Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое развитие страны и не допустить появления различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7
1.1 Содержание и цели фискальной политики…………………...………...…7
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...………..10
1.3 Виды фискальной политики………………………………………………..12
2. Анализ налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15
2.1 Политика государственных расходов……………………………………15
2.2 Основные инструменты налоговой политики……………………………..20
2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях
экономического кризиса с целью его преодоления…………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список ………………………………………………………32
Приложения………………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 475.88 Кб (Скачать файл)

 

С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным  ростом расходов в указанной сфере  в среднем на 7 процентов.

Увеличится  объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью  отнесенных к ведению Российской Федерации. 12

Первые  шаги в направлении повышения  эффективности расходов были сделаны  в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации  в 2004–2006 годах. Принятые поправки в  Бюджетный кодекс Российской Федерации  закрепляют новые правила и процедуры, что позволило устранить часть  фундаментальных проблем бюджетной  системы и предоставляют возможности  для повышения эффективности  использования бюджетных ресурсов.

К настоящему времени финансово обеспечены наиболее неотложные нужды, которые на протяжении ряда лет накапливались в бюджетном секторе. С 2005 года появилась возможность начать формирование качественно новой политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития страны, повышение качества государственных и муниципальных услуг, качественную модернизацию военной организации государства, обеспечение должного уровня безопасности его граждан.

Начата реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.13

Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной  стороны, на восстановление экономики  после кризиса и решение важнейших  социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.

Государство должно способствовать повышению реальных доходов и  занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка  жилья. Основа для решения социальных проблем – высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.

В 2012-2014 годах будут  расти все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным  внебюджетным фондам на социальную защиту населения. Продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной  сфере. (Таблица 2)

Таблица 2 Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание), млрд. рублей

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

проект

в %% к предыдущему году

Всего

1 960,6

2 506,1

127,6

2 749,5

109,7

2 852,1

103,7

в том числе:

             

денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц (с  учетом реформирования денежного довольствия)

868,4

1 412,8

162,7

1 619,0

114,6

1 687,5

104,2

в том числе реформирование денежного  довольствия, включая выплаты, зависящие  от окладов денежного содержания

 

389,3

 

610,7

 

679,2

 

денежное содержание государственных  гражданских служащих

306,2

261,9

85,5

264,2

100,9

272,3

103,1

судей

40,3

44,0

109,2

47,5

108,0

47,6

100,2

работников, оплата труда которых  осуществляется  по новой системе  оплаты труда

613,4

653,8

106,6

679,3

103,9

702,2

103,4

прокуроров, следователей

35,1

36,6

104,3

38,2

104,4

38,7

101,3

других категорий 

83,0

82,1

98,9

85,7

104,4

88,2

102,9

Выплаты, зависящие от окладов денежного  содержания и иные социальные выплаты

14,2

14,9

104,9

15,6

104,7

15,6

100,0


 

Также, бюджетные ассигнования  на оплату труда  в 2012-2014 годах определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия) с 1 апреля 2012 года.

Важное значение для регулирования деловой активности и развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности,  обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие  транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.

Для развития экономики  инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных  проектов и развития современной  инновационной инфраструктуры. Одним  из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

В 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление  последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.

В настоящее  время российская экономика вступила в новую фазу развития: промышленное производство, доходы населения, прибыли и капитализация компаний существенно сократились. Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в послекризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращивании. В Послании не раскрываются конкретные предложения, но указывается, что цель бюджетной политики – не только оптимизировать расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.

2.2 Основные инструменты налоговой политики

За весь период налоговая политика, и как  следствие налоговая система  России, находились в состоянии постоянной трансформации с целью оптимизации. Несмотря на все трудности, которые  в переходном периоде были неизбежны, к настоящему времени российским правительством, при непосредственном участии бизнес-сообщества, сформирована достаточно оптимальная налоговая система.

Анализ  структуры налоговых доходов  федерального бюджета за последние  годы позволяет сделать вывод  о том, что в их общей массе  наибольший удельный вес имеют НДС, НДПИ и налог на прибыль. (см. приложение Б)14

В процессе оптимизации процесса использования инструментов налоговой политики и повышения эффективности их применения, сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации с целью регулирования экономики в новом столетии продолжают оставаться упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги (например, сбор за использование наименования «Россия») и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были «поглощены» другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги – в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, - в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу – в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). В первую очередь это позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение.15

В целом  общее число налогов, установленных  Налоговым кодексом России (НК РФ), сократилось  в два раза (с 28 налогов в 2001 г. до 14 налогов в 2007 г.), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов.

В рамках проводимой налоговой реформы практически  завершена кодификация налогового законодательства. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками  остались в прошлом.

В числе  наиболее значимых решений – введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.

Ставка  налога на добавленную стоимость  снижена с 20 до 18 процентов, а порядок  его взимания приближен к принятому в мировой практике.

В сфере  налогообложения недропользования введен налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая база данного налога в части, касающейся углеводородного сырья, привязана к объемным показателям добычи и не допускает каких-либо манипуляций. Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах.

Введены специальные налоговые режимы для  малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено  взимание акцизов и государственной  пошлины.

Так же проводились  упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно снижены. При этом осуществлено укрупнение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволило несколько сократить масштабы «серого импорта» и контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части конъюнктурных сверхдоходов от ее экспорта.16

Все перечисленные  инструменты регулирования экономической  активности в стране принесли достаточно существенные, ощутимые результаты. Практическое использование инструментов БНП позволило определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов, соответствующие современной стадии развития российской экономики и стимулирующие развитие предпринимательства, поиск и применение передовых технологий.

В приложении В представлены основные доходные источники федерального бюджета в 2009 - 2013 гг.17

В связи с мировым финансовым кризом, который отразился и на нашей экономике, в рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Помимо  того, что налоговые инструменты  должны активно использоваться для  преодоления последствий кризиса, в настоящее время требуется дальнейшая модернизация налоговой системы, в том числе системы администрирования, в целях создания комфортных налоговых условий для перехода отечественной экономики на инновационный путь развития.

Информация о работе Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ