Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:09, реферат
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики. 5
1.1. Содержание и значение финансовой политики. 5
1.2. Виды финансовой политики и механизм её реализации. 12
2. Организация финансовой политики государства. 25
3. Типы финансовой политики. 28
3.1. Классический тип финансовой политики. 28
3.2. Регулирующий тип финансовой политики. 32
3.3. Планово-директивный и неоклассический тип финансовой политики. 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Титульный
Финансовая политика государства
Содержание
Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.
Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
В настоящее время проблема формирования оптимальной финансовой политики является достаточно изученной в экономической литературе. Данная проблема является актуальной и активно обсуждается в специальной литературе и на страницах массовых общественно-политических изданий. Особенно важной становится эта тема во время мирового финансово-экономического кризиса. Вопросы финансовой политики государства становятся интересными не только политикам и экономистам, но обычным гражданам.
Финансовая политика государства рассматривается в курсе «Экономической теории» в учебной литературе под редакцией В.И. Видяпина, В.Д. Камаева, Е.Ф. Борисова. Однако наиболее полно эта тема представлена в литературе по финансам, в частности, в учебниках и учебных пособиях А.И Деевой, под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, Г.Б. Поляка, М.В. Родионовой. Вопросам финансовой политики государства посвящены целые монографии, в частности «Финансовая политика России» под редакцией Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова, а также «Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъёму и благосостоянию» под редакцией академика В.К. Сенчагова.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Принципы организации финансов государства являются фундаментальными, объективными основами их построения в условиях рыночного товарно-денежного хозяйства. Экономические законы определяют организацию финансов в рыночной экономике. Однако на практике организация финансовых отношений в государстве может быть отличной от тех отношений, которые диктуются законами. Объективная организация финансов изменяется на практике посредством проведения политики государства в области финансов (государственной финансовой политики). Финансовая политика использует существующие в государстве финансовые отношения и законодательно оформленные условия их практической реализации как базовый инструментарий для выполнения своих задач. [9]
Финансовая политика как предмет призвана ответить на следующие вопросы:
- как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач;
- как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов, необходимо ли для этого изменение этих механизмов;
- в каком направлении должно развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха;
- каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться, и каким образом они действуют.
Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Заслуживает внимания и другое определение финансовой политики: «Финансовая политика - это совокупность методологических принципов, форм организации и инструментов, используемых в финансовых отношениях. [10]
При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Она должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. Чисто экономических решений на проведении финансовой политики, свободных от административных элементов, почти нет. Нельзя принимать решения в экономике и финансах, не затрагивающие чьи-либо политические, социальные, экономические интересы.
Элементы финансовой политики. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. [8]
Критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определённых государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по её корректировке важно чётко представлять, каким целям она служит и что, в конечном счёте, должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.
Учет особенностей момента предполагает
также тщательное изучение опыта предшествующего
хозяйственного и финансового строительства,
новых тенденций и прогрессивных
Финансовая политика состоит из следующих основных направлений:
• налоговой политики;
• бюджетной политики;
• денежно-кредитной политики;
• ценовой политики;
• таможенной политики;
• социальной политики;
• инвестиционной политики;
• внешнеторговой политики.
В свою очередь финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, то есть выполняет вспомогательную роль. Не надо забывать и другие направления государственной политики – национальное, геополитическое и военное.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений.
Важнейшей составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна учитывать интересы государства и налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно препятствовать эффективной и легитимной деятельности налогоплательщиков, иметь конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы, Таким образом, налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.
Главными задачами финансовой политики являются:
- обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;
- установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
- сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;
- достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;
- создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;
- формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.
Главная цель финансовой политики государства должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут выступать только общие интересы всего населения — повышение благосостояния каждого человека.
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.[2]
Финансовая политика в большинстве случаев дает вполне конкретный результат в течение короткого периода. В бюджетной сфере он выражается, прежде всего, в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.
Определение эффективности проводимой финансовой политики - крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.
Финансовая политика должна быть направлена, прежде всего, на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства ее социальных групп, также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
При анализе финансовой политики, ее стержневых элементов можно выделить следующие критерии.
1. Главный критерий — роль финансов в экономике и их соотношение с физической экономикой, материальным производством и услугами нефинансового характера.