Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:56, контрольная работа
В своей повседневной деятельности люди понимают под институ-том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч-ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не-которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа-циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма-лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не-понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
I Сущность институтов стр.4
II. Институт государства стр.9
III. Функции института государства стр.13
IV. Взаимосвязи между институтами стр.17
Заключение стр.20
Каждый социальный
институт имеет как специфические
особен-ности, так и общие признаки с другими
институтами.
Для выполнения своих
функций социальный институт должен
учи-тывать способности различных функционеров,
формировать стан-дарты поведения, соблюдать
верность основным принципам, разви-вать
взаимодействие с другими институтами.
Неудивительно поэто-му, что сходные пути
и методы действия существуют в институтах,
преследующих совершенно разные цели.
Предметом социологии
политики, является анализ закономерностей
социально-политической деятельности
различных общностей, формы, проявления
которой обуславливаются их социально-политическими
интересами и отношениями.
В изучении процессов
функционирования и развития любого
классового общества важнейшее место
занимают явления и процессы политической
жизни, к которой по существу вся
область социальной деятельности, связанная
с осуществлением отношений власти.
Политика как область социальных
отношений определяется характером
и содержанием этих отношений, складывающихся
по поводу государственной власти,
ее завоевания, удержания и использования.
Государство появилось
на исторической сцене 5-6 тыс. лет на-зад
и с тех пор постоянно развивалось как
самостоятельный ин-ститут общества. К
возникновению государства привели следую-щие,
вполне объективные, причины.
1. Плотность населения.
В первобытное время небольшие
группы людей по 40-60 человек разбредались
по огромным тер-риториям в поисках
пищи. Они встречались лишь, когда надо
бы-ло осуществить торговый обмен, кого-то
женить на представителе другой группы
или оттеснить со своей территории. Ученые
счи-тают, что тогда на Земле было не больше
5-6 млн. человек. Сего-дня их 5-6 млрд. Сравним
две цифры. В тысячу раз население вы-росло
за неполные 10-15 тыс. лет. Небольшой срок,
если вспом-нить, что первый человек появился
2-3 млн. лет назад.
Когда у человека
примитивные орудия труда, то для
прокорма ему нужна огромная территория
- группе из 40-60 охотников и собирателей
необходимо несколько сот квадратных
километров. Регулярные столкновения
между ними, частый голод и объедине-ние
одних групп с другими для защиты своей
территории стано-вятся неизбежными. Завоевание
одних народов другими стало следствием
ускоренного формирования военных союзов
племен то в одном, то в другом месте земного
шара. Вскоре все люди вступили в такие
союзы.
2. Страх перед
внешней агрессией и
3. Фактор силы. Посмотрите
на современное рыночное обще-
Рассмотрим некоторые
институциональные признаки государства.
1.Установки и образцы
поведения:
а) Послушание
б) Лояльность
в) Субординация
2. Символические
культурные признаки:
а) Флаг
б) Печать
в) Герб
г) Национальный гимн
3. Утилитарные культурные
черты:
а) Общественные здания
б) Общественные работы
в) Бланки и формы
4. Кодекс устный
и письменный:
а) Конституция
б) Законы
5. Идеология:
а) Государственное
право
б) Демократия
в) Национализм
Культурные символы.
Все институты стремятся к
приобретению символов, которые в
предельно концентрированной
Кодексы поведения (устные
и письменные). Ясно, что люди, включенные
в деятельность институтов, должны
принимать соответ-ствующие предназначенные
им роли. Система этих ролей чаще всего
выражается в формальных кодексах, таких,
как присяга на верность стране, клятва
при заключении брака, медицинская профессиональная
клятва Гиппократа. Эти кодексы поддерживают
институционально за-крепляемые роли
и являются важной частью социального
контроля.
Формальный кодекс
поведения, конечно, производит значитель-ное
внешнее впечатление, но он не гарантирует
должного исполне-ния ролей. Мужья и жены
часто игнорируют супружескую клятву;
гра-ждане, пылко повторяющие государственную
присягу на верность, вполне могут совершить
государственную измену; члены церковно-го
прихода, клятвенно обещающие вести праведную
жизнь, могут од-новременно с этим грешить,
относясь с полным равнодушием к клят-ве.
При оценке степени влияния на людей того
или иного кодекса важ-но знать, что принятие
устного или письменного кодекса в значитель-но
большей степени гарантирует его соблюдение,
чем самостоятельное формирование установок
на ту или иную форму поведения. Однако,
если кодекс правил и норм искусственно
придуман, оторван от ре-альной жизни,
он практически не будет выполняться.
Не будет вы-полняться институциональный
кодекс и в случае, когда не сущест-вует
быстрого и неотвратимого наказания за
его нарушение.
Формальный кодекс
-- лишь часть общего поведения, создающе-го
институциональную роль. Существуют и
нормы поведения в от-дельных ролях (солдата,
родителя, профессора, политического деяте-ля),
сущность которых составляет достаточно
тщательно разработан-ный комплекс неформальных
традиций, ожиданий и правил, отобран-ных
в результате длительного опыта и наблюдений
за исполнением данной роли. Дети, которые
никогда не жили в гармоничной семье, вероятно,
с трудом будут представлять себе истинную
роль родите-лей, мужа или жены. Они не
имеют достаточных возможностей для изучения
этих ролей, чтобы успешно выполнять их
впоследствии, ото-брать установки, необходимые
для такого исполнения. Во всех инсти-тутах
роли будут успешно исполняться только
теми, кто обучен не-обходимым ролевым
установкам и ролевому поведению.
Идеология. Идеологию
можно достаточно приближенно оха-рактеризовать
как систему идей, которая санкционирована
совокуп-ностью норм. Опираясь на систему
институциональных норм, идео-логия определяет
не только то, как люди должны относиться
к то-му или иному действию, но и то, почему
они должны действовать оп-ределенным
образом и почему они иногда недостаточно
активно действуют или совсем не участвуют
в действии. Идеология включа-ет в себя
как основополагающие убеждения данного
института, так и разработку таких убеждений,
которые будут объяснять окружаю-щую действительность
в терминах, принятых членами данного
ин-ститута. Если повторение присяги формально
привязывает индиви-да к текущим институциональным
нормам, то идеология дает ему ра-циональное
оправдание для применения их в повседневной
жизни.
Идеология, таким
образом, является одним из важнейших
культур-ных комплексов, поддерживающих
влияние института и оправдываю-щих и
объясняющих всю его деятельность. Именно
через идеологию лидеры требуют кредита
доверия у членов института. Поэтому всякое
значительное действие должно быть идеологически
выдержано, т.е. со-ответствовать основным
идеологическим положениям данного инсти-тута.
При этом критицизм институциональной
идеологии рассматри-вается как еретический
или как разрушающее нападение, которое
должно быть устранено.
III Функции института
государства
Общество является
сложным социальным образованием, и
си-лы, действующие внутри него, так взаимосвязаны,
что невозможно предвидеть последствия
каждого отдельно взятого действия. В
свя-зи с этим институты имеют явные функции,
которые легко распо-знаются как часть
признанных целей института, и латентные
функ-ции, которые осуществляются непреднамеренно
и могут быть непри-знанными или, если
они, и признаны, считаются побочным продук-том
Люди со значительными
и высокими институциональными роля-ми
часто недостаточно реализуют латентные
эффекты, которые мо-гут повлиять на их
деятельность и деятельность связанных
с ними людей.
Однако латентные
функции институтов могут, как поддерживать
признанные цели, так и превращать
их в неуместные» Они могут даже приводить
к нанесению значительного ущерба нор-мам
института.
Явные функции. Если
рассматривать в самом общем
виде деятельность любого социального
института, то можно считать, что
его основной функцией является удовлетворение
социальных потребностей, ради чего он
был создан и существует. Одна-ко для осуществления
этой функции каждый институт выполняет
в от-ношении своих участников функции,
обеспечивающие совместную дея-тельность
людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.
Это, пре-жде всего следующие функции.
1. Функция закрепления
и воспроизводства общественных
отно-шений. Каждый институт обладает
системой правил и норм поведе-ния, закрепляющих,
стандартизирующих поведение своих членов
и делающих это поведение предсказуемым.
Соответствующий социаль-ный контроль
обеспечивает порядок и рамки, в которых
должна про-текать деятельность каждого
члена института.
2. Регулятивная функция
состоит в том, что
3. Интегративная
функция. Эта функция включает
в себя процес-сы сплочения, взаимозависимости
и взаимоответственности членов со-циальных
групп, происходящие под воздействием
институциональных норм, правил, санкций
и систем ролей. Интеграция людей в институ-те
сопровождается упорядочением системы
взаимодействий, увеличением объема и
частоты контактов. Все это приводит к
повышению устойчивости и целостности
элементов социальной структуры, в особен-ности
социальных организаций.
Всякая интеграция
в институте состоит из трех основных
элемен-тов или необходимых требований:
1) консолидация или совмещение усилий;
2) мобилизация, когда каждый член группы
вкладывает свои ресурсы в достижение
целей; 3) конформность личных целей инди-видов
с целями других или целями группы. Интегративные
процес-сы, осуществляемые с помощью институтов,
необходимы для скоор-динированной деятельности
людей, осуществления власти, создания
сложных организаций. Интеграция -- это
одно из условий выжива-ния организаций,
а также один из способов соотнесения
целей его уча-стников.
4. Транслирующая
функция. Общество не могло
бы развиваться, если бы не
было возможности передавать
социальный опыт. Каж-дый институт для
своего нормального функционирования
нуждает-ся в приходе новых людей. Это
может происходить путем, как рас-ширения
социальных границ института, так и смены
поколений. В связи с этим в каждом институте
предусмотрен механизм, позволяю-щий индивидам
социализироваться к его ценностям, нормам
и ро-лям. Государственные учреждения
стремятся воздейст-вовать на граждан,
чтобы привить им нормы повиновения и
лояльности, а церковь старается приобщить
к вере как можно боль-ше членов общества.
5. Коммуникативная
функция. Информация, произведенная
в ин-ституте, должна распространяться
как внутри института с целью управления
и контроля за соблюдением норм, так и
во взаимодейст-виях между институтами.
Причем характер коммуникативных связей
института имеет свою специфику -- это
формальные связи, осуще-ствляемые в системе
институционализированных ролей. Как
отмеча-ют исследователи, коммуникативные
возможности институтов неоди-наковы:
одни специально предназначены для передачи
информации (средства массовой информации),
другие имеют весьма ограниченные возможности
для этого; одни активно воспринимают
информацию (на-учные институты), другие
пассивно (издательства).
Явные функции институтов
являются ожидаемыми и необходи-мыми.
Они формируются и декларируются в кодексах
и закреплены в системе статусов и ролей.
Когда институт не справляется с выпол-нением
своих явных функций, его непременно ждут
дезорганизация и изменения: эти явные,
необходимые функции могут быть присвое-ны
другими институтами.