Финансовая система России и основные направления её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение вопросов о функциях, структуре финансовой системы России, а так же и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии финансовой системы РФ в мировом экономическом кризисе.
Одно из самых узких мест российской экономики - это финансовая система. Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3-5
1. Финансовая система России………………………………………………………...6
1.1 Общее понятие о финансовой системе государства…………………...………6-8
1.2 Правовые основы финансовой деятельности РФ………………………..……8-12
1.3 Структура финансовой системы РФ………………………………………….12-16
2. Пути развития финансовой системы России……………………………………..17
2.1 Этапы развития финансовой системы России……………………………….17-19
3. Проблемы финансовой системы России……………………………………....20-24
3.1 Пути инновационной эволюции финансовой системы России……………24-31
Заключение……………………………………………………………………...…32-34
Глоссарий……………………………………………………………………….….34-40
Список используемых источников…………………………………………….…41-42

Вложенные файлы: 1 файл

Приложение А - Шаблон на курсовую работу.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечивает проведение  в Российской Федерации единой  финансовой кредитной и денежной  политики [1, Cт.104].

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это, прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных государственных органов власти является принятие законов по вопросам финансов. При этом в соответствии с Конституцией РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, а также другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ [1, Cт. 104].

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации краев, областей, районов и т.д.) принимают меры к реализации вышеперечисленных законопроектов под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава  государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области  финансово-бюджетных проблем в  составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное  управление Президента РФ. Его деятельность распространяется на области общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

 

1.3 Структура  финансовой системы РФ

В структуру финансов как целостной категории с  присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Финансовый институт - группа однородных экономических  отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или  распределения денежных средств [3, с. 345].

Финансовая система  Российской Федерации в настоящее время включает несколько взаимосвязанных институтов и органов. Каждый институт, или звено, финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Федеральным  конституционным законом от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997г. N 3-ФЗ). В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.

Представительные и  исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют  на соответствующей территории функции  в области финансов в пределах своей компетенции.

Финансовую систему  РФ составляют следующие институты [7, с. 255]:

- бюджетная система;

- внебюджетные целевые  фонды;

- финансы предприятий,  объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

- имущественное и личное  страхование;

- кредит (государственный  и банковский).

Бюджетная система, состоящая  из государственных (федерального и  бюджетов субъектов Федерации) и  местных бюджетов. Это центральное  звено финансовой системы. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды, создаваемые  соответствующими представительными или исполнительными органами власти и местного самоуправления. Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.) и используемые ими для выполнения своих функций и задач. Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создаётся доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного юридическим и физическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Кредит означает привлечение свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их денежные фонды, именуемые кредитными ресурсами, а также предоставление их во временно использование на началах за счёт привлечённых, но и собственных средств кредитора [Приложение Б].

Государственная бюджетная  система, внебюджетные специальные  фонды и государственный (в том  числе банковский) кредит относятся  к централизованным финансам, использующимся для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Фонды страхования и финансы хозяйствующих субъектов и отраслей относятся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне. Центральное место в финансовой системе РФ принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему РФ также включаются финансы юридических и физических лиц.

Возглавляет систему  финансовых органов Российской Федерации  Министерство финансов Российской Федерации, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Вместе с тем существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, т.е. определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере.

В единую систему органов  государственного управления финансами Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, а также органы Федерального казначейства.

К финансовым органам  относятся также органы, осуществляющие непосредственно аккумуляцию средств  в централизованные фонды денежных средств, органы налоговой и таможенной служб.

Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ. Он как один из специальных органов  также осуществляет финансовую деятельность государства, являясь органом государственного управления и осуществляя государственное  руководство в области банковской деятельности. На него возложена эмиссия денег, вместе с Правительством РФ Центральный банк РФ определяет политику государства в области денег и денежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческих банков.

Ряд органов в Российской Федерации специально занимаются контролем в области финансовой деятельности государства [5, с. 167]:

- Счетная палата РФ (организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов);

- Федеральное казначейство;

- Министерство РФ по  налогам и сборам;

- Федеральная служба  налоговой полиции РФ (ФСНП РФ);

- Таможенная служба.

 

2. Пути развития финансовой  системы России

2.1 Этапы развития  финансовой системы России

Определение руководством страны необходимости перехода к  инновационному экономическому росту  обозначает новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации  и типу реализуемой финансовой политики.

Речь идет о новом  этапе системной трансформации. До сих пор, как представляется, Россия прошла два этапа. Первый (1992-1998гг.) можно охарактеризовать как этап скачка в рынок. Он сопровождался как некоторыми положительными, так и глубоко негативными, разрушительными процессами, последствия которых оказались долговременными.

Основные параметры  эволюции экономической системы  России в 1999-2007гг. характеризовались  следующими тенденциями: ежегодным  ростом ВВП в 6-8%; преодолением платежного кризиса и увеличением коэффициента рублевой монетизации с 12,3% к ВВП в 1995 г. до 32% к 2008 г.; снижением инфляции на потребительском рынке с 20,2% в 2000 г. до 10-12% в 2006-2007гг.; переходом к политике профицитного федерального бюджета; формированием крупных финансовых резервов в виде стабилизационного фонда (резервирование бюджетных доходов) и валютных резервов Банка России с размещением их в иностранных финансовых системах (инвестирование в ценные бумаги правительств 14 стран: США, Западная Европа, Япония); внедрением в бюджетную систему на всех уровнях «стабилизационных» механизмов в форме бюджетирования по результатам (БОР), ведомственных бюджетных программ, государственных и муниципальных закупок; жестким разграничением расходных полномочий между уровнями бюджетной системы; восстановлением процесса накопления капитала в реальном секторе экономики (ежегодный рост капиталовложений в основной капитал на уровне 10-17%); интенсивной капитализацией фондового рынка вплоть до финансового кризиса в августе-сентябре 2008г.; повышением реальных доходов сектора домашних хозяйств в 2,5 раза к 2008г. по сравнению с 2000г [8].

Этап 1999-2007гг. можно определить также как этап (процесс) преодоления  затяжного экономического кризиса, развернувшегося на базе политического  и экономического разрушения Советского Союза, превратившегося с 1992г. в экономический кризис рыночной трансформации из-за внедрения в России «шоковой терапии» под «патронажем» Международного валютного фонда.

Но стабилизационный этап не стал одновременно и инновационным  в развитии российской экономики.

Экономических и финансовых препятствий к этому не было. Фактор времени был упущен, Россия решала проблемы «догоняющего развития» к уровню далекого прошлого 1990г., т. е. возврата к параметрам экономического потенциала, доставшегося почти 20 лет назад от советского времени. Поэтому вся применяемая в научной литературе и политической жизни методология оценки экономического роста и политики удвоения ВВП как бы повернута «головой назад», к 1990г., или, более того, к «провальному» 1995г., в то время как мировая экономика все эти 17 лет развивалась по восходящей траектории к 1990г.

Если Россия достигнет  на рубеже 2008-2009гг. по объему ВВП уровня 1990г. или будет иметь удвоение в сравнении с 2000 г., то общий прирост  количественных масштабов экономики  за 17 лет рыночной трансформации и за последние 8 лет является нулевым к базе 1990г., т. е. восстановительным.

В этот же период (1990-2010 гг.) вся мировая экономика по объему ВВП к 2010г. вырастет по сравнению  с базой 1990г. примерно в 2 раза, в том  числе экономика США - на 81,1%, объем производства в КНР - более чем в 6 раз, Индии - более чем в 3 раза. Страны Восточной Европы будут иметь 173,1% ВВП уровня 1990г., а Россия - 107,8% [Приложение В]

При этом динамика учитывает  объемы ВВП с увеличением на постоянный коэффициент паритета покупательной способности национальной валюты и постоянные цены 2005г. Даже если Россия действительно войдет в десятку крупнейших экономик мира, ее экономический потенциал будет в 2010г. меньше в 7,2 раза, чем у США, в 6,26 раза - чем у КНР. А без учета искусственно применяемого паритета покупательной способности разрыв следует увеличить еще в 2,2 раза. Поэтому превышение объема ВВП США над российским (реальным, а не статистическим) в 2010г. составит 15,8 раза, КНР - 13,8 раза. Вхождение в «десятку» не отменяет того реального факта, что объем российского ВВП в общей мировой экономике снизится по прогнозу к 2010г. с 5,3%, имевшихся в 1990г., до 2,8%. Таковы результаты удвоения ВВП в условиях «догоняющего» развития и преодоления последствий «прыжка в рынок» и «шоковой терапии», которой «облагодетельствовал» с помощью наших реформаторов Россию Международный валютный фонд и весь Запад.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы финансовой системы России

События последнего времени  показывают, что вопрос обеспечения  суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в реализации стратегии инновационного развития до сих пор остается актуальным и приоритетным. Во-первых, из-за развернувшегося в 2007г., и особенно в августе-октябре 2008г. мирового финансового кризиса, затронувшего Россию и поставившего нашу страну перед необходимостью снова решать казалось бы, решенную проблему финансовой стабилизации. Во-вторых, инициированные зарубежными силами события на Кавказе, втянувшие Россию в военную ситуацию, явились актом, за которым скрывается стремление, как и в предшествующий период, сорвать процессы стабилизации и особенно стратегические намерения руководства страны к проведению качественно новой, инновационной политики трансформации, научное обоснование которой было ранее дано во многих трудах отечественных экономистов.

Руководство Российской Федерации  указало на стремление уже не только международных финансовых, но и некоторых  политических западных кругов сорвать  «модернизационный проект», не допустить  перехода России к этапу инновационного развития. Объективным фактором, вновь вернувшим Россию к проблеме финансовой стабилизации, явился финансовый кризис в США, ставший мировым финансовым кризисом, под воздействием которого оказались российский фондовый рынок, коммерческие банки и ряд крупных российских холдингов. По прозвучавшим оценкам, 75% падения или коррекции фондовых индексов связаны с последствиями международного финансового кризиса и 25% - это наши внутренние проблемы.

Информация о работе Финансовая система России и основные направления её развития