Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.
Одно из самых узких мест российской экономики - это финансовая система. Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.
Введение………………………………………………………………………………3-5
1. Финансовая система России………………………………………………………...6
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства…………………...………6-8
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ………………………..……8-12
1.3 Структура финансовой системы РФ………………………………………….12-16
2. Пути развития финансовой системы России……………………………………..17
2.1 Этапы развития финансовой системы России……………………………….17-19
3. Проблемы финансовой системы России……………………………………....20-24
3.1 Пути инновационной эволюции финансовой системы России……………24-31
Заключение……………………………………………………………………...…32-34
Глоссарий……………………………………………………………………….….34-40
Список используемых источников…………………………………………….…41-42
- обеспечивает проведение
в Российской Федерации единой
финансовой кредитной и
Представительные органы
и органы исполнительной власти общей компетенции
всех уровней осуществляют функции в области
финансовой деятельности наряду с другими
своими функциями в пределах соответствующей
территории. В их компетенцию входят общие
финансовые вопросы, решение которых обеспечивает
в целом жизнедеятельность Федерации
или ее субъектов, а также административно-
Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с Конституцией РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ [1, Cт. 104].
Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.
Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.
В целях информационно-
1.3 Структура финансовой системы РФ
В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).
Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств [3, с. 345].
Финансовая система Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и органов. Каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997г. N 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.
Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.
Финансовую систему РФ составляют следующие институты [7, с. 255]:
- бюджетная система;
- внебюджетные целевые фонды;
- финансы предприятий,
объединений, организаций,
- имущественное и личное страхование;
- кредит (государственный и банковский).
Бюджетная система, состоящая
из государственных (федерального и
бюджетов субъектов Федерации) и
местных бюджетов. Это центральное
звено финансовой системы. Внебюджетные
целевые государственные и
Государственная бюджетная
система, внебюджетные специальные
фонды и государственный (в том
числе банковский) кредит относятся
к централизованным финансам, использующимся для
регулирования экономики и социальных
отношений на макроуровне. Фонды страхования
и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей
относятся к децентрализованным финансам,
которые используются для регулирования
и стимулирования экономики и социальных
отношений на микроуровне. Центральное
место в финансовой системе РФ принадлежит
бюджетной системе, с помощью которой
образуются фонды денежных средств соответствующих
государственных и административно-
Возглавляет систему финансовых органов Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны.
Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.
В единую систему органов государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.
К финансовым органам
относятся также органы, осуществляющие
непосредственно аккумуляцию
Систему кредитных учреждений
возглавляет Центральный банк РФ.
Он как один из специальных органов
также осуществляет финансовую деятельность
государства, являясь органом
Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства [5, с. 167]:
- Счетная палата РФ
(организация и осуществление
контроля за своевременным
- Федеральное казначейство;
- Министерство РФ по налогам и сборам;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП РФ);
- Таможенная служба.
2. Пути развития финансовой системы России
2.1 Этапы развития финансовой системы России
Определение руководством страны необходимости перехода к инновационному экономическому росту обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики.
Речь идет о новом этапе системной трансформации. До сих пор, как представляется, Россия прошла два этапа. Первый (1992-1998гг.) можно охарактеризовать как этап скачка в рынок. Он сопровождался как некоторыми положительными, так и глубоко негативными, разрушительными процессами, последствия которых оказались долговременными.
Основные параметры
эволюции экономической системы
России в 1999-2007гг. характеризовались
следующими тенденциями: ежегодным
ростом ВВП в 6-8%; преодолением платежного
кризиса и увеличением
Этап 1999-2007гг. можно определить также как этап (процесс) преодоления затяжного экономического кризиса, развернувшегося на базе политического и экономического разрушения Советского Союза, превратившегося с 1992г. в экономический кризис рыночной трансформации из-за внедрения в России «шоковой терапии» под «патронажем» Международного валютного фонда.
Но стабилизационный этап не стал одновременно и инновационным в развитии российской экономики.
Экономических и финансовых препятствий к этому не было. Фактор времени был упущен, Россия решала проблемы «догоняющего развития» к уровню далекого прошлого 1990г., т. е. возврата к параметрам экономического потенциала, доставшегося почти 20 лет назад от советского времени. Поэтому вся применяемая в научной литературе и политической жизни методология оценки экономического роста и политики удвоения ВВП как бы повернута «головой назад», к 1990г., или, более того, к «провальному» 1995г., в то время как мировая экономика все эти 17 лет развивалась по восходящей траектории к 1990г.
Если Россия достигнет на рубеже 2008-2009гг. по объему ВВП уровня 1990г. или будет иметь удвоение в сравнении с 2000 г., то общий прирост количественных масштабов экономики за 17 лет рыночной трансформации и за последние 8 лет является нулевым к базе 1990г., т. е. восстановительным.
В этот же период (1990-2010 гг.) вся мировая экономика по объему ВВП к 2010г. вырастет по сравнению с базой 1990г. примерно в 2 раза, в том числе экономика США - на 81,1%, объем производства в КНР - более чем в 6 раз, Индии - более чем в 3 раза. Страны Восточной Европы будут иметь 173,1% ВВП уровня 1990г., а Россия - 107,8% [Приложение В]
При этом динамика учитывает объемы ВВП с увеличением на постоянный коэффициент паритета покупательной способности национальной валюты и постоянные цены 2005г. Даже если Россия действительно войдет в десятку крупнейших экономик мира, ее экономический потенциал будет в 2010г. меньше в 7,2 раза, чем у США, в 6,26 раза - чем у КНР. А без учета искусственно применяемого паритета покупательной способности разрыв следует увеличить еще в 2,2 раза. Поэтому превышение объема ВВП США над российским (реальным, а не статистическим) в 2010г. составит 15,8 раза, КНР - 13,8 раза. Вхождение в «десятку» не отменяет того реального факта, что объем российского ВВП в общей мировой экономике снизится по прогнозу к 2010г. с 5,3%, имевшихся в 1990г., до 2,8%. Таковы результаты удвоения ВВП в условиях «догоняющего» развития и преодоления последствий «прыжка в рынок» и «шоковой терапии», которой «облагодетельствовал» с помощью наших реформаторов Россию Международный валютный фонд и весь Запад.
3.Проблемы финансовой системы России
События последнего времени показывают, что вопрос обеспечения суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в реализации стратегии инновационного развития до сих пор остается актуальным и приоритетным. Во-первых, из-за развернувшегося в 2007г., и особенно в августе-октябре 2008г. мирового финансового кризиса, затронувшего Россию и поставившего нашу страну перед необходимостью снова решать казалось бы, решенную проблему финансовой стабилизации. Во-вторых, инициированные зарубежными силами события на Кавказе, втянувшие Россию в военную ситуацию, явились актом, за которым скрывается стремление, как и в предшествующий период, сорвать процессы стабилизации и особенно стратегические намерения руководства страны к проведению качественно новой, инновационной политики трансформации, научное обоснование которой было ранее дано во многих трудах отечественных экономистов.
Руководство Российской Федерации указало на стремление уже не только международных финансовых, но и некоторых политических западных кругов сорвать «модернизационный проект», не допустить перехода России к этапу инновационного развития. Объективным фактором, вновь вернувшим Россию к проблеме финансовой стабилизации, явился финансовый кризис в США, ставший мировым финансовым кризисом, под воздействием которого оказались российский фондовый рынок, коммерческие банки и ряд крупных российских холдингов. По прозвучавшим оценкам, 75% падения или коррекции фондовых индексов связаны с последствиями международного финансового кризиса и 25% - это наши внутренние проблемы.
Информация о работе Финансовая система России и основные направления её развития