Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа
Цель работы – изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах, а также проблематики и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства;
охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;
обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение 3
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики 6
2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации 19
3. Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
[2, с. 11]
Основными инструментами фискальной политики являются:
Для получения средств, необходимых для выполнения государством своих функций, население страны подлежит налогообложению. Средства требуются для того, чтобы государство справлялось со своей ролью так, чтобы это удовлетворяло народ. Эти средства и называются налогами.
Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками на основе специального налогового законодательства [16, с.11].
Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на доход от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом, или денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся:
Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.
Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся:
Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству) [11, с.406-407].
Налоги необходимы, так как с их помощью государство имеет возможность оказать воздействие на множество экономических и социальных процессов. При помощи налогов можно осуществлять поощрение либо подавление определенных видов деятельности, управлять развитием тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Назначение налогов в полной мере проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Сущность фискальной функции состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения, на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, проведение медицинских исследований, защиту здоровья матери и ребенка. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка [3, c.261-263]. Экономическая функция состоит в том, что налоги оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Функции налогов находятся
в диалектической зависимости друг
от друга. Так, поступление большего
количества налоговых сборов в бюджет
(фискальная функция) способствует стимулированию
ускорения строительства социал
Налоги оказывают
Налогообложение выступает основным средством формирования доходной части государственного бюджета. Для нормального функционирования экономики необходимо, чтобы расходы государства ежегодно балансировались с доходностью бюджета, а через нее – с налоговой системой государства. Если государственные расходы возрастают на ту же величину, что и прирост налоговых поступлений, тогда имеем дело со сбалансированным бюджетом, а отношение государственных расходов к приросту налоговых поступлений является мультипликатором сбалансированного бюджета [1, с.62-63].
Социальные трансферты представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.
Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:
Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности [15].
Социальные трансферты могут осуществляться в форме социального вспомоществования (помощи); путем предоставления совокупности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпоративного и обязательного, государственного).
При помощи социальных трансфертов происходит перераспределение налоговых доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.
Государственные закупки являются макроэкономическим инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики.
Анализ ряда источников
показал, что к определению
Согласно узкому подходу, экономическая сущность государственных закупок заключается в организации эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.
Согласно широкому подходу, экономическая сущность механизма государственных закупок заключается в перераспределении денежных средств путем наделения общества определенными благами. Фонд финансирования государственных закупок формируется за счет налогов и иных отчислений, поступающих от деятельности хозяйствующих субъектов. Аккумулированные государством средства возвращаются населению и хозяйствующим субъектам при распределении государственных контрактов на товары (работы, услуги), в том числе и на те, которые не производятся (не оказываются) или не обеспечиваются рынком по оптимальной цене и в необходимом количестве.
Государственные закупки, с применением определенных преференций, становятся одним из значимых инструментов регулирования (стимулирования) преобразований в приоритетных отраслях экономики. С помощью преференций можно поддерживать в рамках международной торговли отечественного производителя, а на внутреннем рынке, к примеру, малый бизнес, некоторые общественные организации (например, работающие с применением труда инвалидов и т.д.), организации, принадлежащие этническим меньшинствам или женщинам и т.д. [6].
Современные исследования фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям:
Из всего вышеперечисленного следует, что обобщенный анализ современных исследований фискальной политики демонстрирует многообразие взглядов. Безусловно, развитые страны имеют больший опыт в проведении фискальной политики, кроме того, их заслугой является формулирование сущности и суммирование результатов фискальной политики.
Таким образом, можно сделать вывод, что фискальная политика - это комплекс мер по обеспечению поступления государственных доходов, необходимых для обеспечения государственных расходов и развития экономики страны. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Основные инструменты фискальной политики – это налоги, трансферты, государственные закупки. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики. В современных исследованиях в области фискальной политики существует шесть основных направлений, перечисленных выше: два из них основаны на рассмотрении эффектов фискальной политики относительно сроков ее исполнения – краткосрочных и долгосрочных; следующие два рассматривают фискальную политику с точки зрения гарантий и рисков достижения фискальной устойчивости; последние два направления ставят своей целью исследование структуры и эффективности управления в налогово-бюджетной политике страны.
Для определения роли фискальной политики в экономике Республики Беларусь рассмотрим особенности ее реализации на различных этапах развития государственной экономики.
Условно развитие современной экономики Беларуси можно разделить на 3 этапа. Каждому из них присущи свои особенности проведения финансовой политики.
Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравнивание в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства.
Открытость экономики Беларуси вызвала необходимость либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту темпов инфляции и потребительских цен. Ситуация усугублялась проведением мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж, инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в Беларуси стало игнорирование объективных закономерностей экономического развития.