Финансы: сущность и функции. Принципы построения финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Содержание

Введение
Сущность категории финансов.
Функции финансов.
Эволюция взглядов на сущность и функции финансов.
Финансовая политика.
Принципы построения финансовой политики .
Финансовая политика государства.
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль охватывает вопросы точного соблюдения законодательства в сфере финансов, своевременности  и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным  бюджетом в части уплаты налогов  и других обязательных платежей, переводов  денег между банками, а также  взаимных обязательств между всеми  хозяйствующими субъектами по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная  функции финансов реализуются через  финансовый механизм и полноценную  деятельность финансового аппарата.

Контрольная функция финансов достигает своей цели в том  случае, если финансовые органы на различном  уровне четко выполняют свои функции, обладают достоверной финансовой информацией. Финансовый контроль на микроуровне, а также на макроуровне охватывает процессы финансового планирования, исполнения финансовых планов, сметы доходов и расходов, доходной и расходной части бюджета государства. От полного проявления контрольной функции финансов зависит объективность финансовых отношений в стране.

Распределительная функция  финансов первична, постоянна в действии. В своем проявлении данная функция  затрагивает интересы и возможности  различных субъектов на стадии формирования денежных фондов. В реальной практике при подключении субъективных подходов к вопросам финансов, неправильного  использования финансового механизма  может возникнуть искажение в  проявлении распределительной функции.

Государственные и муниципальные  финансы играют важную экономическую  политическую и социальную роль и выполняю следующие функции:

1. Перераспредилительная - концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов.

2.Регулирующая функция - связанная с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет за счет налоговых отчислений или безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

Использование бюджетного фонда  осуществляется через целевые расходы.

3.Контрольная функция  позволяет узнать насколько своевременно  и полно…

Контрольная функция реализуется  по следующим направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2)контроль над соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств, с учетом потребностей производственного и социального развития;

3)контроль за эффективным и целенаправленным использованием финансовых ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Эволюция взглядов на сущность и функции финансов.

На протяжении многих времен в научной экономической среде  по вопросу сущности и функции  финансов развивалось множество  взглядов, и это позитивно влияло на разработку теоретических основ  финансов в различных системах, включая  современный период развития рыночной экономики.

В связи с тем, что финансы  являются сложной, специфической экономической категорией и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно - политической и экономической жизни, вопросы о сущности и функциях финансов рассматривается на дискуссионном уровне.

В экономической литературе наибольшее признание получили две  концепции финансов: распределительная  и воспроизводственная.

Сторонники первой концепции  считают, что финансы возникают  на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости  общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.

Согласно данной концепции, финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную, тем самым признаются две традиционные функции.

С помощью распределительной  функции распределяются и перераспределяются валовой (совокупный) общественный продукт  и его важнейшая часть - национальный доход, а также часть национального  богатства (например, при изъятии  оборотных средств, операциях по реализации государственного имущества).

Считается, что через распределительную  функцию финансы удовлетворяют, прежде всего, общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, коллективов, предприятий, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и их расходования. Сторонники доказывают, что через распределительную функцию раскрывается сущность финансов как категории распределения.

Распределительная концепция  базируется на первичность количественного  соизмерения в экономических  отношениях, связанные с движением  совокупного общественного продукта, с созданием условий для реализации общественного продукта посредством  купли - продажи.

Количественное соизмерение  финансов путем величины формируемых  денежных фондов способствует ускорению  развития отдельных структурных  подразделений экономики путем  создания благоприятных финансовых условий.

Последователи распределительной  концепции финансов полагают, что  именно через распределение финансы  активно воздействуют на процесс  воспроизводства. В данном случае на второй план отводится стадия производства, которая через другие стадии выступают  источником экономического роста.

Представителями воспроизводственной  концепции финансы рассматриваются  как категория воспроизводства  в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным  ограничивать финансы производственными  отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта.

Финансы - категория производства, так как они обслуживают кругооборот производственных фондов в процессе производство. Из стадии производства финансы переходят в сферу обмена, где продолжается процесс распределения общественного продукта. Финансы здесь выступают инструментом распределения. Финансы далее как категория потребления участвуют в формировании фондов общественного и личного потребления. Отсюда финансы категория не одной стадии, а всех трех, выражают движения стоимости.

В отличии от распределительной концепции финансов, которая приоритетной считает движение денежных средств в целях образования денежных фондов, воспроизводственная концепция упирается на движение стоимости в денежной форме. Таким образом, воспроизводственная концепция в сущности финансов представляется шире и основательнее, чем распределительная концепция.

Сторонники воспроизводственной  концепции выделяют следующие функции  финансов: образование денежных доходов  и фондов; использование денежных доходов и фондов; контрольная  функция.

Контрольная функция действует  не изолированно, а в тесном единстве с распределительной. Это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов признается представителями всех научных  концепций. Основу контрольной функции финансов составляют движение (денежных) финансовых ресурсов, происходящие как в фондовой, так и в не фондовых формах. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются и т.д.

В экономической литературе кроме традиционных функций (распределительная, перераспределительная, контрольная) приводятся и другие мнения, сформулированы такие функции как: воспроизводственная, стимулирующая, функция опосредования кругооборота производственных фондов или оперативная. Следует однозначно определять, что функции во всех действиях и проявлениях раскрывают сущность финансов как экономической категории. Функция и экономическая категория - это разные стороны одного и того же экономического явления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Финансы предприятий.

Финансы предприятий и  организаций выступают основой  финансов и частью единой системы  финансов, которые связаны с материальным производством. Именно финансы предприятий  создают источник экономического роста  на основе распределительных отношений, когда вновь созданная стоимость  распределяется, требуя при этом собственного обеспечения.

В составе финансов материального  производства важная роль принадлежит  финансам предприятий и организаций, действующих на коммерческих началах, приносящих доход на основе выпуска  и реализации продукции, оказания услуг.

В основу организации финансов предприятий положены одинаковые принципы, которые обусловлены общностью  целей и задач производства и  общими экономическими законами его  развития. Финансы предприятий сложны, многозначны, имеют свою сущность, выполняют  функцию. Финансы предприятий объединяют финансы различных фирм, концернов, акционерных обществ, компаний, ассоциаций, всех отраслей народного хозяйства, осуществляющих разностороннюю деятельность в сфере материального производства.  При этом предприятия могут быть во всех формах собственности: государственных, частных, кооперативных, коллективных, совместных и др. Несмотря на различие форм собственности, производственно технологические особенности, все предприятия в стране имеют общее начало, основу принципов методов управления.

Сущность финансов предприятий  – это их внутреннее содержание, где в основе стоимость. На взаимосвязи  производственных и распределительных  отношений вновь созданная стоимость  преобразуется в новые денежные фонды. Формы проявления финансов могут  изменяться в зависимости от взаимоотношений  участников финансов, но сущность в  целом остается, хотя по отношению к ней имеются различные суждения в специальной литературе.

Финансы предприятий выполняют  следующие функции: воспроизводственную  – создается стоимость для  возобновления производства; распределительную  – образование различных денежных фондов с выполнением финансовых обязательств перед государством другими  участниками; контрольную – осуществление полного учета и контроля   над формированием, распределением и использованием денежных фондов Финансы предприятий очень активны, многогранны, подвижны и представляют исходную основу всей финансовой системы.

Основными принципами организации  финансов предприятий являются: коммерческий расчет, плановость, равенство всех форм собственности, наличие финансовых резервов.

Основополагающим принципом  и главным методом ведения  хозяйственно - финансовой деятельности предприятия и организации является коммерческий расчет. Принцип коммерческого  расчета означает, что предприятиям выделяются в постоянное пользование, необходимые для его деятельности основные и оборотные средства (капитал), составляющие его уставный фонд. Этот принцип реализуется в форме  предпринимательства, которая нацелена на получение доходов (прибыли). Самоокупаемость  и самофинансирование выступают  главными признаками коммерческого  расчета, которые предполагают безубыточную деятельность, и получение нормативной  прибыли. При коммерческом расчете  обязательно развитие финансовой самостоятельности, ответственности и финансовой заинтересованности. В рыночной экономике финансы  развиваются в основном при коммерческом расчете.

 

 

4.Финансовая политика.

Любое государство для  осуществления своих функций, достижения определенных государственных социально-экономических  задач используют финансы. Важную роль в реализации поставленных целей  играет финансовая политика. Через  финансовую политику, являющуюся составной  частью экономической политики государства, осуществляется воздействия финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Таким образом, финансовая политика - это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций

Государство является главным  субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегия  основных направлений финансового  развития на перспективу, определяет тактику  действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая стратегия - это  генеральный план действий по обеспечению  предприятия денежными средствами. Финансовая стратегия предприятия  охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию  основных и оборотных средств, распределение  прибыли, безналичные расчеты, налоговую  и ценовую политику, политику в  области ценных бумаг

Финансовая тактика - определение задач и мероприятий финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде.

Региональная финансовая политика - совокупность мероприятий, реализация которых направлена на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ — долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных.

Информация о работе Финансы: сущность и функции. Принципы построения финансовой политики государства