Финансово-экономические отношения в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.

Содержание

1. Финансирование образования…………………………………………с. 4

2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании………………………………………………………………с. 7

Вложенные файлы: 1 файл

фин-эк.отнош - копия.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

       В рамках  компонента «Учебное книгоиздание»   осуществляется комплекс мероприятий   по развитию устойчивой и работоспособной   рыночной системы обеспечения  школ учебниками и повышению  качественного  уровня учебной литературы.

4 января 2003 года подписано  Соглашение о сотрудничестве  между Минобразованием России и МНС России, одним из направлений которого является взаимодействие по вопросам налогообложения организаций и учреждений системы образования Российской Федерации в части совершенствования налогообложения прибыли образовательных учреждений и деятельности благотворительных организаций. Во исполнение данного Соглашения направлены предложения в МНС России о выводе из налогооблагаемой базы средств, полученных за сдачу в аренду закрепленных за бюджетными учреждениями объектов собственности, при условии, что право сдачи в аренду установлено законодательством Российской Федерации, законодательствами субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления. Внесение данного предложения вызвано имеющимися разночтениями между отдельными законодательными актами Российской Федерации.

       Минобразованием России подготовлено и Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 01.04.2003 № 181, распространившее Правила оказания платных образовательных услуг на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также научные организации.

       Образовательные  учреждения высшего и среднего  профессионального образования  проводят работу по реализации  программ дополнительного профессионального  образования, предоставляемых юридическим  и физическим лицам. За последние  годы значительно расширились  виды и формы предоставляемых  образовательных услуг. Дополнительные профессиональные образовательные программы формируются на основе потребности заказчика. В настоящее время востребованными являются освоение информационных и телекоммуникационных технологий, инновационного менеджмента, программы, связанные с появлением новых профессий и повышением требований к квалификации различных категорий работников.

 Образовательные учреждения  получили возможность реализовывать   дополнительные профессиональные  образовательные  программы с  присвоением квалификации в связи  с введением нового вида профессиональной  переподготовки. Это позволило привлечь  дополнительные источники финансирования.

При рассмотрении рыночной модели функционирования экономики, экономика  образования представляет собой  совокупность отношений, складывающихся между участниками образовательного процесса и экономическими партнерами школы по поводу формирования и использования ограниченных ресурсов в процессе производства и реализации образовательных услуг.

Вопросы управления финансовыми  ресурсами, представляющими собой  денежные средства, формируемые учреждениями и организациями, в результате экономической  деятельности приобретают особое значение в условиях развития рыночных отношений  и расширения хозяйственной самостоятельности  школ. В этом случае финансы образования  представляют собой самостоятельную  систему денежных отношений между  участниками образовательного процесса и экономическими партнерами школы по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных средств, необходимых школе для выполнения возложенных на неё функций. Эти отношения должны быть нацелены на достижение лучших результатов с наименьшими затратами. В целях повышения эффективности любой деятельности образовательного учреждения, необходимо соотносить избранные цели развития школы с её финансовыми возможностями.

Эффективное функционирование школы, конечно, зависит от наличия  ресурсов для обеспечения образовательного процесса, но не менее важным является эффективность их использования.

Порядок использования ресурсов напрямую связан с финансово-хозяйственным  механизмом управления школой, со степенью ее хозяйственной самостоятельности, с компетентностью руководителей в области принятия управленческих решений. Способы использования ресурсов и выбор эффективного варианта для решения поставленных перед школой задач и является областью экономических знаний.

Такой подход к управлению способствует развитию экономической  инициативы образовательных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества образовательных услуг. Таким образом, управление финансово-экономической  деятельностью школы является важнейшей  составляющей общего управления как  процесса сознательного воздействия  директора на внутреннюю среду (работники  школы, учащиеся и другие), на внешнюю  среду (родители, социальные и экономические  партнеры и другие), направленного на реализацию предназначения школы.

Для успешной реализации миссии школы руководитель образовательного учреждения должен понимать процессы, происходящие в дальней внешней  среде функционирования школы. Именно они способны оказывать непосредственное влияние на формирование новых экономических  отношений на уровне школы:

- перераспределение ответственности  за финансирование школы между  уровнями государственного, регионального  и муниципального управления; уменьшаются  риски снижения финансирования  школы; 

- «расширение» экономической  самостоятельности школы, в перспективе -- расширение разнообразия организационно-правовых форм для школы; возрастание рисков роста неопределенности и нестабильности деятельности школы;

- отсутствие государственного  закрепления основных параметров  развития общего образования  (продолжительность обучения, образовательные  стандарты, государственные формы  контроля результатов -- ЕГЭ, подушевое финансирование, нормативы деятельности, в том числе порядок формирования системы оплаты труда -- находятся в стадии экспериментальной разработки); возрастание рисков роста неустойчивости деятельности школы из-за изменяющихся управленческих воздействий со стороны государства;

- усиление государственного  контроля финансовых потоков  на уровне школы (казначейская  система исполнения бюджета); возрастание  рисков снижения мобильности  в управлении ресурсами.

Большое значение имеет понимание  руководителем изменений в ближней  внешней среде образовательного учреждения, ее сильных и слабых сторон:

- рост мотивированности родителей в получении качественного образования детьми; рост давления на школу со стороны родителей; нарастание рисков роста дифференциации школ по качеству образования в условиях смешанного финансирования;

- рост конкуренции в  городе и сохранение монополии  школ в сельской местности;  рост рисков снижения эффективности  и доступности качественного  образования; 

- рост заинтересованности  общественных организаций и бизнеса  в развитии школы как субъекта, влияющего на формирование толерантного  социального поведения будущих  членов общества (снижение агрессивности,  преступности, наркомании, алкоголизма,  беспризорности и другого среди  молодёжи).

Таким образом, современное  состояние экономических отношений, складывающихся вокруг школы, можно  рассматривать как переходное, требующее  от директора наращивания компетенций  в двух взаимосвязанных направлениям деятельности: 1) в экономике, 2) в  финансах. Формирование профессиональной компетентности в этой области осуществляется более эффективно, если образовательное  учреждение встраивается в систему  новых экономических отношений  на основе выбора и закрепления:

- организационно-правовой  формы образовательного учреждения;

- структурно-содержательной  модели, определяющей универсальность  или профильность образовательной  деятельности;

- стратегических партнеров во внешней среде;

- организационно-правовых  аспектов финансовой деятельности  школы; 

- методов и модели финансирования  школы; 

- процедур и правил  взаимодействия школы с финансовыми  институтами (финансирование, учёт, контроль, налогообложение);

- технологий и методик  финансового планирования и анализа.

В новых условиях хозяйствования организационно-экономические функции  директора школы корректируются, видоизменяются, развиваются. Они направлены на решение множества вопросов, которые  охватывают разные аспекты финансово-экономических  отношений, складывающихся по поводу привлечения  и использования ресурсов, в том  числе финансовых: финансово-экономическое  прогнозирование, финансово-экономическое  планирование, финансово-экономическое  регулирование, координация действий различных субъектов управления финансами, стимулирование, финансовый контроль.

В реализации названных управленческих функций повышается степень самостоятельности  образовательных учреждений при  формировании и исполнении смет доходов  и расходов.

В основе формирования финансово-хозяйственного механизма функционирования школы  лежит выбор модели ее финансирования.

Сложности в формировании модели финансового обеспечения различных видов учреждений общего образования

Формирование и исполнение бюджета любого государства осуществляется в соответствии с бюджетной политикой. Идеи, цели, задачи последней, методы и  формы её практической реализации проявляются  через параметры расходов бюджета  и построение межбюджетных отношений.

Регулирующая функция  бюджета проявляется в том, что  бюджет является универсальным механизмом участия государства в финансировании расходов, оплата которых индивидуально  каждым пользователем с позиций  совокупных интересов общества невозможна или нерациональна.

Направления расходования средств  бюджета определяют его функциональную структуру и отражаются в статьях  бюджетной классификации. Применяемая  в российском законодательстве функциональная структура бюджета позволяет  иллюстрировать перечень всех функций  государства, которые обусловлены  решением внутренних и внешних проблем  развития страны (финансирование социальных отраслей, науки, национальной обороны, обслуживание государственного долга  и тому подобное). Это дает возможность в систематизированном виде отражать приоритетность направлений расходования бюджетных средств и оценивать действенность процесса государственного регулирования на всех уровнях бюджетной системы. Таким образом, бюджет как инструмент управления позволяет государству регулировать объемы и направления расходования бюджетных средств, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы, а удельный вес государственных расходов и источников их покрытия свидетельствует о действительной её приоритетности. В плоскости бюджетной политики лежит также регулирование темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы, включая образование, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

Приоритетной задачей  государства в сфере образования  является обеспечение равной доступности  образования для всех граждан  страны. Это обусловливает появление  бюджетных обязательств по его финансированию в части государственных социальных гарантий, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Важную роль при финансовом обеспечении школ играет законодательное  разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании образовательных услуг зависит  от целого ряда факторов: от государственного устройства и общей системы государственного управления, законодательного распределения  ответственности за виды расходов, сложившихся традиций и так далее.

Одной из причин имеющегося перекоса в финансировании образования  является постоянное запаздывание в  развитии хозяйственно-финансовой самостоятельности  образовательных учреждений по отношению  к развитию рыночной среды для  производства и продвижения образовательных  услуг.

Разнообразие потребностей субъектов, заинтересованных в развитии образования на всех его уровнях, требует разработки новых хозяйственных  механизмов управления школой, обеспечивающих ей гибкое реагирование на изменение  структуры этих интересов и позволяющих  создать условия для эффективного их удовлетворения.

Школа становится ядром в  системе меняющихся экономических  отношений, что обусловливает объективную  необходимость проведения изменений  самой школы. Из агента, в абсолюте представляющего интересы государства, школа становится самостоятельным рыночным субъектом, эффективность функционирования которого зависит от степени соответствия предлагаемых школой образовательных услуг сложившемуся спросу.

В этих условиях государство  становится таким же потребителем, предъявляющим спрос на образовательные  услуги, как и семья, общественные организации, бизнес-структуры. При данной схеме рыночных отношений становится эффективной система многоканального привлечения финансовых средств или модель смешанного финансирования школы.

Изменение роли и места  школы в системе экономических  отношений наряду с другими предполагает решение следующих проблем:

- расширение хозяйственной  самостоятельности школы; 

- введение новых организационно-правовых  форм функционирования образовательного  учреждения;

- реорганизацию системы  управления школой;

- развитие общего менеджмента,  направленное на формирование  условий устойчивого функционирования  школы в меняющихся условиях  внешней среды.

Информация о работе Финансово-экономические отношения в образовании