Фискальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 раздел. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики…….............................................................................................................6
2 раздел. Инструменты и виды фискальной политики…………………………….………………………………………………15
3 раздел. Фискальная политика Республики Беларусь………………………………………………………………………….....30
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ 2013.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита применяется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги.

Долговое финансирование бюджетных дефицитов порождает государственный долг. Внутренний государственный долг — это сумма задолженности государства своим юридическим, физическим лицам. В развитых странах его определяют как общий объем непогашенных государственных ценных бумаг.

Стабилизировать и уменьшить внутренний долг правительство может тремя способами: 1) увеличив доходы бюджета и уменьшив его расходы, что приведет к сокращению первичного дефицита или даже появлению излишка; 2) осуществив монетизацию бюджетного дефицита; 3) полностью или частично отказавшись от уплаты долга.

Внешний государственный долг может возникать по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, международных кредитно-финансовых институтов, частных компаний или путем продажи им государственных ценных бумаг.

Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому, если внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство принимает определенные меры, чтобы его уменьшить. К ним относятся: использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны, переоформление с согласия кредиторов кратко- и среднесрочной задолженности в долгосрочную или отсрочка выплаты внешнего долга [7, c 103-109].

Одна из серьезных проблем реализации фискальной политики — эффект вытеснения. Поскольку рост государственных расходов приводит к увеличению бюджетного дефицита, государству для его финансирования приходится прибегать к дополнительному выпуску ценных бумаг. Их продажа усиливает конкуренцию на рынке ссудного капитала и повышает процентную ставку. Ее рост сопровождается сокращением частных инвестиций и потребления. Следовательно, государственные расходы вытесняют частные — в этом и состоит эффект вытеснения.

Существуют аргументы, доказывающие, что данному эффекту противостоит обратный, который его смягчает, а иногда может оказаться и сильнее. Он возникает вследствие двух причин: 1) когда стимулирующая фискальная политика приводит к росту деловой активности, оптимистическим ожиданиям инвесторов, которые в таких условиях могут увеличивать объем инвестиций, даже несмотря на некоторое повышение процентной ставки; 2) при анализе эффекта вытеснения исходят из предположения о неизменности объема сбережений (именно поэтому, если экономические субъекты покупают больше государственных облигаций, то они вынуждены приобретать меньше корпоративных бумаг). Однако экономический рост, вызванный экспансионистской фискальной политикой, сопровождается увеличением доходов, а значит и сбережений. Это позволяет одновременно наращивать инвестиции и увеличивать покупки государственных ценных бумаг.

Выводы. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами бюджетно-налоговой политики. Таким образом при помощи изменения налогов и расходов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются находящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую величину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное использование; производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если уменьшается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопоставимые инвестиционные и амортизационные льготы), то предприниматели часть прироста дохода используют для расширения инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спроса, а следовательно, и рост реального ВВП. Аналогичное влияние на состояние потребительского и инвестиционного спроса могут оказывать государственные расходы.

Увеличение расходной части бюджета может происходить через рост закупок товаров и услуг государственными учреждениями, выплату жалованья государственным служащим, осуществление трансфертных платежей. Несмотря на определенные различия между этими видами бюджетных расходов, все они до определенного предела ведут к расширению как инвестиционного, так и потребительского компонентов спроса.

3. Фискальная политика Республики Беларусь

Первый самостоятельный бюджет республики был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о Государственном суверенитете БССР, концепции экономического суверенитета БССР, Основных положений перехода БССР к рыночной экономике и имел ряд особенностей. Он был утвержден 21 декабря 1990 г. и с этого времени не включался в состав никакого другого бюджета.

Бюджет 1991 года был отправной точкой в создании самостоятельной бюджетной системы, проведении коренных преобразований, как в сфере бюджетных отношений, так и в народном хозяйстве в целом. По этой причине он имел исключительную важность. Однако еще более глубокие изменения в бюджете и бюджетном процессе происходят в 1992 г. и связаны они с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Прежде всего, имеются ввиду Законы Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь», «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», ряд законов о налогах. Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.

В целом, 1991-1992 гг. были ключевыми в становлении бюджета независимой Республики Беларусь. Было положено начало формированию самостоятельных бюджетов Беларуси, национальной бюджетной системы, определен статус местных бюджетов и порядок формирования их доходной базы, упорядочены межбюджетный отношения, апробирована новая налоговая система.

Что касается бюджетной системы Республики Беларусь, то ее особенности во многом предопределил принятый в июне 1993 г. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь». Этот закон впервые устанавливал основные понятия бюджетной системы и принципы организации бюджетного устройства в республике как самостоятельном независимом государстве. Закон устанавливал порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней; источники формирования собственных доходов и принципы определения расходов бюджетов каждого уровня; требования и условия сбалансированности бюджетов; взаимоотношения бюджетов с другими элементами финансовой системы; установил основы формирования и содержания республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов и т.д. [16, c 73].

Сбалансированность государственных финансов, поддерживаемая в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, объясняется рядом факторов, имевших как положительное, так и негативное влияние на экономику страны в целом. Прежде всего это сложившиеся в 1995—2000 гг. условия и особенности формирования доходной части бюджета. Можно выделить главные факторы, обеспечившие стабильные и достаточно высокие доходы бюджета:

- приоритетное значение  косвенных налогов и сборов  по сравнению с прямыми в  сложившейся структуре налоговой  системы республики;

- высокие темпы инфляции на протяжении всего анализируемого периода и отсутствие механизмов корректировки прямых налогов и сборов с учетом инфляции;

- характерный для республики  относительно высокий уровень  собираемости всех установленных  налогов и сборов.

Удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих налоговых поступлениях на протяжении 1998—2000 гг. стабильно превышал 50 %. В общих доходах консолидированного бюджета их доля составляла не менее 42—47 % по сравнению с 22—23 % прямых налогов и сборов.

Такая высокая доля налогов с оборота безусловно обеспечивает высокие доходы бюджета в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли предприятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах населения.

Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности Государственного бюджета [8, c 605].

Все более весомым становится участие государства в выработке и реализации национальных приоритетов, в числе которых в начале текущего столетия можно выделить несколько главных. Это в первую очередь:

1) дальнейшая стабилизация  экономического роста, выработка  сбалансированной бюджетной политики;

2) содействие росту производительности  труда через осуществление политики  льготного налогообложения инноваций, а также бюджетной поддержки  фундаментальной науки, информационных  технологий;

3) содействие развитию  образования и повышению квалификации  рабочей силы;

4) обеспечение социальной  функции государства через оптимизацию  бюджетных программ пенсионного  и медицинского страхования, поддержка  семейных ценностей;

5) реализации позитивного  эффекта от глобализации национальной  экономики;

6) улучшение природной  среды, совершенствования экологического  законодательства, выработка соответствующей  политики в связи с изменением  мирового климата.

Совершенствование фискальной политики предполагает освобождение доходной части бюджета от тех налогов и платежей, которые при незначительной своей доле в доходах требуют значительных затрат на администрирование.

Следует весьма осторожно подходить к практике введения дополнительных налогов и сборов, относящихся на финансовые результаты предприятий. Необходимо помнить, что сиюминутная выгода для бюджета сегодня может обернуться значительными бюджетными потерями в будущем.

В настоящее время чистая прибыль является для большинства отечественных предприятий наиболее реальным и доступным источником инвестирования. Поэтому повышение основной ставки на прибыль (24%) не только негативно отразится на эффективности работы предприятия, но и повлечет выманивание собственных оборотных средств и сократит инвестиционный потенциал, что в перспективе чревато недопоступлением налогов в государственный бюджет.

Некоторые эксперты указывают на следующую проблему отечественной бюджетно-налоговой политики: основная часть налогов изымается в бюджет еще до реализации продукции, что не может позитивно сказываться на объеме собственных оборотных средств предприятий и соответственно на их финансовой устойчивости.

Отчисления из выручки и налог на прибыль уплачиваются исключительно по мере поступления выручки на счета предприятий.

Основой финансового успеха любого субъекта хозяйствования является сбыт производственной продукции. По большому счету в цену реализованного товара включаются не только косвенные, но и прямы налоги, и все они в конечном итоге оплачиваются потребителем. Следовательно, основными источниками поступления налогов в бюджет являются доходы населения. И только налоги, «осевшие» в нереализованной продукции и потому не возмещенные потребителем, тяжелым бременем ложатся на финансовые результаты деятельности предприятия и в ряде случаев ведут не только к сокращению прибыли, но и к выманиванию оборотных средств.

Предположения отдельных специалистов по использованию налога на имущества в качестве основной балансирующей статьи бюджета способны привести к тому, что для убыточных и низкорентабельных предприятий, имеющих значительные основные фонды, этот платеж станет непосильной ношей.

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-декабрь 2012 года сложились в сумме 214,6 трлн. рублей, или 100,0 процентов уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 95,2 трлн. рублей, или 100,2 процента уточненного годового плана.

За январь-декабрь 2012 года поступление НДС составило 45,5 трлн. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 19,5 трлн. рублей, или 101,2 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 11,2 трлн. рублей, или 101,6 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 25,5 трлн. рублей, или 98,6 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 57,0 трлн. рублей, или 98,3 процента уточненного годового плана.

По состоянию на 1 января 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 32,6 млрд. рублей и уменьшилась за декабрь 2012 года на 56,2 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-декабрь 2012 года составили 211,0 трлн. рублей, или 98,7 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета составили 95,9 трлн. рублей, или 99,9 процента уточненного годового плана[13]..

Расходы на общегосударственную деятельность составили 34,6 трлн. рублей (98,6 процента), на финансирование национальной экономики – 29,9 трлн. рублей (98,7 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 120,4 трлн. рублей (98,6 процента).

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-декабрь 2012 года составил 3,6 трлн. рублей, или 0,7 процента к ВВП.

Дефицит республиканского бюджета составил -0,7 трлн. рублей, или 0,1 процента к ВВП.

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года сложились в сумме 173,5 трлн. рублей, или 63,6 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета составили 69,2 трлн. рублей, или 56,7 процента уточненного годового плана.

За январь-август 2013 года поступление НДС составило 37,4 трлн. рублей, или 63,3 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 14,9 трлн. рублей, или 52,7 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 10,6 трлн. рублей, или 64,8 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,3 трлн. рублей, или 54,8 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 50,3 трлн. рублей, или 71,9 процента утвержденного годового плана.

Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь