Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

В свою очередь каждая из подсистем финансовой системы состоит из определенных элементов. Так, к финансовым институтам финансовой системы Республики Беларусь относятся: бюджет Республики Беларусь, целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, страховые фонды. Каждый финансовый институт выполняет свою роль и решает соответствующие этому правовому институту задачи на финансовом пространстве Республики Беларусь.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА ИРА.doc

— 4.86 Мб (Скачать файл)

Доходная часть  бюджета Республики Беларусь, как  и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти обязательные платежи  обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Вообще, к доходам  республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в  местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и другие [13, с. 97].

По итогам I полугодия 2013 года доходы консолидированного бюджета составили 92,0 трлн. рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,2% в реальном выражении (скорректированные на индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 32,3% ВВП (в I полугодии 2012 года  - 29,9% ВВП).

В I квартале 2012 г., по предварительной информации Министерства финансов, в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 34,3 трлн. рублей доходов, что в 2,6 раза больше, чем за I квартал 2011 г.

На рисунке 1.1 покажем динамику доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2008-2013 г.г.

 

Рисунок 1.1 - Динамика доходов консолидированного бюджета  за январь-июнь 2008-2013 г.г.

 

Основная доля доходов консолидированного бюджета формировалась за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2013 года в бюджет поступило 81,7 трлн. рублей, налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 3,5%.

Неналоговые доходы за I полугодие 2013 года сложились в сумме 10,2 трлн. рублей, и по сравнению с I полугодием 2012 года увеличились на 1,8%. Безвозмездные поступления составили 0,1 трлн. рублей.

На рисунке 1.2 представим структуру доходов консолидированного бюджета за январь-июнь 2012-2013 г.г.

Рисунок 1.2 - Структура  доходов консолидированного бюджета  за январь-июнь 2012-2013 г.г.

 

Формирование  налоговых доходов за I полугодие 2013 года на 92,8% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (31,2%), налога на прибыль (17,6%), подоходного налога (15,3%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (15,0%), акцизов (9,2%), налогов на собственность (4,5%).

Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с I полугодием 2012 года вызвано, главным образом, снижением в 2013 году доли налогов от внешнеэкономической деятельности (на 3,3 п.п.) за счет снижения темпов роста ввозных таможенных пошлин, ростом доли подоходного налога (на 2,3 п.п.) за счет роста заработной платы, ростом доли акцизов (на 1,8 п.п.) за счет увеличения их ставок, а также уменьшением доли налога на прибыль (на 1,5 п.п.) за счет снижения темпов роста прибыли в экономике.

Следует отметить, что в 2011г поступления в доход резко сократились по сравнению с 2010 г на 1,2 % за счет снижения налога на прибыль,а так же налога на добавленную стоимость. А на начало 2012 г заметно выросли почти в 2,5 раза.

На рисунке 1.3 представим структуру налоговых  доходов консолидированного бюджета  за январь 2012-2013 г.г.

Рисунок 1.3 - Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь 2012-2013 г.г.

В структуре  консолидированного бюджета 54,8% составляли доходы республиканского бюджета и 45,2% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

На рисунке 1.4. представим структуру консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-июнь 2013г.(без учета безвозмездных поступлений).

Рисунок 1.4 - Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за январь-июнь 2013г. (без учета безвозмездных поступлений).

 

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2013 г. профинансированы в сумме 86,2 трлн. руб. (на 2% выше уровня I полугодия 2012 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 1,8 п.п., составив 30,2% ВВП.

На рисунке 1.5 представим параметры консолидированного бюджета в I полугодии 2011-2013 г.г., % ВВП.

Рисунок 1.4 - Параметры  консолидированного бюджета в I полугодии 2011-2013 г.г., % ВВП.

Бюджетная политика в области расходов в текущем  году направлена на повышение эффективности государственных расходов при сохранении бездифицитного бюджета с целью ограничения инфляционных процессов при обеспечении исполнения социальных обязательств государства.

Значительную  часть расходов консолидированного бюджета (11,7 трлн. руб.) в разрезе функциональной классификации занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную инвестиционную программу, которые составили 61,9% общегосударственных расходов. В январе-июне текущего года расходы на реализацию государственной инвестиционной программы увеличились относительно того же периода 2012 года на 34% в реальном выражении. Около 16,4% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга. По сравнению с январем-июнем 2012 года такие расходы сократились на 21,7.

На рисунке 1.5 представим исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2011-2013 г.г., трлн. руб.

Рисунок 1.5 - Исполнение консолидированного бюджета в I полугодии 2011-2013 г.г., трлн. руб.

Объем средств, направленных на финансирование социальной cферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 37,7 трлн. руб., в том числе образование – 16,3 трлн. руб., здравоохранение – 11,4  трлн. руб.

Расходы бюджета  на национальную экономику составили 15,3 трлн. руб., или 17,8% всех бюджетных расходов. Более 56% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйств. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации процентов по кредитам банков.

На рисунке 1.6 представим структуру расходов консолидированного бюджета в I полугодии 2011-2013 г.г., % к итогу.

Рисунок 1.6 - Структура расходов консолидированного бюджета в I полугодии 2011-2013 г.г., % к итогу.

 

В разрезе экономической  классификации значительная часть  бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и  начислений на зарплату работников бюджетного сектора – 27,3 трлн. руб. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года такие расходы увеличились на 4,5% в реальном выражении, составив 31,7% от общего объема бюджетных расходов. На 39,1% от текущих расходов. На капитальные расходы направлено 16,7 трлн. руб. бюджетных средств, или 19,4% всех расходов. По сравнению с I полугодием 2012 г. капитальные расходы увеличились на 5,2%.

На рисунке 1.7 представим экономическую классификацию  расходов консолидированного бюджета, % к итогу.

Рисунок 1.7 - Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета, % к итогу.

Консолидированный бюджет в I полугодии 2013 года исполнен с профицитом в размере 5,8 трлн. руб., или 2% ВВП (в I полугодии 2012 года - 1,5% ВВП), что в определенной мере было обусловлено необходимостью сдерживания бюджетных расходов с целью снижения инфляционных процессов.

Доходы государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в I полугодии 2013 года составили 36,7 трлн. руб., расходов – 37,1 трлн. руб.

Бюджет сектора  государственного управления (консолидированный  бюджет и бюджет Фонда социальной защиты населения) в январе-июне 2013 года исполнен с профицитом в размере 5,4 трлн. руб.,( 1,9% ВВП). Доходы бюджета составили 128,6 трлн. руб.,( 45,1% ВВП), расходы – 12,3 трлн. руб.,( 43,2% ВВП).

На рисунке 1.8 представим бюджет сектора государственного управления в январе-июне 2011-2013 г.г.

Рисунок 1.8 - Бюджет сектора государственного управления в январе-июне 2011-2013 г.г.

 

 

 

За I полугодие 2013 года в республиканский бюджет поступило 50,3 трлн. руб., что на 1,9% (в реальном выражении) меньше доходов аналогичного периода 2012 года.

На рисунке 1.9 представим доходы республиканского бюджета  за январь-июнь 2012-2013г.г.

Рисунок 1.9 - Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2012-2013г.г.

 

Налоговые доходы республиканского бюджета за I полугодие 2013 года составили 43,3 трлн. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года поступления сократились на 1,9%.

Неналоговые доходы республиканского бюджета за I полугодие 2013 года сложились в сумме 7,0 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2012 года сократились на 2,1%.

На рисунке1.10 представим динамику доходов республиканского бюджета 2009-2013 г.г

 

 

 

 

 

Наибольшую  долю в структуре доходов республиканского бюджета занимали налог на добавленную стоимость (35,5%), налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности (24,3%), акцизы (14,9%), налог на прибыль (639%)

Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 49,5 трлн. руб., что на 3,1% меньше (в реальном выражении), чем в I полугодии 2012г.

На расходы  социальной направленности направлено 10,5 трлн. руб., или 21,2% расходов республиканского бюджета. Трансферты местным бюджетам составили 32,3% в структуре всех расходов.

Бюджетные средства на поддержку отраслей национальной экономики направлялись в основном на компенсацию процентов по кредитам банков. Такие расходы составили более 50% в расходах республиканского бюджета на национальную экономику, и более 81% - на сельское хозяйство.

Расходы по обслуживанию государственного долга составили 5% всех расходов республиканского бюджета.

Доходы республиканского бюджета превысили расходы на 779,5 млрд. руб. (0,3 ВВП).

 

Доходы местных бюджетов в I полугодии 2013года составили 57,7 трлн. руб., что в реальном выражении на 8,9% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

Основными источниками  доходов местных бюджетов в в I полугодии 2013года явились поступления по подоходному налогу (21,6% от всех доходов), налогу на прибыль (18,9%), налогу на добавленную стоимость (13,1%), налогам на собственность (6,3%), а также безвозмездные поступления из республиканского бюджета (28,0%).

На рисунке 

 

В январе-июне 2013 года наблюдался рост собственных доходных поступлений местных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (в реальном выражении) на :

- по г. Минску  – 23,15%;

- по Брестской  области – 5,8%;

- по Витебской  области – 8,4%;

- по Гомельской  области – 16,3%;

- по Гродненской  области – 2,2%;

- по Минской области – 7,3%;

- по Могилевской области – 11,1%.

На рисунке 

 

За I полугодие текущего года сверх утвержденных показателей в местные бюджеты поступило 4,3 трлн. руб. собственных доходов, в том числе:

- по г. Минску  – 2,7 трлн. руб;

- по Брестской  области – 0,2 трлн. руб;

- по Витебской области – 0,2 трлн. руб;

- по Гомельской  области – 0,2 трлн. руб;

- по Гродненской  области – 0,2 трлн. руб;

- по Минской  области – 0,5 трлн. руб;

- по Могилевской  области – 0,3 трлн. руб.

На рисунке

 

 

Средний уровень  дотаций в консолидированные бюджеты областей в общем объеме их доходов составляет 29,3%. Бюджет г. Минска является бездотационным.

На рисунке 

 

 

 

Расходы местных  бюджетов за I полугодие 2013 года профинансированы в сумме 53,7 трлн. руб., что в реальном выражении на 9,1% больше, чем за аналогичный период 2012 года.

На рисунке 

 

В структуре  расходов местных бюджетов преобладали  расходы, связанные с обеспечением текущего функционирования бюджетных  организаций, субсидированием социально  значимых услуг, оказываемых населению, обслуживанием долгов.

При этом объеме средств, направляемых на финансирование первоочередных расходов, (лекарственные  средства и изделия медицинского назначения, продукты питания, оплата коммунальных услуг, транспорта, бюджетные  трансферты населению, обслуживание долга органов местного управления и самоуправления) сократился с 63,1% до 59,8% в объеме расходов местных бюджетов.

На рисунке 

 

 

 

За I полугодие 2013 года профицит местных бюджетов составил 4,0 трлн. рублей.

На рисунке

В целом тенденции  в налогово-бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2013году, как и ранее, подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.

Информация о работе Финансовая система РБ