Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:09, реферат

Краткое описание

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики. 5
1.1. Содержание и значение финансовой политики. 5
1.2. Виды финансовой политики и механизм её реализации. 12
2. Организация финансовой политики государства. 25
3. Типы финансовой политики. 28
3.1. Классический тип финансовой политики. 28
3.2. Регулирующий тип финансовой политики. 32
3.3. Планово-директивный и неоклассический тип финансовой политики. 38
Заключение 45
Список использованной литературы 47

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОС-ВА.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 Любая финансовая политика в первую очередь  предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов.

 Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется в период спада,  депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

 В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.[7]

 Сдерживающая бюджетно - налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета. Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

 В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периодов, том числе и в России.[5]

 Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается балансирование бюджета и в ряде случаев  формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, то есть покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.

 Важная составная часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному.   Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей.

 Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.[4]

 Как часть хозяйственного механизма финансовый механизм включает:

    • совокупность организационных форм финансовых отношений;
    • порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
    • методы финансового планирования;
    • формы управления финансами и финансовой системой;
    • финансовое законодательство.

 При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а у каждого налога будет особый субъект, объект обложения, налоговая база, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.

 Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

 В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

 Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, порядок их образования и направления использования.

 Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

 Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти:

Министерство финансов РФ;

Министерство РФ по налогам и  сборам;

Федеральная служба налоговой полиции;

Мингосимущество РФ;

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

Центральный банк РФ;

 Контроль  использования федеральных денежных средств осуществляет Счётная палата РФ. В субъектах РФ  и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

 Сферы и звенья финансового механизма  отличаются степенью сложности и  разветвленное отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерны система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется соотношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

 Сочетание элементов финансового механизма (форм, видов, методов организации финансовых отношений) образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно менялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налога с оборота, НДС и др.

 Деятельность  государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм. Введение юридических норм в область финансов имеет большое значение для успешного проведения финансовой политики, четкого функционирования финансового механизма. Государство, устанавливая способы организации финансовых отношений, закрепляет их в соответствующих актах, издает законы. Министерство финансов РФ и территориальные (в составе России) финансовые и налоговые органы на основе действующего законодательства и постановлений Правительства РФ разрабатывают в пределах своей компетенции инструкции по исчислению и взиманию платежей, нормативные акты о правилах предоставления средств физическим и юридическим лицам и т.д.

 Подчёркивая роль финансового механизма в осуществлении финансовой политики государства, приведём ещё одно её определение. Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность законодательных и нормативных актов бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, ценовых и иных финансовых инструментов, институтов и мер органов государственной власти, обладающих согласно законодательству полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства и регулирующих финансово-кредитные потоки в секторах экономики в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

 В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики — финансовых инструментов и финансовых институтов государственной власти.

 Финансовая  политика как органическая часть  экономической политики имеет целевую направленность. Любой финансовый инструмент связан с целями экономической политики и ее социальной направленностью. На практике это может быть формальная связь, не дающая результатов. В этом случае либо инструменты, например, ставки налогообложения, уводят часть экономики (выручку, ВВП, доходы и др.) в теневую зону, либо институт финансовой власти (налоговая служба) не отладил технологию сбора налогов, либо морально устарела используемая парадигма налогообложения, не отвечающая требованиям XXI в. - века гармонизации труда и капитала. [8]

 Исторически всё ХХ столетие в западных странах проходит под знаком «социализации» государства. Начало этого процесса связывают обычно с именами О. Бисмарка и В. Бевериджа, сегодня же практически все развитые страны приняли концепцию государства благосостояния. Поэтому можно сказать, что достижение экономической эффективности деятельности финансового механизма  и эффективности финансовой политики в целом уже не является самоцелью, а скорее становится средством повышения благосостояния общества.

 

2. Организация финансовой  политики государства.

Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 – 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь.

Согласно ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. От 03.03.2007) «О правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно – финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Реализация целей  и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм – совокупность видов, форм организации  финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения. [11]

Вид организации  финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового  механизма, поскольку определяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах.

Под формой организации  финансовых отношений понимается внешний  порядок их организации, т.е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организации бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджета, формы поступления средств в процессе распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.) [1]

Информация о работе Финансовая политика государства