Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:56, контрольная работа
В своей повседневной деятельности люди понимают под институ-том разные социальные единицы. Это могут быть учебные или науч-ные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Не-которые ученые применяют его только к крупномасштабным организа-циям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для ма-лых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку размера социального объекта и делает не-понятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
I Сущность институтов стр.4
II. Институт государства стр.9
III. Функции института государства стр.13
IV. Взаимосвязи между институтами стр.17
Заключение стр.20
Латентные функции.
Наряду с прямыми результатами действий
социальных институтов существуют другие
результаты, которые на-ходятся вне
непосредственных целей человека, не запланированы.
Эти результаты могут иметь большое значение
для общест-ва. Наиболее выпукло существование
латентных функций институ-тов показано
Т. Вебленом, который писал, что было бы
наивно утверждать, что люди едят черную
икру потому, что хо-тят утолить голод,
и покупают роскошный «Кадиллак» потому,
что хотят приобрести хорошую машину.
Очевидно, что эти вещи приоб-ретаются
не ради удовлетворения явных насущных
потребностей. Т. Веблен делает отсюда
вывод о том, что производство предметов
по-требления выполняет скрытую, латентную
функцию -- оно удовле-творяет потребности
людей в повышении собственного престижа.
Такое понимание действий института производства
предметов потреб-ления в корне меняет
мнение о его деятельности, задачах и услови-ях
функционирования.
Таким образом, очевидно,
что только с помощью изучения
латент-ных функций институтов мы можем
определить истинную картину со-циальной
жизни. Например, очень часто социологи
сталкиваются с непониманием на первый
взгляд явлением, когда институт продолжает
ус-пешно существовать, даже если он не
только не выполняет своих функ-ций, но
и препятствует их реализации. У такого
института, очевидно, существуют скрытые
функции, с помощью которых он удовлетворя-ет
потребности определенных социальных
групп. Подобное явление особенно часто
можно наблюдать среди политических институтов,
у которых латентные функции развиты в
наибольшей степени.
Латентные функции,
следовательно, являются тем предметом,
который, прежде всего, должен интересовать
исследователя социальных структур.
Трудность в их распознании компенсируется
созданием дос-товерной картины социальных
связей и особенностей социальных объ-ектов,
а также возможностью контроля за их развитием
и управления протекающими в них социальными
процессами.
К внутренним функциям
государства относятся: защита суще-ствующего
способа производства, экономической
и социальной системы; подавление классовых
противников (в обществах, разде-ленных
на классы с противоположными интересами);
управление экономикой (в странах социализма)
либо регулирование хозяйст-венной деятельности
(в капиталистических странах); охрана
об-щественного порядка и поддержание
дисциплины; регулирование социальных
отношений; культурно-воспитательная,
идеологиче-ская деятельность и т. п.
Внешние функции
государства составляют: защита интересов
данного государства в его
взаимоотношениях с другими государ-ствами
на международной арене, обеспечение обороны
страны либо военной и политической экспансии
в отношении других го-сударств; развитие
нормальных отношений с другими государст-вами,
развитие взаимовыгодного сотрудничества
на основе прин-ципов мирного сосуществования.
IV. Взаимосвязи между
институтами.
Не существует такого
соци-ального института, который действовал
бы в вакууме, в изоляции от других социальных
институтов. Действие любого социального
ин-ститута невозможно понять до тех пор,
пока все его взаимосвязи и от-ношения
не будут объяснены с позиций общей культуры
и субкуль-тур групп. Религия, правительство,
образование, производство и по-требление,
торговля, семья -- все эти институты находятся
во множе-ственном взаимодействии. Так,
условия производства должны учитывать
образование новых семей с целью удовлетворения
их по-требностей в новых квартирах, предметах
быта, детских учреждени-ях и т.п. В то же
время система образования во многом зависит
от дея-тельности правительственных институтов,
поддерживающих престиж и возможные перспективы
развития учреждений образования. Рели-гия
может действовать также на развитие образования
или на прави-тельственные учреждения.
Учитель, отец семейства, священник или
функционер добровольной организации
-- все подвергаются воздей-ствию со стороны
правительства, так как действия последнего
(напри-мер, издание нормативных актов)
могут привести как к успеху, так и к неудаче
в достижении жизненно важных целей.
Анализ многочисленных
взаимосвязей институтов может объяснить,
почему институты редко бывают, способны
полностью контролировать поведение
их членов, совмещать их действия и
установки с институ-
Потребность привести
к гармонии систему ролей, предписанных
индивидам, часто может быть удовлетворена
путем договоренности между отдельными
институтами. Промышленность и торговля
в лю-бой цивилизованной стране зависят
от поддержки правительства, которое регулирует
налоги, налаживает обмен между отдельными
ин-ститутами промышленности и торговли.
В свою очередь правитель-ство зависит
от промышленности и торговли, которые
экономически поддерживают нормативные
акты и другие действия правительства.
Кроме того, учитывая
важность некоторых социальных институтов
в общественной жизни, другие институты
пытаются захватить контроль за их
деятельностью. Поскольку, например, образование
играет весь-ма значительную роль в обществе,
попытки бороться за влияние на ин-ститут
образования наблюдаются среди политических
организаций, про-изводственных организаций,
церкви и т.д. Политики, например, вно-сят
вклад в развитие школы, уверенные в том,
что тем самым они под-держивают установки
на патриотизм и национальное самосознание.
Церковные институты стараются с помощью
системы образования воспитать у учащихся
лояльность к церковным доктринам и глубокую
веру в бога. Производственные организации
пытаются ориентировать учащихся с детства
на освоение производственных профессий,
а воен-ные -- вырастить людей, могущих
успешно служить в армии.
То же можно сказать
о влиянии других институтов на институт
семьи. Государство пытается регулировать
число браков и разводов, а также
рождаемость. Кроме того, оно устанавливает
минимальные стандарты заботы о
детях. Школы ищут кооперацию с семьей,
соз-давая педсоветы с участием родителей
и родительские комитеты. Церкви создают
идеалы для семейной жизни и стараются
проводить семейные церемонии в религиозных
рамках.
Многие институциональные
роли начинают конфликтовать из-за
принадлежности личности, их исполняющей,
к нескольким институ-там. В качестве
примера можно привести хорошо известный
конфликт между ориентациями на карьеру
и на семью. В этом случае мы име-ем дело
со столкновениями норм и правил нескольких
институтов. Исследования социологов
показывают, что каждый институт стремит-ся
в наибольшей степени «отключить» входящих
в него индивидов от исполнения ролей
в других институтах. Предприятия стараются
включать деятельность жен своих сотрудников
в сферу своего влия-ния (система льгот,
заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские
ин-ституциональные правила также могут
плохо сказываться на семей-ной жизни.
И здесь находят способы включения жен
в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели
отношение к единым институцио-нальным
нормам. Наиболее определенно проблема
исполнения лич-ностью исключительно
роли данного института решена в некоторых
институтах христианской церкви, где духовенство
освобождается от семейных обязанностей
путем принятия обета безбрачия.
Облик институтов постоянно
адаптируется к изменениям в обще-стве.
Изменения в одном институте, как правило,
приводят к измене-ниям в других. После
изменения семейных обычаев, традиций
и пра-вил поведения создается новая система
социального обеспечения та-ких изменений
с участием многих институтов. Когда крестьяне
при-езжают из села в город и создают там
свою субкультуру, должны измениться действия
политических институтов, юридических
органи-заций и т.д. Мы привыкли к тому,
что любое изменение в политиче-ской организации
сказывается на всех сторонах нашей повседневной
жизни. Нет институтов, которые бы трансформировались
без измене-ния в другие институты или
существовали бы отдельно от них.
Заключение
Тот факт, что институты
взаи-мозависимы в своей деятельности,
не означает, что они готовы отка-заться
от внутреннего идеологического и структурного
контроля. Од-на из их основных целей --
исключить влияние лидеров других инсти-тутов
и сохранить в неприкосновенности свои
институциональные нормы, правила, кодексы
и идеологии. Во всех основных институтах
развиваются образцы поведения, которые
способствуют поддержанию определенной
степени независимости и препятствуют
доминирова-нию людей, объединенных в
другие институты. Предприятия и бизнес
стремятся к независимости от государства;
учреждения образования так-же пытаются
достичь наибольшей самостоятельности
и препятствуют проникновению норм и правил
чужих институтов. Даже институт уха-живания
добивается самостоятельности по отношению
к институту се-мьи, что приводит к некоторой
таинственности и скрытности его ри-туалов.
Каждый институт пытается тщательно сортировать
установки и правила, привнесенные из
других институтов, с целью отбора тех
ус-тановок и правил, которые в наименьшей
степени могут повлиять на независимость
данного института. Социальный порядок
-- это удачное сочетание взаимодействия
институтов и соблюдения ими независимо-сти
по отношению друг к другу. Такое сочетание
позволяет избегать серьезных и разрушительных
институциональных конфликтов.
Литература:
1.Фролов С.С.«Социология»
- Москва. Гардарики 1999 г. стр. 143-161
2.Кравченко А.
И. «Социология и политология»
- Москва. ACADEMA. 2000 г. стр. 41-45
3.Волков Ю.Г. Мостовая И.В. «Социология»- Москва. Гардарики. 1999 г. стр. 185-