роста.

Анализируя монетаристские попытки финансовой стабилизации и их последствия, необходимо отметить, что в наших условиях не были учтены идеи достаточной конкурентности рынков, которые лежат в основе монетаристского подхода. Поскольку только обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к макроэкономической стабилизации.

Именно отсутствие конкурентной среды, слаборазвитость финансового  рынка, отсутствие эффективных механизмов денежно-кредитной политики делали монетаристскую политику если не заведомо неэффективной, то чрезвычайно дорогой. Глубокий спад производства, высокий уровень безработицы, разразившийся острый финансовый кризис явились неизбежным ее следствием. Делая вывод можно сказать, что цена проводимой политики - нарушение денежного обращения.

Преодолеть инерцию разрушения и деградации в нашей экономике невозможно путем внесения отдельных улучшений в проводимую макроэкономическую политику, требуется кардинальное изменение последней в направлении создания реальных условий экономического роста.

Такой подход к проводимой денежно-кредитной политике состоит в осуществлении постоянной и последовательной корректировке устанавливаемых в качестве тактической цели ориентиров в ответ на любые изменения в поведении хозяйственных агентов. Данная политика гибкого реагирования в мировой практике получила название дискреционной кредитно-денежной политики.

Применительно же к нашим  условиям это означает, что прежде всего необходимо осуществить переход от примитивной политики формального планирования приростов денежной массы к комплексной политике, ориентированной на поддержание приемлемой для производственных инвестиций и положения оборотных средств предприятий, ставки процента, поддержания нормального для обеспечения платежей уровня предложения денег, вытеснения иностранной валюты и денежных суррогатов из внутреннего платежного оборота.

Такой переход означает существенное изменение технологии монетарного планирования и регулирования.

 В частности, динамика  денежной массы должна планироваться  как расчетная, а не целевая величина, в соответствии с реально складывающимся спросом на денежные ресурсы как в сфере обращения капитала, так и в производственной сфере. С учетом произошедшей дезинтеграции экономической системы регулирование денежного оборота должно вестись дифференцированно, включать меры целевого регулирования денежных потоков для удержания их в реальном секторе экономики, привлечения производственных инвестиций и пополнения оборотных средств предприятия. [8, c.118]

 

 

Заключение

 

Успех дальнейшего развития России, достижение целевых ориентиров посредством стратегии социально-экономического прорыва и преодоления структурного дисбаланса в экономике требует реализации целого ряда взаимосвязанных мероприятий, причем ключевыми на этом этапе становятся так называемые вопросы "третьего поколения". Главное конкурентное преимущество современной России должно быть связано с человеческой личностью и с теми факторами, которые непосредственно обеспечивают жизнедеятельность человека. К таковым относятся устойчивая политическая демократия, образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, инфраструктурные отрасли.

Это абсолютно новые  задачи, практически нет успешного  зарубежного опыта их решения, на который можно было бы ориентироваться. Однако сама постановка задач "третьего поколения" свидетельствует о довольно высоком уровне развития современной России - только передовые страны выдвигают развитие человеческого потенциала в качестве приоритетной задачи.

Стратегическое планирование и ориентация на реальный финансовый результат должно стать серьезной мотивацией для руководителей предприятий и компаний действовать по чистым, открытым правилам.

Таким образом, в России будет быстро расширяться зона цивилизованного бизнеса, государство будет иметь возможность выбора, куда вкладывать средства, что, в свою очередь, станет сертификатом для того или иного предприятия, аккумулирующего эти средства. Так будет формироваться пространство эффективной экономики, обеспечивающей в перспективе динамику увеличения капитализации и развития.

 

 

Список литературы

 

  1. Видяпина В.И., Добрынин А.И. и др. Экономическая теория: Учебник.-М.: Инфра-М, 2006.-714 с.
  2. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста.// Вопросы экономики.-2006.-№3.- С.28-43.
  3. Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления// Вопросы экономики.-2006.-№9.-С.44-58.
  4. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник.-М.: Юристъ, 2006.-861 с.
  5. Куранов Г., Засов О. Факторы экономического роста. //Экономист.- 2006.-№5.- С.3-14.
  6. Носова С.С. Финансы: Учебник для вузов.-М.:Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.-520 с.
  7. Плышевский Б. Факторы послекризисного восстановления экономики//Экономист.-2006.-№9.- С.3-15.
  8. Слагода В.Г. Финансы: Учебное пособие.-М.: Форум: Инфра-М. 2003. – 304 с.



Информация о работе Финансовая политика