Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:23, реферат
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.
1. Финансирование образования…………………………………………с. 4
2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании………………………………………………………………с. 7
В рамках
компонента «Учебное
4 января 2003 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Минобразованием России и МНС России, одним из направлений которого является взаимодействие по вопросам налогообложения организаций и учреждений системы образования Российской Федерации в части совершенствования налогообложения прибыли образовательных учреждений и деятельности благотворительных организаций. Во исполнение данного Соглашения направлены предложения в МНС России о выводе из налогооблагаемой базы средств, полученных за сдачу в аренду закрепленных за бюджетными учреждениями объектов собственности, при условии, что право сдачи в аренду установлено законодательством Российской Федерации, законодательствами субъектов Российской Федерации и актами местного самоуправления. Внесение данного предложения вызвано имеющимися разночтениями между отдельными законодательными актами Российской Федерации.
Минобразованием России подготовлено и Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 01.04.2003 № 181, распространившее Правила оказания платных образовательных услуг на государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также научные организации.
Образовательные
учреждения высшего и среднего
профессионального образования
проводят работу по реализации
программ дополнительного
Образовательные учреждения
получили возможность
При рассмотрении рыночной
модели функционирования экономики, экономика
образования представляет собой
совокупность отношений, складывающихся
между участниками
Вопросы управления финансовыми
ресурсами, представляющими собой
денежные средства, формируемые учреждениями
и организациями, в результате экономической
деятельности приобретают особое значение
в условиях развития рыночных отношений
и расширения хозяйственной
Эффективное функционирование
школы, конечно, зависит от наличия
ресурсов для обеспечения
Порядок использования ресурсов напрямую связан с финансово-хозяйственным механизмом управления школой, со степенью ее хозяйственной самостоятельности, с компетентностью руководителей в области принятия управленческих решений. Способы использования ресурсов и выбор эффективного варианта для решения поставленных перед школой задач и является областью экономических знаний.
Такой подход к управлению способствует развитию экономической инициативы образовательных учреждений при принятии ими управленческих решений и расширяет круг субъектов, заинтересованных в повышении качества образовательных услуг. Таким образом, управление финансово-экономической деятельностью школы является важнейшей составляющей общего управления как процесса сознательного воздействия директора на внутреннюю среду (работники школы, учащиеся и другие), на внешнюю среду (родители, социальные и экономические партнеры и другие), направленного на реализацию предназначения школы.
Для успешной реализации миссии школы руководитель образовательного учреждения должен понимать процессы, происходящие в дальней внешней среде функционирования школы. Именно они способны оказывать непосредственное влияние на формирование новых экономических отношений на уровне школы:
- перераспределение
- «расширение» экономической
самостоятельности школы, в
- отсутствие государственного
закрепления основных
- усиление государственного контроля финансовых потоков на уровне школы (казначейская система исполнения бюджета); возрастание рисков снижения мобильности в управлении ресурсами.
Большое значение имеет понимание
руководителем изменений в
- рост мотивированности родителей в получении качественного образования детьми; рост давления на школу со стороны родителей; нарастание рисков роста дифференциации школ по качеству образования в условиях смешанного финансирования;
- рост конкуренции в
городе и сохранение монополии
школ в сельской местности;
рост рисков снижения
- рост заинтересованности
общественных организаций и
Таким образом, современное
состояние экономических
- организационно-правовой
формы образовательного
- структурно-содержательной
модели, определяющей универсальность
или профильность
- стратегических партнеров во внешней среде;
- организационно-правовых
аспектов финансовой
- методов и модели
- процедур и правил
взаимодействия школы с
- технологий и методик
финансового планирования и
В новых условиях хозяйствования
организационно-экономические
В реализации названных управленческих функций повышается степень самостоятельности образовательных учреждений при формировании и исполнении смет доходов и расходов.
В основе формирования финансово-хозяйственного механизма функционирования школы лежит выбор модели ее финансирования.
Сложности в формировании модели финансового обеспечения различных видов учреждений общего образования
Формирование и исполнение бюджета любого государства осуществляется в соответствии с бюджетной политикой. Идеи, цели, задачи последней, методы и формы её практической реализации проявляются через параметры расходов бюджета и построение межбюджетных отношений.
Регулирующая функция
бюджета проявляется в том, что
бюджет является универсальным механизмом
участия государства в
Направления расходования средств бюджета определяют его функциональную структуру и отражаются в статьях бюджетной классификации. Применяемая в российском законодательстве функциональная структура бюджета позволяет иллюстрировать перечень всех функций государства, которые обусловлены решением внутренних и внешних проблем развития страны (финансирование социальных отраслей, науки, национальной обороны, обслуживание государственного долга и тому подобное). Это дает возможность в систематизированном виде отражать приоритетность направлений расходования бюджетных средств и оценивать действенность процесса государственного регулирования на всех уровнях бюджетной системы. Таким образом, бюджет как инструмент управления позволяет государству регулировать объемы и направления расходования бюджетных средств, ориентируясь на текущее состояние той или иной проблемы, а удельный вес государственных расходов и источников их покрытия свидетельствует о действительной её приоритетности. В плоскости бюджетной политики лежит также регулирование темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферы, включая образование, как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.
Приоритетной задачей
государства в сфере
Важную роль при финансовом
обеспечении школ играет законодательное
разграничение расходных
Одной из причин имеющегося перекоса в финансировании образования является постоянное запаздывание в развитии хозяйственно-финансовой самостоятельности образовательных учреждений по отношению к развитию рыночной среды для производства и продвижения образовательных услуг.
Разнообразие потребностей
субъектов, заинтересованных в развитии
образования на всех его уровнях,
требует разработки новых хозяйственных
механизмов управления школой, обеспечивающих
ей гибкое реагирование на изменение
структуры этих интересов и позволяющих
создать условия для
Школа становится ядром в системе меняющихся экономических отношений, что обусловливает объективную необходимость проведения изменений самой школы. Из агента, в абсолюте представляющего интересы государства, школа становится самостоятельным рыночным субъектом, эффективность функционирования которого зависит от степени соответствия предлагаемых школой образовательных услуг сложившемуся спросу.
В этих условиях государство становится таким же потребителем, предъявляющим спрос на образовательные услуги, как и семья, общественные организации, бизнес-структуры. При данной схеме рыночных отношений становится эффективной система многоканального привлечения финансовых средств или модель смешанного финансирования школы.
Изменение роли и места школы в системе экономических отношений наряду с другими предполагает решение следующих проблем:
- расширение хозяйственной самостоятельности школы;
- введение новых организационно-
- реорганизацию системы управления школой;
- развитие общего менеджмента,
направленное на формирование
условий устойчивого
Информация о работе Финансово-экономические отношения в образовании