Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение фискальной политики, особенностей её проведения в Республике Беларусь на различных исторических этапах, а также проблематики и путей совершенствования бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь. В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание финансовой политики;
показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства;
охарактеризовать тенденции налоговой и бюджетной политики;
обозначить недостатки финансовой политики Республики Беларусь, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, цели и инструменты фискальной политики 6
2. Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации 19
3. Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь 25
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)



[2, с. 11]

Основными инструментами  фискальной политики являются:

  1. налоги;
  2. трансферты;
  3. государственные закупки товаров и услуг. [8, c.109].

Для получения средств, необходимых для выполнения государством своих функций, население страны подлежит налогообложению. Средства требуются  для того, чтобы государство справлялось  со своей ролью так, чтобы это удовлетворяло народ. Эти средства и называются налогами.

Налоги представляют собой обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками  на основе специального налогового законодательства [16, с.11].

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги – это  налоги на доход от факторов производства и имущество. Они взимаются с  денежных сумм, полученных экономическим  агентом, или денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся:

  1. личный подоходный налог
  2. налог на прибыль;
  3. налог на наследство
  4. налог на имущество;
  5. налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов  состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – это один и тот же агент.

Косвенные налоги – это  налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть  цены товара или услуги. Поскольку  эти налоги входят в стоимость  покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся:

  1. налог на добавленную стоимость – НДС;
  2. налог с оборота;
  3. налог с продаж;
  4. акцизный налог;
  5. таможенная пошлина.

Особенность косвенных  налогов состоит в том, что  налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при  покупке), а налогоносителем –  фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству) [11, с.406-407].

Налоги необходимы, так  как с их помощью государство имеет возможность оказать воздействие на множество экономических и социальных процессов. При помощи налогов можно осуществлять поощрение либо подавление определенных видов деятельности, управлять развитием тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Назначение налогов в полной мере проявляется в их функциях – фискальной и экономической. Сущность фискальной функции состоит в формировании денежных доходов государства. Аккумулированные через налогообложение средства государство использует на строительство дорог, крупных хозяйственных объектов, объектов социального назначения, на содержание науки, защиту окружающей среды. Часть средств идет на здравоохранение и развитие медицины: совершенствование производства медицинской техники, фармакологии, проведение медицинских исследований, защиту здоровья матери и ребенка. Значительная часть средств идет на развитие системы среднего общего, специального и высшего образования, в том числе на выплату зарплаты преподавателям и стипендии студентам. Из этих же средств государство содержит дома престарелых, выплачивает пенсии и пособия по инвалидности и многодетности, оказывает помощь больным и нетрудоспособным членам общества, содержит государственный аппарат, армию, органы охраны правопорядка [3, c.261-263]. Экономическая функция состоит в том, что налоги оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Функции налогов находятся  в диалектической зависимости друг от друга. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений в госбюджет (фискальная функция) [9, c.137-150].

Налоги оказывают положительное  или отрицательное воздействие  на объем национального производства, причем оно происходит с мультипликационным эффектом. Мультипликатор налогов имеет  отрицательное значение. Это связано  с тем, что он оказывает на величину доходов обратное воздействие [1, с.61]. Налоговый мультипликатор – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится либо увеличится равновесный ВНП при увеличении либо уменьшении налоговых платежей и равен отношению предельной склонности к потреблению к предельной склонности к сбережениям.

Налогообложение выступает  основным средством формирования доходной части государственного бюджета. Для  нормального функционирования экономики  необходимо, чтобы расходы государства  ежегодно балансировались с доходностью бюджета, а через нее – с налоговой системой государства. Если государственные расходы возрастают на ту же величину, что и прирост налоговых поступлений, тогда имеем дело со сбалансированным бюджетом, а отношение государственных расходов к приросту налоговых поступлений является мультипликатором сбалансированного бюджета [1, с.62-63].

Социальные трансферты представляют собой целенаправленную операцию перераспределительного характера, заключающуюся в передаче ресурсов в денежной и натуральной формах государственными и некоммерческими организациями (профессиональными, религиозными, благотворительными и т.п.) населению, главным образом на безвозмездной основе.

К социальным трансфертам  относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации и другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан. В натуральной форме они состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам.

Задачи, решаемые системой социальных трансфертов, можно разделить на несколько групп:

  1. обеспечение населения социально значимыми услугами;
  2. сокращение разрыва в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;
  3. смягчение негативных внешних эффектов периода приспособления населения к условиям рынка - росту нищеты и бедности, безработице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у которых возможности адаптации к рыночным условиям во многом зависят от величины социальных трансфертов;
  4. обеспечение необходимого количества и структуры воспроизводства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью политики государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности [15].

Социальные трансферты могут осуществляться в форме  социального вспомоществования (помощи); путем предоставления совокупности государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); в рамках социального страхования (добровольно-корпоративного и обязательного, государственного).

При помощи социальных трансфертов  происходит перераспределение налоговых  доходов, полученных от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения, уменьшая тем самым неравенство доходов  в обществе. Через институт социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция минимального гарантированного дохода.

Государственные закупки  являются макроэкономическим инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики.

Анализ ряда источников показал, что к определению экономической  сущности государственных закупок  существуют узкий и широкий подходы. 

Согласно узкому подходу, экономическая сущность государственных закупок заключается в организации эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.

Согласно широкому подходу, экономическая сущность механизма государственных закупок заключается в перераспределении денежных средств путем наделения общества определенными благами. Фонд финансирования государственных закупок формируется за счет налогов и иных отчислений, поступающих от деятельности хозяйствующих субъектов. Аккумулированные государством средства возвращаются населению и хозяйствующим субъектам при распределении государственных контрактов на товары (работы, услуги), в том числе и на те, которые не производятся (не оказываются) или не обеспечиваются рынком по оптимальной цене и в необходимом количестве.

Государственные закупки, с применением определенных преференций, становятся одним из значимых инструментов регулирования (стимулирования) преобразований в приоритетных отраслях экономики. С помощью преференций можно поддерживать в рамках международной торговли отечественного производителя, а на внутреннем рынке, к примеру, малый бизнес, некоторые общественные организации (например, работающие с применением труда инвалидов и т.д.), организации, принадлежащие этническим меньшинствам или женщинам и т.д. [6].

Современные исследования фискальной политики в отечественной  и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям:

  1. Анализ краткосрочного состояния фискальной политики в стране (акцент на "автоматических стабилизаторах"). До применения какого-либо инструмента фискальной политики следует, как можно точнее проанализировать текущее состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами такого состояния являются текущий, структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях - операционный балансы (при достаточно высоких темпах инфляции). Важно получить достоверные сведения о текущей макроэкономической ситуации в стране (стадия экономического цикла, природа экзогенных факторов, степень глобализации экономической системы) и макроэкономическом режиме (фиксированный или плавающий обменный курс, открытая или закрытая экономика) - все это оказывает влияние на размер мультипликаторов.
  2. Рассмотрение средне- и долгосрочных эффектов фискальной политики. Цель вмешательства в экономику, таким образом, - осуществлять регулирование, чтобы краткосрочные колебания в фискальном балансе не являлись отклонением от приемлемой траектории фискальной политики в среднесрочном периоде. Такая траектория должна быть определена и на долгосрочный период. Она обычно выражается в виде специальных "фискальных правил". Хорошо разработанные правила фискальной политики могут демонстрировать более прогнозируемый эффект нежели дискреционная политика.
  3. Оценка фискальной устойчивости. Кризис на рынке капиталов в течение последних нескольких лет привел к осознанию необходимости финансовой устойчивости экономики. Кроме обычных рисков дефолта и макроэкономической нестабильности неустойчивая фискальная позиция налагает на страну другие потенциальные риски и издержки. Хотя оценка фискальной устойчивости является более делом искусства, чем научного подхода, обычно ее начинают с определения бремени внешнего долга. Старение населения приводит к возрастанию доли валовых расходов, поэтому для баланса бюджета может потребоваться увеличение налогового бремени. На динамику государственного долга также может оказать влияние рост расходов по обслуживанию долга, а значит, они тоже входят в определение фискальной устойчивости. Правила нахождения дефицита бюджета в рамках 2 - 3 % от ВВП и государственного долга не более 60 % от ВВП имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, не выходя за пределы этих рамок, можно противостоять уязвимости от внешних факторов, а с другой - "генерировать" неустойчивость в ходе бизнес-цикла.
  4. Наличие гарантий успешной реализации фискальной политики. Осуществление фискальной политики имеет смысл лишь при условии, что правительство может доказать способности ее успешной реализации. Гарантии могут быть разделены на теоретические, законодательные и институциональные. Теоретические гарантии содержат указания на необходимость получить реалистичную картину фискальной ситуации в стране. Законодательные гарантии предполагают обязательность решений правительства для всех субъектов хозяйствования, в том числе государство должно быть в состоянии влиять на фискальные агрегаты в случаях внезапно возникающих отклонений. Институциональные гарантии предупреждают о случаях, когда фискальная политика может быть непоследовательной из-за приоритетов отдельных лиц во время избирательных кампаний.
  5. Исследование структурного содержания фискальной политики. В данном направлении анализируется специфика политики расходов и налогов для конкретной страны. Главная проблема, которая в данном случае интересует экономистов - как повысить эффективность программ общественных расходов и минимизировать потери эффективности фискальной политики, мобилизовав налоговые поступления.
  6. Ориентация на качество и прозрачность бюджетного процесса, рационального государственного управления. Сущность данного направления исследования фискальной политики в возвеличивании роли институтов, которые претворяют эту политику в жизнь. Очевидно, что успешная фискальная политика должна быть поддержана эффективной системой управления государственных расходов и сбора налогов. Усилия стран по обеспечению прозрачности бюджетного процесса касаются не только развивающихся и переходных экономик, но также развитых стран.

Из всего вышеперечисленного следует, что обобщенный анализ современных исследований фискальной политики демонстрирует многообразие взглядов. Безусловно, развитые страны имеют больший опыт в проведении фискальной политики, кроме того, их заслугой является формулирование сущности и суммирование результатов фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что фискальная политика - это комплекс мер по обеспечению поступления государственных доходов, необходимых для обеспечения государственных расходов и развития экономики страны. В зависимости от преследуемых целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер. Основные инструменты фискальной политики – это налоги, трансферты, государственные закупки. Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством. Фискальная политика является действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики. В современных исследованиях в области фискальной политики существует шесть основных направлений, перечисленных выше: два из них основаны на рассмотрении эффектов фискальной политики относительно сроков ее исполнения – краткосрочных и долгосрочных; следующие два рассматривают фискальную политику с точки зрения гарантий и рисков достижения фискальной устойчивости; последние два направления ставят своей целью исследование структуры и эффективности управления в налогово-бюджетной политике страны.

Для определения роли фискальной политики в экономике Республики Беларусь рассмотрим особенности ее реализации на различных этапах развития государственной экономики.

 

2. Особенности реализации фискальной  политики в Республике Беларусь  на различных этапах трансформации

 

 

Условно развитие современной  экономики Беларуси можно разделить на  3 этапа. Каждому из них присущи свои особенности проведения финансовой политики.

Первый этап начался в 1991 году после  объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще  с советских времен. Затратный  метод хозяйствования, милитаризация, уравнивание в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся значительным снижением эффективности производства.

Открытость экономики  Беларуси вызвала необходимость  либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту темпов инфляции и потребительских цен. Ситуация усугублялась проведением мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж, инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в Беларуси стало игнорирование объективных закономерностей экономического развития.

Информация о работе Фискальная политика: направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь