Российско-белорусские
отношения занимают особое место в системе международных
отношений, а интеграция российской и
белорусской экономик не имеет аналогов
среди других стран СНГ.
Правовая
основа экономической интеграции
России и Белоруссии определяется
Договором о создании Союзного
государства и Программой действий по реализации
его положений от 8 декабря 1999 года. В этих
документах были поставлены задачи по
формированию единого экономического
и таможенного пространства, гармонизации
национального законодательства в экономической
сфере, переходу на использование единой
денежной единицы, созданию объединенных
энергетических и транспортных систем.
Все эти
задачи постепенно решаются, особенно
активно развивается экономическое
сотрудничество между двумя странами.
Одно из направлений такого
сотрудничества – реализация планов по созданию
российско-белорусских транснациональных
корпораций в рамках Союзного государства
России и Беларуси.
На состоявшейся
в феврале с.г. в Минске встрече
белорусского премьер-министра Михаила
Мясниковича с заместителем председателя правительства РФ Аркадием
Дворковичем было объявлено, что Беларусь
и Россия планируют создать в текущем
году пять крупных компаний, которые в
перспективе могут стать транснациональными
корпорациями.
Их формирование
будут курировать первый заместитель премьер-министра Белоруссии
Владимир Семашко и Аркадий Дворкович,
сообщил ИТАР-ТАСС.
"Думаю, что
в 2013 году можно создать пять
совместных компаний, которые серьезно
можно позиционировать как в
Едином экономическом пространстве,
так и в дальнем зарубежье", - сказал Михаил Мясникович
в ходе встречи. При этом, глава белорусского
правительства, обращаясь к Аркадию Дворковичу,
добавил, что "вы, наверное смогли убедиться,
что те объекты, которые мы предлагаем
для интеграции, – все живые, все работающие,
если не идеально, то стабильно работающие
предприятия".
В свою очередь,
Аркадий Дворкович акцентировал
внимание на том, что он и его коллеги
с белорусской стороны по поручению
президентов двух союзных государств
вместе работают "над заключением
конкретных соглашений". Он также добавил,
что сегодня смог посмотреть отдельные
белорусские предприятия. "Есть готовность
к более серьезной кооперации. Мы это почувствовали",
- подчеркнул заместителем председателя
правительства РФ.
Эксперт
Фонда Стратегической Культуры Алексей Полозов отмечает,
что в Белоруссии достаточно успешно действуют
целый ряд совместных предприятий, которые
с некоторыми оговорками можно назвать
прообразами будущих российско-белорусских
транснациональных корпораций.
Например, в
1994 году было организовано СП ОАО Брестгазоаппарат,
в котором «Газпрому» принадлежит 51% капитала.
В 2002 году после реорганизации в ОАО Мозырский
НПЗ (один из двух нефтеперерабатывающих
белорусских гигантов) доля «Газпрома»
и ТНК-ВР составила 49%, а в СООО «МТС» (один
из ведущих операторов мобильной связи
в Белоруссии) доля российских МТС составила
те же 49%. В 2005 году после образования совместного
ЗАО «Белорусская калийная компания»
(одного из крупнейших экспортёров Белоруссии)
доля «Уралкалия» составила 50%. Доля российского
капитала бывает и большей: так, в созданном
в 2007 году СЗАО «Осиповичский вагоностроительный
завод» российскому «Гранд Экспресс»
принадлежит 74% активов компании.
По мнению
эксперта в настоящее время
наиболее перспективным является
образование холдинга «Росбелавто», в котором
должны быть объединены активы двух гигантов
по производству грузовиков – «МАЗа»
и «КамАЗа».
Ещё десять лет
назад «МАЗ» выпускал около 12 000 автомобилей
в год, в то время как «КамАЗ»
- 4 000. Однако проблемой «МАЗа», как
и Белоруссии в целом, является
малый объём внутреннего рынка. К тому
же если «МАЗ» ориентирован в основном
на экспорт, то «КамАЗ», использующий преимущества
огромного внутреннего российского рынка,
– на продажи внутри страны. Эти факторы
и привели к тому, что в настоящее время
«МАЗ» выпускает около 30 000 автомобилей
в год, а «КамАЗ» уже вдвое больше – 60 000.
Однако даже этой цифры недостаточно для
решения задачи, поставленной российским
руководством – провести замену и утилизацию
отслуживших свой срок грузовиков по всей
стране. Здесь мощности «МАЗа» могли бы
сыграть важнейшую роль.
Кроме того,
российскую сторону интересуют
вопросы удешевления комплектующих,
общие технические наработки
- опыт белорусов для наращивания
выпуска современных моторов,
коробок передач и других элементов автомобилей.
«МАЗ» же в первую очередь ищет дополнительные
выходы на российские рынки и не только
для грузовиков, но и для своих автобусов.
Выпускаемая
на «МАЗе» техника соответствует
экологическим стандартам Евро-3,
Евро-4, Евро-5. Под маркой «МАЗ» с конвейера
сходят седельные тягачи, бортовые автомобили,
шасси под установку различного спецоборудования
(более 500 моделей и модификаций). Начиная
с 1995 года, «МАЗ» выпускает городские,
междугородние, туристические и специальные
автобусы (15 моделей более чем в 100 исполнениях).
Производит «МАЗ» и другую технику. Так,
на заводе автомобильных прицепов и кузовов
«МАЗ-Купава» изготавливают автофургоны,
автомобильные и грузовые прицепы, рефрижераторы
и торговую специализированную автотехнику
(более 300 моделей). ОАО «Кузнечный завод
тяжелых штамповок» специализируется
на изготовлении поковок и штамповок из
сортового проката, штамповке на кривошипно-горячештамповочных
прессах, штамповочных молотах, молотах
свободной ковки с последующей термообработкой
и очисткой, а также на изготовлении лонжеронов,
картеров заднего моста, балки передней
оси, ободьев колес семейства автомобилей
МАЗ. Это единственный в СНГ производитель
ободьев колес для автомобилей грузоподъемностью
40-240 тонн. ОАО «ОЗАА» (г. Осиповичи) специализируется
на выпуске деталей, узлов и комплектующих
из алюминиевого литья, стеклопластика,
литьевой пластмассы. Здесь производятся
каноэ, лодки, водные велосипеды, оборудование
для спортивных залов и площадок.
Весь этот
производственный потенциал может быть
использован для насыщения российского
рынка и увеличения союзного экспорта.
Показательно, что в день первого сообщения
о возможном объединении акции «КамАЗа»
на ММВБ сразу же выросли на 10%. Возможное
слияние одобрили все акционеры «КамАЗа»
- «Ростехнологии» (49,9% акций), «Тройка
Диалог» (27,26%), Daimler (11%), ЕБРР (4%).
Обсуждается
также проблема слияния «Гомсельмаша»
и «Ростсельмаша».
«Гомсельмаш»
благодаря постоянно проводимой
на предприятии модернизации
развивается достаточно успешно. Сельскохозяйственная
техника с маркой «Палессе» изготавливается
как на самом «Гомсельмаше», так и на совместном
предприятии «Брянсксельмаш» в Брянске
с использованием машинокомплектов «Гомсельмаша»,
кроме того - на совместных производствах
в Удмуртии, Ульяновской и Амурской областях,
Красноярском крае и других регионах России.
Cоздано и
успешно работает совместное
предприятие в г. Костанае (Казахстан)
на базе ОАО «Агромашхолдинг»
по производству зерноуборочных
и кормоуборочных комбайнов. В Китае в Харбине организовано
изготовление кормоуборочных комбайнов
КСК-600 и початкоуборочных комбайнов КПС-4
из машинокомплектов «Гомсельмаша». В
Аргентине и Чехии работают филиалы компании.
«Гомсельмаш» производит уже модельные
ряды машин различного назначения, что
позволяет обеспечить техникой от одного
производителя все основные технологические
процессы растениеводства, от комплексной
обработки почвы и посева до уборки урожая:
комбайны и комплексы для уборки зерновых
и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля,
льна; косилки, прицепные и навесные машины
для комплексной обработки почвы.
В состав «Ростсельмаша»
входит 13 предприятий. Производственные
площадки расположены на территории
Канады, России, США, Украины и Казахстана.
Продуктовую линейку «Ростсельмаша» составляют более
20 типов сельхозтехники, свыше 100 моделей
и модификаций, в том числе зерноуборочные
комбайны Torum, Acros, Vector, Niva, кормоуборочные
комбайны RSM 1401, Don 680M, тракторы Versatile, а
также прицепная и навесная кормоуборочная
техника, техника для хранения и переработки
зерна. Продажа осуществляется в 26 странах
мира, дилерская сеть - более 500 сервисных
центров и филиалов. Естественно, что соединение
таких производственных возможностей
стало бы серьёзным событием на рынке
производителей сельскохозяйственной
продукции.
Кроме этого
в разработке находятся несколько
перспективных проектов. Два из
них касаются транспорта и
логистики. Белоруссия выказала
готовность рассмотреть возможность
переориентации своих грузовых
потоков из портов Прибалтики, в связи с чем
рассматривается план создания единого
государственного контейнерного оператора
на базе российского «Трансконтейнера».
ОАО «РЖД» может внести 50% (плюс одна) акций
«Трансконтейнера», а ОАО «БелЖД» - грузовой
логистический терминал в Бресте плюс
3 000 ситтинговых платформ. К слову, напомню,
что именно в Бресте заканчивается широкая
железнодорожная колея, и все составы
и грузы переставляются на европейскую
узкую. В этом, собственно, и заключается
ключевая и важнейшая роль брестского
терминала. В перспективе к новой ТНК может
присоединиться и Казахстан, внеся активы
«Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса».
Если всё это произойдёт, в СНГ появится
новый логистический оператор с активами
в 2 миллиарда долларов.
Алексей
Полозов отмечает, что рассматриваются и
возможности реализации совместных проектов
в сферах высоких технологий (полупроводники,
лазерные установки, медицинское оборудование,
микроэлектроника, производство лекарственных
препаратов), освоения природных ресурсов.
Белоруссия далеко продвинулась в сфере
лесного хозяйства и лесозаготовок. Это
опыт востребован и в России, особенно
в таких регионах, которые специализируются
на лесозаготовках. Привлечение белорусских
специалистов и компаний позволило бы
новой совместной компании повысить степени
глубины переработки древесины, больше
использовать в качестве топлива и сырья
остатки в виде сучьев, щепы, а также проводить
плановые рекультивации вырубок с восстановлением
лесных насаждений.
В настоящее
время окончательный список возможных совместных проектов
и предприятий-участников уточняется
и согласовывается заинтересованными
сторонами.