Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа
Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое развитие страны и не допустить появления различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае).
Введение……………………………………………………………………………...5
Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7
1.1 Содержание и цели фискальной политики…………………...………...…7
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...………..10
1.3 Виды фискальной политики………………………………………………..12
2. Анализ налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15
2.1 Политика государственных расходов……………………………………15
2.2 Основные инструменты налоговой политики……………………………..20
2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях
экономического кризиса с целью его преодоления…………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список ………………………………………………………32
Приложения…………
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным и быстро растущим направлением расходов федерального бюджета является социальная политика с ежегодным ростом расходов в указанной сфере в среднем на 7 процентов.
Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации. 12
Первые
шаги в направлении повышения
эффективности расходов были сделаны
в соответствии с Концепцией реформирования
бюджетного процесса в Российской Федерации
в 2004–2006 годах. Принятые поправки в
Бюджетный кодекс Российской Федерации
закрепляют новые правила и процедуры,
что позволило устранить часть
фундаментальных проблем
К настоящему времени финансово обеспечены наиболее неотложные нужды, которые на протяжении ряда лет накапливались в бюджетном секторе. С 2005 года появилась возможность начать формирование качественно новой политики государственных расходов, направленной на последовательное повышение жизненного уровня населения, устранение инфраструктурных ограничений социально-экономического развития страны, повышение качества государственных и муниципальных услуг, качественную модернизацию военной организации государства, обеспечение должного уровня безопасности его граждан.
Начата реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.13
Бюджетная политика на
2011-2013 годы будет направлена, с одной
стороны, на восстановление экономики
после кризиса и решение
Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. Основа для решения социальных проблем – высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширение финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.
В 2012-2014 годах будут расти все основные составляющие расходов по данному направлению. Значительную часть расходов, направленных на достижение цели, составляют трансферты государственным внебюджетным фондам на социальную защиту населения. Продолжится устойчивый рост заработной платы в бюджетной сфере. (Таблица 2)
Таблица 2 Бюджетные ассигнования на оплату труда (денежное довольствие, денежное содержание), млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году |
проект |
в %% к предыдущему году | ||
Всего |
1 960,6 |
2 506,1 |
127,6 |
2 749,5 |
109,7 |
2 852,1 |
103,7 |
в том числе: |
|||||||
денежное довольствие |
868,4 |
1 412,8 |
162,7 |
1 619,0 |
114,6 |
1 687,5 |
104,2 |
в том числе реформирование денежного довольствия, включая выплаты, зависящие от окладов денежного содержания |
389,3 |
610,7 |
679,2 |
||||
денежное содержание государственных гражданских служащих |
306,2 |
261,9 |
85,5 |
264,2 |
100,9 |
272,3 |
103,1 |
судей |
40,3 |
44,0 |
109,2 |
47,5 |
108,0 |
47,6 |
100,2 |
работников, оплата труда которых осуществляется по новой системе оплаты труда |
613,4 |
653,8 |
106,6 |
679,3 |
103,9 |
702,2 |
103,4 |
прокуроров, следователей |
35,1 |
36,6 |
104,3 |
38,2 |
104,4 |
38,7 |
101,3 |
других категорий |
83,0 |
82,1 |
98,9 |
85,7 |
104,4 |
88,2 |
102,9 |
Выплаты, зависящие от окладов денежного содержания и иные социальные выплаты |
14,2 |
14,9 |
104,9 |
15,6 |
104,7 |
15,6 |
100,0 |
Также, бюджетные ассигнования на оплату труда в 2012-2014 годах определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих с 1 октября 2012 года, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия) с 1 апреля 2012 года.
Важное значение для регулирования деловой активности и развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Для развития экономики
инновационного типа планируется осуществлять
государственную поддержку
В 2012–2014 годах прогнозируется закрепление начавшегося в 2010 году экономического роста, преодоление последствий кризиса 2008–2009 годов, восстановление и превышение значений показателей, достигнутых накануне кризиса.
В настоящее время российская экономика вступила в новую фазу развития: промышленное производство, доходы населения, прибыли и капитализация компаний существенно сократились. Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 – 2012 годах отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в послекризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не в их наращивании. В Послании не раскрываются конкретные предложения, но указывается, что цель бюджетной политики – не только оптимизировать расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.
2.2 Основные инструменты налоговой политики
За весь
период налоговая политика, и как
следствие налоговая система
России, находились в состоянии постоянной
трансформации с целью
Анализ структуры налоговых доходов федерального бюджета за последние годы позволяет сделать вывод о том, что в их общей массе наибольший удельный вес имеют НДС, НДПИ и налог на прибыль. (см. приложение Б)14
В процессе оптимизации процесса использования инструментов налоговой политики и повышения эффективности их применения, сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысились конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации с целью регулирования экономики в новом столетии продолжают оставаться упрощение налоговой системы, совершенствование работы налоговых органов и снижение налоговой нагрузки. За прошедшие годы отменены многие малопродуктивные налоги (например, сбор за использование наименования «Россия») и обременительные «оборотные» налоги (налог на пользователей автодорог, налог с продаж). Некоторые налоги подверглись существенной трансформации или были «поглощены» другими (налог с владельцев транспортных средств и прочие «дорожные» налоги – в транспортный налог; платежи, связанные с пользованием природными ресурсами, - в налог на добычу полезных ископаемых; налог на рекламу – в единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности). В первую очередь это позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение.15
В целом общее число налогов, установленных Налоговым кодексом России (НК РФ), сократилось в два раза (с 28 налогов в 2001 г. до 14 налогов в 2007 г.), причем в большей степени за счет региональных и местных налогов.
В рамках
проводимой налоговой реформы практически
завершена кодификация
В числе наиболее значимых решений – введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.
Ставка налога на добавленную стоимость снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен к принятому в мировой практике.
В сфере
налогообложения
Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины.
Так же проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование порядка их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного характера, ввозные таможенные пошлины существенно снижены. При этом осуществлено укрупнение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, что позволило несколько сократить масштабы «серого импорта» и контрабанды. Вывозные таможенные пошлины на нефть дифференцированы и установлены на уровне, обеспечивающем изъятие в бюджет значительной части конъюнктурных сверхдоходов от ее экспорта.16
Все перечисленные
инструменты регулирования
В приложении В представлены основные доходные источники федерального бюджета в 2009 - 2013 гг.17
В связи с мировым финансовым кризом, который отразился и на нашей экономике, в рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.
Помимо
того, что налоговые инструменты
должны активно использоваться для
преодоления последствий
Информация о работе Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ