Фискальная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна потому, что экономика республики переживает далеко не самые лучшие дни, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается. Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 раздел. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики…….............................................................................................................6
2 раздел. Инструменты и виды фискальной политики…………………………….………………………………………………15
3 раздел. Фискальная политика Республики Беларусь………………………………………………………………………….....30
Заключение…………………………………………………………………………38
Список использованных источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика РБ 2013.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

По состоянию на 1 сентября 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 152,9 млрд. рублей и уменьшилась за август 2013 года на 36,7 млрд. рублей.

Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составили 167,8 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного годового плана.

Расходы республиканского бюджета составили 68,5 трлн. рублей, или 55,9 процента уточненного годового плана.

Расходы на общегосударственную деятельность составили 27,5 трлн. рублей (50,1 процента), на финансирование национальной экономики – 20,5 трлн. рублей (64,1 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 99,4 трлн. рублей (65,8 процента).

Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составил 5,7 трлн. рублей, или 1,5 процента к ВВП.

Профицит республиканского бюджета составил 0,7 трлн. рублей, или 0,2 процента к ВВП см. Приложение А[13].

В целом Минфину необходимо реализовать посткризисную, развивающую модель бюджетно-налоговой политики и предпринять следующие меры.

В области налоговой системы и политики доходов совершенствование должно проводиться за счет:

  1. сокращения малоэффективных налогов и сборов;
  2. оптимизация методов их расчета;
  3. уменьшения времени на учет показателей для расчета налогов;
  4. сокращение количества налоговых льгот;
  5. совершенствования и сокращения административных процедур в налогообложении, в том числе отмены излишних документов.

Налоговая система Беларуси должна формировать комфортные условия для внешнего и внутреннего инвестирования. В этой связи необходимо проработать вопросы отмены сохранившихся на местном уровне мелких налогов и сборов.

Главной задачей в области совершенствования бюджетного процесса является повышение эффективности бюджетных расходов.

  1. Усиление контроля со стороны Минфина за текущими расходами и повышение ответственности за это финансовых управлений на местах.
  2. Исключение фактов нецелевого использования бюджетных средств.
  3. Проведение текущего анализа эффективности расходов на соответствие целям и задачам экономического развития.
  4. Обеспечение своевременного возврата в республиканский бюджет выданных займов и ссуд.
  5. Эффективное управление государственным долгом.
  6. Привлечение в бюджет дополнительных доходов от вновь созданных предприятий [2, с 6-7].

Выводы. Становление бюджетных отношений в суверенной Республике Беларусь проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый после реформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических процессов.

В 2014 году бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение благосостояния граждан, сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В экономической литературе фискальная политика рассматривается с различных сторон. Некоторые источники утверждают, что это налоговая политика, которая занимается формированием доходной части государственного бюджета. Другие называют фискальную политику бюджетно-налоговой или налогово-бюджетной и трактуют, как систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. По своей экономической сущности, фискальная политика является мерами, которые предпринимает правительство по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, трансфертных платежей, субсидий с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и недопущения роста цен. Основными инструментами фискальной политики являются налоги и государственные расходы.

Бюджетно-налоговая политики может быть дискреционной, когда правительство сознательно изменяет размеры налогов и государственных расходов и недискреционной, когда происходит автоматическое изменение в налоговых отчислениях и размерах социальных выплат.

Также бюджетно-налоговая политика может быть сдерживающей и стимулирующей. Стимулирующая фискальная политика приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюджетному излишку, или профициту. Поэтому особенно остро вопрос о выборе типа фискальной политики стоит в условиях глобального финансово-экономического кризиса, когда главными требованиями к ней являются достаточная гибкость, оперативность и адекватность экономическим реалиям государства.

В суверенной Республике Беларусь становление бюджетных отношений проходило в достаточно сложных условиях. Особенно ярко нестабильность проявлялась в первый послереформенные годы (1991-1993 гг.). Несмотря на это, данный период является ключевым, т.к. именно тогда были заложены основы бюджетно-налоговой системы молодого государства. В последующие годы роль фискальной политики закрепилась и стала неотъемлемой частью функционирования государства.

На современном этапе, как и на более ранних, бюджет играет значительную роль в регулировании социально-экономических процессов.

В 2014 году бюджетно-налоговая политика должна быть ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышение благосостояния граждан, сохранить стабильность, устойчивость и сбалансированность бюджетов всех уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Агапова, Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп./ под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2001. – 416 с.

2 Кобяков А.С. Задачи сложные, но реальные // Финансы, учет, аудит  –2010. - № 3. – с. 6-7

3 Кодекс Республики Беларусь  от 16.07.2008 № 412-3 (с изм. от 29.12.2009). Бюджетный  кодекс Республики Беларусь

4 Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-3 (ред. от 20.12.2009). Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть.

5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник. – 16-е изд./ пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 940 с.

6 Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244с.

7 Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьв, Л.Н. Новикова [и др.]; Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.

8 Национальная экономика Беларуси: Учебник / В.Н. Шимов [и др.]; под. ред. В.Н. Шимова – 3-е изд. – Минск: БГЭУ, 2009 – 751 с.

9 Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая  политика: пособие / Д.А. Неверов. – Минск:БГЭУ, 2009. – 179 с.

10 Об итогах исполнения бюджета за 2008 год и задачах на 2009 год (доклад министра финансов Республики Беларусь А.М. Харковца) // Финансы, учет, аудит. – 2009 - №2 – С. 3-17

11 Об уточнении отдельных  показателей республиканского бюджета  на 2009 год: Указ президента Республики  Беларусь от 28 мая 2009 г. №264 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь – 2009 г. - № 1/10732

12 О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450 -3 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь – 2008 г. - №2/1546

13 Официальный сайт Министерства  Финансов Республики Беларусь [Электронный  ресурс]: Сведения об исполнении  республиканского бюджета за  январь-август 2013 г. - http://minfin.gov.by/budget_execution/analytical_information/2013/e82dd16147783d80.html - 25.09.2013

14 Рыбинская, О.И. Влияние  налогов на финансово-хозяйственную  деятельность предприятий. Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2004. - №6. - с.29.

15 Сакс, Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 848 с.

16 Сорокина, Т.В. Государственный  бюджет: Учебное пособие/ Т.В. Сорокина. – Мн. : БГЭУ, 2003 – 289 с.

17 Харковец, А.М. Основные подходы к формированию нового бюджета // Финансы, учет, аудит. – 2008 - № 6 – С. 7-9

18 Шинкевич, Н.Н. Анализ влияния  налоговой нагрузки на экономический  рост Республики Беларусь // Белорусская  экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2007. - №4. - с.74.

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Фискальная политика Республики Беларусь