Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель работы – изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах, а также проблематики и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства;
охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;
обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение 3
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики 6
2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации 19
3. Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации»
Кафедра экономической теории
|
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь» |
Выполнила
Научный руководитель:
|
Гомель 2012 |
Содержание
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям проблема сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики является наиболее важной и приоритетной в исследовании макроэкономического состояния страны. Наибольший интерес представляет изучение деятельности государства в области управления финансами в разрезе проводимой им фискальной политики.
В настоящее время наблюдается значительное усиление роли бюджетно-налоговой политики в экономическом регулировании страны. Фискальная политика становится одним из главных инструментов государственного регулирования национальной экономики.
Изучение путей
Рациональная фискальная политика способствует развитию производственных сил в государстве, стимулирует развитие предпринимательства, создает условия для привлечения инвестиций в экономику. Создание благоприятного инвестиционного климата, равных условий деятельности для субъектов хозяйствования позволяет значительно оживить процесс общественного воспроизводства и обеспечить более полное удовлетворение потребностей общества. Также фискальная политика способствует концентрации средств в соответствующих фондах и направлению их на развитие отдельных отраслей экономики и территорий, на развитие непроизводственной сферы, а также на решение социальных вопросов. Именно поэтому изучение тенденций и перспектив в проводимой в Республике Беларусь фискальной политике является важной задачей на сегодняшний день.
Фискальная политика рассматривается в учебных изданиях - «Макроэкономика» Э. Дж. Долана и Д. Линдсей, «Макроэкономика: тексты лекций для студентов всех специальностей» М.В.Короткова «Политика доходов и заработной платы» П. В.Савченко; учебных пособиях - «Макроэкономика» под редакцией Л.П. Зеньковой, «Государственный бюджет» Т.В. Сорокиной, изданиях периодической литературы - «Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры по их реализации» Е.Ф. Киреевой (Белорусский экономический журнал – 2008 – № 2), «Налогообложение в условиях реализации стратегии инновационного развития национальной экономики» Е.Ф. Киреевой и С.А. Киселева (Белорусский экономический журнал. – 2007. – №1), «Задачи сложные, но реальные» А. С. Кобякова (Финансы, учет, аудит -2010 - № 3), «Оценка эффективности системы налогообложения» М. Мельниковой (Вестник Ассоциации Белорусках Банков. – 2009. – № 36), «Сущность налоговой системы и ее место в фискальной политике государства» К. Серикбаевой (Вестник Ассоциации Белорусских банков. - 2010. – №136), «О проекте бюджета - 2011, планируемых изменениях и дополнениях в налоговый и бюджетный кодексы» А. Харковца (Финансы, учет, аудит. – 2010. - №8)
Проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев, А. Маршалл, П. Сэмуэльсон, X. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.
Объект исследования - фискальная политика. Предмет исследования - фискальная политика Республики Беларусь и пути ее совершенствования
Цель работы – изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах, а также проблематики и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.
Работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка
литературы, включающего 16 источников
учебной и периодической
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач:
Для достижения поставленных целей применяются следующие методы: сравнение, обобщение, описание, анализ, синтез, табличный.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика является составной частью финансовой политики государства, нацеленной на решение макроэкономических задач. В рамках бюджетно-налоговой политики происходит перераспределение ВВП с целью выполнения государственных функций, обеспечения устойчивого экономического роста, решения социальных задач, регулирования уровня деловой активности [10, c.94]. Основными целями фискальной политики являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение устойчивых темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Материальной основой проведения фискальной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах. По существу фискальная политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через налоговую и бюджетную системы. Поэтому фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику.
В зависимости от поставленных целей государством проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде фискальная политика направлена на смягчение экономического цикла. В долгосрочном – на снижение налогов, что способствует стимулированию экономического роста страны.
В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании и тех, и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
По степени участия правительства страны в решении макроэкономических проблем различают дискреционную фискальную политику и автоматическую фискальную политику, или политику встроенных стабилизаторов. В основе автоматической фискальной политики лежит механизм встроенных стабилизаторов, под которыми понимаются меры, заставляющие экономику работать в режиме саморегулирования.
Встроенные стабилизаторы автоматически реагируют на изменение в экономике без необходимости принятия каких-либо мер со стороны правительства. К автоматическим стабилизаторам относятся:
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (Т = tY)уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. При этом ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Стабилизация экономики происходит автоматически.
Пособие по безработице и пособие по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде - по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности- и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя подъем, когда экономика находится в состоянии рецесси. Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла [11, с.458-459].
Так, в период спада в экономике снижения налогов будет его тормозить, потому что происходит увеличение совокупного спроса. Во время экономического подъема увеличение налогов уменьшит совокупный спрос. Что касается пособий по безработице и различных социальных выплат, то они препятствуют резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема экономики и сокращения безработицы выплата различных пособий либо прекращается, либо уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
Однако встроенных стабилизаторов
недостаточно для того, чтобы преодолеть
циклические колебания в
Цели фискальной политики можно представить в виде таблицы 1
1 Цели государственной фискальной политики
Цель |
Содержание |
Фискальные |
Перераспределение части создаваемого национального продукта в бюджетную систему и внебюджетные фонды, достаточной для выполнения соответствующими уровнями правления возлагаемых на них функций |
Экономические |
Обеспечение эффективного участия государства в регулировании экономики, поддержании темпов экономического роста, устранение структурных диспропорций общественного воспроизводства, стимулирование инвестиций в увеличение физического капитала |
Социальные |
Сглаживание неравенства в уровнях
доходов различных групп |
Экологические |
Охрана окружающей среды и обеспечение
рационального |
Международные |
Устранение практики двойного налогообложения, ликвидация возможностей ухода от налогообложения, гармонизация таможенного обложения. |