Финансово-экономические отношения в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.

Содержание

1. Финансирование образования…………………………………………с. 4

2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании………………………………………………………………с. 7

Вложенные файлы: 1 файл

фин-эк.отнош - копия.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

ОТЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Тема работы: Финансово – экономические отношения в образовании.

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка) 2 курса

                                                                                       заочной формы обучения

                                                                                                                                                                «Безопасность жизнедеятельности»

Иванов  А. В.

                                                     Научный руководитель:

                                                                                      Доц.Сидорова Т. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

Содержание

 

1. Финансирование образования…………………………………………с. 4

 

2. Формирование эффективных  экономических отношений в образовании………………………………………………………………с. 7

 

 

1. Финансирование  образования.

Финансирование - обеспечение  необходимыми финансовыми ресурсами  затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.

Финансирование предполагает:

- целевое использование  средств - расходование средств  на установленные заранее определенные цели;

- безвозвратность - предоставленные  образовательным учреждениям средства  ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются. 

Финансирование осуществляется на принципах:

- плановость - средства предусматриваются  при составлении бюджета (финансового  плана);

- выделения средств по  мере их расходования;

- экономность - правильного  и рационального расходования  средств. 

На содержание системы  образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом - бюджетные средства.

Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:

- учителям и преподавателям  необходимо платить заработную  плату; 

- учебные помещения нужно  обслуживать, ремонтировать, обеспечивать  теплом, энергией;

- здания нужно строить; 

- для учебного процесса  необходимо приобретать пособия,  приборы, оборудование, мел, тряпки  и т.п. 

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет  возможность нормально функционировать  и развиваться, обеспечить полное общее  среднее образование для всех граждан страны, когда расходы  на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП (с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны).

Основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. В частности, в настоящее  время из федерального бюджета финансируется  около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации - около 22%, из местных бюджетов - 60% (это, разумеется, примерное распределение затрат по уровням финансирования).

В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют  следующие органы:

- Президент Российской  Федерации (высшее должностное  лицо);

- Федеральное Собрание  Российской Федерации (законодатель);

- Правительство Российской  Федерации; 

- Министерство финансов  Российской Федерации, включая  систему Федерального казначейства  и его территориальных органов  как составную часть Министерства  финансов;

- федеральные министерства  и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;

- уполномоченные банки  (проводящая сеть);

- собственно образовательные  учреждения федерального ведения  (расходование).

Все средства, поступающие  в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком  является их «непринадлежность» к источнику  поступления, т.е. к бюджету (неважно  какому именно бюджету).

Таким образом, источники  поступления средств в учебное  заведение делятся на бюджетные и внебюджетные.

Финансировать образовательное  учреждение может государство или  муниципальное образование, а может  и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых  внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации.

Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих  источников:

- бюджет учредителя;

- спонсорские средства;

- собственные средства, находящиеся  в распоряжении (собственности).

К источникам поступления  внебюджетных средств можно отнести:

- доходы от реализации  товаров, работ, услуг (доходы  от осуществления различных видов  деятельности);

- доходы от внереализационных  мероприятий (это всякие полученные  штрафы, пени, неустойки и т.п.);

- пожертвования (дары, спонсорская  помощь, передача по завещанию  и т.п.)

Все эти источники поступления  внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.

Средства федерального бюджета  направляются на содержание образовательных  учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции (вид  денежного пособия местным органам  власти со стороны государства) в  рамках финансовых трансфертов (дотации, безвозмездное выделение определенным лицам денежных сумм.) в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований.

Делая вывод можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов.

2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.

       Важными  элементами формирования эффективных   экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:

-  введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;

- разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;

- создание системы  государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;

- выделение средств  на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;

- достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;

- развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;

- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;

- нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности  учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

- последовательная  реализация принципа экономической  автономии учебных заведений  при введении казначейской системы  учета внебюджетных средств образовательных учреждений;

- обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных  учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

- создание условий  для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

- расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;

- создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;

- поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

       Система  образования должна быть ориентирована   не только на задания со  стороны государства, но и на  постоянно возрастающий общественный  образовательный спрос, на конкретные  интересы семей, местных сообществ,  предприятий. Именно ориентация  на реальные потребности конкретных  потребителей образовательных услуг  должна создать основу для  привлечения дополнительных финансовых  и материально-технических ресурсов.

       Важным  элементом формирования эффективных  экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающим фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должно стать введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса.

       Разработан  проект методики расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования  в бюджетных средствах. Предложены модели расчета потребности более чем по 20 видам расходов. Принципы, заложенные в методику расчета, позволяют приступить к их поэтапному апробированию. В настоящее время ведется отработка и уточнение моделей расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах по отдельным видам расходов на практическом материале.

       Убедительным  подтверждением приоритетности  образования  в социально-экономической  политике государства является  растущее год  от года выделение  средств на развитие образования  из бюджетов всех уровней, включая  средства на приобретение учреждениями  образования учебно-лабораторного  оборудования и информационно-вычислительной  техники, развитие библиотек и  информационных ресурсов, а также  на повышение квалификации преподавателей.

       Одной  из приоритетных задач модернизации  является расширение и повышение эффективности мер, направленных на информатизацию системы образования, в первую очередь, в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды». В качестве приоритетов реализации Программы решением коллегии Минобразования России от 28.02.2002 № 4 были определены:

-компьютеризация  городских и поселковых школ;

-создание электронных   учебников по всем дисциплинам  базового учебного плана;

-организация  и создание  доступа сельских, городских и  поселковых школ к образовательным ресурсам;

-создание системы   общеобразовательных и специализированных  порталов.

       Эффективным  путем развития материально-технической базы образовательных учреждений является передача на их баланс зданий и сооружений других министерств и ведомств.

       Для  решения конкретных задач модернизации  и развития российского образования   привлечены целевые льготные  кредиты  Всемирного Банка  и внебюджетные средства в  рамках Инновационного проекта   развития образования, реализуемого  через Национальный фонд подготовки  кадров. Основная задача проекта  — экспериментальное внедрение  инноваций с целью дальнейшего  воспроизведения в системе образования.  В частности, в рамках проекта  решаются проблемы совершенствования  преподавания дисциплин экономического, социологического и политологического  циклов, разрабатываются более 700 новых учебных курсов, обеспеченных  учебниками и учебно-методическими  пособиями, создаются 4 центра  переподготовки преподавателей  в ведущих вузах, ведется масштабная дополнительная подготовка ППС. Разрабатываются новые формы независимой академической оценки учебных материалов. Значительное внимание уделяется системному решению проблем управления современным вузом. Разрабатываются вопросы: совершенствования структуры вуза, в том числе через создание университетских комплексов; внедрения современных систем управления качеством, ресурсами, персоналом; использования новых информационно-коммуникационных технологий в управлении; эффективного взаимодействия с рынком труда. Ведутся работы по созданию современных вузовских библиотек.

Информация о работе Финансово-экономические отношения в образовании