Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая структура любого общества не может функционировать без организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и отдельными государствами.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученной литературы раскрыть:
сущность и структуру финансовых отношений и финансовой системы в рыночной экономике;
сущность фискальной и бюджетной политики;
особенности современной финансовой политики в России.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Финансовая система государства и ее структура
1.1. Сущность и функции финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2. Структура финансовой системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Глава 2. Финансовая политика
2.1. Бюджетная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Фискальная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Глава 3 . Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Макроэкономике.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

Если бюджетная политика осуществляется не в русле поиска компромисса, а исключительно как инструмент реализации фискальных интересов государства, то это может привести к противоречиям между интересами общества и государства, несоответствию между провозглашаемыми целями политики и возможностью их достижения посредством осуществляемых мер. Разработка конкретных направлений бюджетной политики предполагает определение целей, которые преследуются при ее осуществлении. Конечной целью бюджетной политики является обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование.

Социально-экономическая  результативность бюджетной политики характеризует соответствие общественных расходов и их результатов тем целям, которые преследует государство, регулируя социально-экономические процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой противоречивый характер. Это явление часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы.

Таким образом, полное и  одновременное достижение всех целей  бюджетной политики, как и экономической политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех или иных макроэкономических показателей.

Исходя из целей, которые  ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной бюджетной политики относятся:

- формирование доходной  и расходной частей бюджетной  системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием  бюджетных средств;

- управление бюджетным дефицитом (профицитом);

- управление государственным  долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы  межбюджетных отношений;

- обеспечение государственных  приоритетов в развитии отдельных  видов деятельности, в частности  инновационной, предоставление государственных кредитов;

- регулирование социальных  процессов;

- управление государственной  собственностью;

- регулирование иностранных  инвестиций и внешнеэкономической  деятельности.

Данные направления  бюджетной политики не должны рассматриваться  в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической функции государственного регулирования рыночной экономики. Особое внимание при этом уделяется координации государственных мероприятий в области бюджетной и денежной политики.

 

2.2. Фискальная  политика

Фискальная политика государства предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных  социальных задач. Высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие – как разрешительные. Фискальная политика государства должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Ее основные задачи: 1) комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации  налоговой базы, снижения уровня неплатежей; 2) пересмотр существующих налоговых  и таможенных льгот; 3) введение единого  реестра налогоплательщиков; 4) ужесточение налогового администрирования; 5) реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Фискальная политика государства предполагает использование  возможностей правительства взимать  налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Основными рычагами фискальной политики государства являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

 

Современное понимание фискальной политики зарубежными учеными сводится к решениям, принимаемым государством относительно своих расходов и доходов. В зарубежной науке фискальная политика ограничивается бюджетной и налоговой с дополнением политики по управлению государственным долгом. Денежно-кредитная политика в свою очередь входит вместе с валютной политикой в структуру монетарного регулирования.

Фискальная политика, осуществляемая в целях сглаживания  экономического цикла, называется дискреционной (гибкой) и бывает двух видов: 
1. Стимулирующая (экспансионистская) фискальная политика – включает увеличение государственных расходов или снижение налогов, или сочетает эти меры. В краткосрочном периоде такая политика направлена на сокращение спада производства при наличии дефицита государственного бюджета и его финансирования. 
2. Сдерживающая фискальная политика – включает увеличение налогов или снижение государственных расходов, или сочетает эти меры, чтобы снизить уровень инфляции в экономике.

Фиск в переводе с  латинского языка – это корзина. В Древнем Риме фиском называлась военная касса, в которой хранились  деньги. В конце древнеримской  эпохи фиском стала называться государственная  казна.

Фискальная  политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей. В настоящее время такими целями в развитых странах являются главным образом антикризисное регулирование, уменьшение безработицы и размеров инфляции.

Материальной основой  проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства  натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими  лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.

Методы финансового  регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются  методы использования элементов налоговой системы.

Косвенные методы являются наиболее тонкими и сложными инструментами  экономического регулирования. Наиболее распространенными методами поощрения  деловой активности и определенных видов деятельности являются налоговые  льготы. К ним относят также механизм ускоренной амортизации, скидки на истощение недр и инвестиционный налоговый кредит.

Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию часть  прибыли, значительно превышающей действительный износ основного капитала. В результате сокращается размер налогооблагаемой прибыли и, следовательно, налоговые отчисления. Метод ускоренной амортизации является важным стимулом увеличения капитала в предпринимательском секторе экономики. Его применение способствует интенсификации научно-технического прогресса, техническому совершенствованию производства и развитию наукоемких отраслей.

Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания  благоприятных условий для накопления капитала и привлечения инвестиций. На этом основании предприятия имеют возможность значительно сокращать размер налоговых выплат или не производить их вовсе под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых. Данный метод оказывает существенное влияние на размещение производительных сил и создание объектов инфраструктуры.

Инвестиционный налоговый  кредит по сути представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот кредит рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается непосредственно из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, тем самым стоимость закупаемого производственного оборудования уменьшается на величину скидки.

Опыт построения и  функционирования налоговых систем в странах "золотого миллиарда" позволяет выделить два различных  подхода, определяющих место и роль налоговой системы в арсенале методов государственного регулирования экономики. Один из них основан на кейнсовской концепции государственного регулирования, а второй на постулатах неоклассической теории.

Кейнсианская концепция, в соответствии с которой меры налогового воздействия заключаются в активном влиянии на величину совокупного спроса, служила теоретической основой государственной политики развитых стран   вплоть  до 70-х гг. двадцатого столетия.    Сущность этой политики заключается в том, что на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги, а в период кризиса – сокращать. Снижение налоговых отчислений производится за счет расширения налоговых льгот предприятиям тех отраслей народного хозяйства, которые являются основой нового экономического подъема, а также путем изменения ставок действующих налогов.

Однако в семидесятые  годы традиционные рецепты воздействия  на экономику перестали срабатывать, чем и был отмечен кризис кейнсианского  метода регулирования экономики. Он был вызван тем, что причиной инфляции в конце 60-х гг. в ведущих западных странах явился опережающий рост заработной платы над производительностью труда. В этих условиях на кейнсианский метод борьбы с инфляцией путем поддержания высоких налоговых ставок предприниматели смогли ответить  трансформацией значительной части налогового бремени в издержки производства и перекладыванием их на потребителей в виде высоких цен. В результате вместо понижения инфляции произошло раскручивание инфляционной спирали "цена – заработная плата".

К факторам, вызывающим инфляцию спроса, в 1973 г. добавился фактор инфляции предложения в виде увеличения странами ОПЕК цен на нефть в четыре раза, вызвавшего энергетический кризис в странах-потребителях нефти. Суммарная инфляция стала измеряться уже двухзначной цифрой, наряду с общим сокращением производства и существенным увеличением числа безработных. Это явление получило название стагфляции и в рамках кейнсианской теории решения не имело.

В итоге кейнсианские принципы государственного регулирования  были вытеснены монетаристской теорией и теорией экономики предложения, которые стали новой теоретической базой налоговой политики развитых стран Запада. Методы решения экономических проблем в русле этих теорий носят неолиберальный характер и направлены на снижение степени  государственного вмешательства в экономику, уменьшение налогового бремени, сокращение избыточных социальных программ, поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, предоставление большей свободы предпринимательской инициативе.

Неолиберальные методы экономического регулирования позволили ведущим западным странам в течение 10 лет преодолеть последствия нефтяного шока. Но достижение этими методами устойчивого экономического роста  потребовало от них значительного увеличения бюджетного дефицита. Так, в США государственный долг с 1975 по 1985 г возрос с 34%  до  45% валового национального продукта, а в расчете на душу населения с 2500 до  7600 долларов.

Теоретическим обоснованием неолиберальной экономической программы  в рамках налоговой политики стали расчеты американского экономиста Лаффера, пришедшего к выводу, что результатом снижения налогов явятся экономический подъем и рост доходов государства. По его мнению, высокие налоговые ставки отбивают у предприятий стимулы к инвестированию, тормозят научно-технический прогресс и замедляют экономический рост, что, в конечном счете, негативно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Поэтому при проведении налоговой реформы следует искать возможность восполнить в перспективе текущие бюджетные потери и добиться увеличения доходной части бюджета. Графическое отображение зависимости между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название "кривой Лаффера", которая выглядит следующим образом (рис. 33.). 

 

 

 

Рисунок 33. Кривая Лаффера 

 

Однако следует заметить, что эти расчеты применимы  только для анализа определенной ситуации, в данном случае для налоговой  политики США при администрации  Рейгана. Но они не могут служить  обоснованием общей закономерности, верной для всех времен и стран.  

 

Фискальную политику в зависимости от механизма ее воздействия на изменение экономической  ситуации подразделяют на дискреционную и недискреционную или автоматическую.

Дискреционной фискальной политикой называют специальное  применение правительством   фискальной системы с целью воздействия на производство, увеличения занятости и уменьшение инфляции.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства