Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая структура любого общества не может функционировать без организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть:
сущность и структуру финансовых отношений и финансовой системы в рыночной экономике;
сущность фискальной и бюджетной политики;
особенности современной финансовой политики в России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Финансовая система государства и ее структура
1.1. Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Структура финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Финансовая политика
2.1. Бюджетная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Фискальная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Глава 3 . Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

 

Московский государственный университет путей сообщения

 

 

Нижегородский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине « Макроэкономика »

на тему:

“Финансовая система и  финансовая политика государства ”

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

Шифр: 0960-п/ДНЭ-2159

Чертилова М.С.

Проверил: Яшкова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.Новгород 2012 год

Содержание:

 

 

 

Введение . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . .  3

Глава 1. Финансовая система государства и ее структура

1.1. Сущность и функции  финансов . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  5

1.2. Структура финансовой системы . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . 11

Глава 2. Финансовая политика

2.1. Бюджетная политика . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . .  . . . . . .20

2.2. Фискальная политика . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . .27

Глава 3 . Практическая часть . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .34

Заключение . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . 41

Список литературы . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . .43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономическая структура  любого общества не может функционировать  без организованного потока денежных средств между государством и  производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами. Такие денежные потоки отражают процессы реальной жизни обществ, устанавливая связи и отношения между гражданами и юридическими учреждениями (фирмами, акционерными обществами, агропроизводителями, институтами культуры и так далее). Через финансовый механизм государство реализует все свои функции по управлению, ограничению, контролю и аудиту за функционирующими производственными и финансовыми структурами. В ходе выполнения этих функций финансы используются в качестве индикатора роста национальной экономики, благосостояния, а так же ограничения в развитии негативных моментов в экономическом росте. Они стимулируют снижение конкурентной способности на мировом рынке, формируют структуру производства, межотраслевые и территориальные пропорции.

Финансы - неотъемлемый элемент  рыночной экономики. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики, а также необходимой  предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегающей его повседневные операции.

Самым важным элементом  структурного перехода от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, является создание надежной финансовой системы. Надежность финансовой системы в трансформирующейся экономике имеет огромное социально-экономическое значение. Состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы каждого члена общества, ущемление которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социальные и экономические последствия, способные расшатать основы общества.

В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто. Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают данную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Марксисты определяют финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем в стране.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть:

сущность и структуру  финансовых отношений и финансовой системы в рыночной экономике;

сущность фискальной и бюджетной политики;

особенности современной  финансовой политики в России.

 

Глава 1. Финансовая система государства и ее структура

1.1. Сущность  и функции финансов

Категория «финансы»  может рассматриваться с двух позиций: 1) в материальном смысле, как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются

как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере

движения централизованных и децентрализованных денежных средств.

В условиях рыночной экономики  государственные финансы являются

инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки.

Основные признаки финансов выражаются в следующем:

1) финансы выступают  в качестве денежных отношений,  возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;

2) распределительный  характер денежных отношений  связан с движением реальных  денег;

3) движение денежных  средств имеет, как правило,  односторонний

(однонаправленный) характер;

4) финансы как денежные  отношения имеют форму централизованных  и децентрализованных денежных  средств;

5) финансы выступают  в качестве необходимого механизма  (через

налоги и государственное  финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;

6) финансы являются  одним из инструментов государственного  управления, обеспечивающим выполнение  государством его функций и  задач.

Перечисленные признаки финансов составляют необходимые условия  реализации функций финансов. Основными  функциями финансов являются:

1) функция распределения  и перераспределения национального дохода на федеральном, региональном и местном уровнях в форме

межтерриториального, межотраслевого, внутриотраслевого и внутрихозяйственного движения финансов;

2) контрольная функция финансов, обеспечивающая проверку соблюдения законодательства в области финансов и выполнение

финансовых обязательств;

3) регулирующая функция  финансов, состоящая в организации финансовых отношений и в воздействии государства на развитие

экономики посредством финансовых рычагов.

Функционирование финансов основывается на следующих базовых

принципах:

1) принцип федерализма,  предполагающий гармоничное сочетание

интересов в сфере  финансовых отношений на федеральном и территориальном уровнях;

2) принцип единства финансов, означающий единство нормативно/

правовой базы, а также  функционирование единой денежной системы, единой кредитной системы, единой налоговой системы;

единым должен быть финансовый учет;

3) принцип равноправия  субъектов РФ в сфере финансовых отношений;

4) принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов

и расходов, своевременное  исполнение денежных обязательств;

5) принцип целевой  направленности, реализующийся в коммерческих структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности,

а в государственных финансах — как мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений и распределение финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами;

6) принцип диверсификации  источников финансирования и вложений ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков;

7) принцип стратегической  ориентированности финансов, предполагающий разработку долгосрочных программ развития финансов.

Конкретной формой реализации этого принципа явился принятый в 2007 г. принцип 3летнего финансового планирования, который распространит свое действие и на другие сферы (на деятельность «Газпрома», на планирование государственного оборонного заказа и др.);

8) принцип открытости  и прозрачности, связанный с обеспечением

гласности, т. е. доступности, финансовой информации;

9) принцип разграничения  полномочий и предметов ведения в области финансовой деятельности между законодательной, исполнительной и судебной властями;

10) принцип научного  подхода к организации финансов, означающий,

что финансовая система должна опираться на научно обоснованную методологию;

11) принцип экономичности  и рациональности, требующий эффективности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях;

12) принцип управляемости  финансовыми потоками, предполагающий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее

исполнение финансовых обязательств.

 
Рис.1 Вид современной финансовой системы страны.

 

Перечисленные принципы функционирования финансов должны ле/

жать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими. Под

финансовыми ресурсами  понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъекта/

ми, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, организации, домохозяйства.

Различают следующие  виды финансовых ресурсов:

1) собственные средства;

2) мобилизационные средства;

3) средства, поступающие  в порядке перераспределения. 

Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов.

Собственными средствами являются: на уровне государства и  органов

местного самоуправления — доходы государственных и муниципальных

предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне

хозяйствующих субъектов  — прибыль; на уровне населения — заработная

плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.

Мобилизационными средствами являются: на уровне государства —

государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии

ценных бумаг; на муниципальном  уровне — муниципальный кредит и  др.;

на уровне хозяйствующих  субъектов — банковский кредит и  др.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальных образований — обязательны ми платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств —

процентами, дивидендами  по ценным бумагам; на уровне домохозяйств —

поступлениями средств от кредитно/финансовых операций.

Как самостоятельное  понятие существует категория «финансовые

ресурсы страны». К ним  относят: часть ВВП, представленную валовой

прибылью экономики; отчисления в государственные внебюджетные

социальные фонды; налоги на производство и импорт; налоги с физических лиц; сбережения домашних хозяйств и кредиты, полученные из зарубежных стран.

Роль финансов в экономике  России определяется тем, что финансы

являются одним из основных механизмов: развития рыночных институтов, укрепления федеративных основ устройства государства, обеспечения экономической эффективности и социальной справедливости, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений, формирования внутренних и международных рынков капиталов,

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства