Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача управляющих структур государства, обеспечить стабильное экономическое развитие страны и не допустить появления различных кризисов. К сожалению, нельзя раз и навсегда создать идеальные законы, которые бы обеспечили безупречное функционирование экономической машины с постоянным ростом производства, высокой занятостью и низкой инфляцией. Более того, как показывает практика, вообще нельзя добиться стабильного экономического подъема продолжительное время. За периодом производственного роста неизменно следует период замедления темпов развития (в наилучшем случае).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
Фискальная политика государства: содержание, цели, инструменты…….7
1.1 Содержание и цели фискальной политики…………………...………...…7
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики…………………...………..10
1.3 Виды фискальной политики………………………………………………..12
2. Анализ налогово-бюджетной политики России ...…………………………….15
2.1 Политика государственных расходов……………………………………15
2.2 Основные инструменты налоговой политики……………………………..20
2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях
экономического кризиса с целью его преодоления…………………………...24
Заключение………………………………………………………………………….29
Библиографический список ………………………………………………………32
Приложения…………

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика.docx

— 475.88 Кб (Скачать файл)

В ближайшие  годы необходимо скоординированное  совершенствование налогового законодательства, важным элементом которого должно стать  совершенствование контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования в целях минимизации налогообложения, а также борьба с уклонением от уплаты НДС.

Меры, направленные на совершенствование налогового администрирования, позволят снять наиболее болезненные  для бизнеса вопросы, связанные  с упорядочением процедур налогового контроля, защитят налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых  органов.

В период на 2011-2013 годы приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и  ранее - создание эффективной налоговой  системы, обеспечивающей бюджетную  устойчивость в среднесрочной и  долгосрочной перспективе.

Налоговая политика, с  одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи  важнейшим фактором проводимой налоговой  политики будет являться необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы и стимулирования инновационной  активности.  Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в Российской Федерации, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания  налогового потенциала в федеральном  бюджете на 2012 год предусмотрены  бюджетные ассигнования в сумме 10 млрд. рублей на поощрение субъектов  Российской Федерации, обеспечивших наилучшие  результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

В целом, если исходить из общепринятых критериев  оценки налогов, российская налоговая  политика:

- с точки  зрения рыночной эффективности  более чем удовлетворительна. Она твердо придерживалась курса на снижение налогового бремени, не считаясь порой с реальными экономическими условиями и соображениями справедливости;

- с точки  зрения справедливости была непоследовательна  и фрагментарна. Отдельные решения  в области налогов носили демонстративно  антисоциальный характер (плоская шкала подоходного налога, отмена наследственного налога);

- с точки  зрения организационной администрирование  налогов может быть улучшено. Положительно следует оценить  и сокращение льгот. Дополнительную  гибкость налогообложению могли  бы придать оперативная корректировка  и уточнение налоговых правил  исполнительными органами власти.

2.3 Использование инструментов фискальной политики в условиях экономического кризиса с целью его преодоления

В ходе обсуждения мер бюджетно-налоговой политики в период экономического кризиса одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов) либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, в Российской Федерации основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце 2008 года, а в ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.

Набор инструментов налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране, обошелся федеральному бюджету в 2,045-2,145 трлн. руб., что соответствует 61,2-64,2 млрд. долл. или 5,2-5,4% ВВП18. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900-1000 миллиардов рублей (26,9-29,9 миллиарда долларов или 2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) – в 1145 миллиардов рублей (34,3 миллиарда долларов или 2,90% ВВП) – оценил стоимость «антикризисного пакета» экс-министр финансов А.Кудрин в своей статье о глобальном финансовом кризисе и его последствиях для России.

В условиях развития кризисных явлений власти объявили о поддержке реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства. Суммарная стоимость этих мер включает как уже принятые шаги государства, так и предполагаемые выпадающие доходы бюджета от снижения налогов.

Меры  налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса, предполагается осуществить в сумме 175 миллиардов рублей за счет остатков бюджета на начало 2009 года, остальные – за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета19.

Мероприятия налоговой политики включают в себя снижение налога на прибыль на 4 пункта с 24 до 20% с 2009 года. Выпадающие доходы бюджета от этой меры составят 400-500 миллиардов рублей (12-15 миллиардов долларов или 1,0-1,3% ВВП).

Помимо  этого, правительство РФ в связи  с мировым кризисом приняло решение  о повышении с 1 января 2009 года амортизационной премии до 30% с 10%, что обойдется бюджету еще в 150,0 миллиардов рублей (4,5 миллиарда долларов или 0,40% ВВП).

Изменение порядка взимания вывозной пошлины  на нефть с конца прошлого года «встанет» еще в 250,0 миллиардов рублей (7,5 миллиарда долларов или 0,60% ВВП).

Прочие  налоговые меры, в том числе увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый бизнес, поддержка рыболовства будут стоить бюджету 100,0 миллиардов рублей (3,0 миллиарда долларов или 0,30% ВВП).

Антикризисные мероприятия бюджетной политики включают в себя пополнение уставных капиталов предприятий, банков и  госкорпораций, субсидирование процентных ставок по кредитам и ряд социальных мер.

На пополнение уставных капиталов из бюджета было потрачено 439,0 миллиардов рублей (13,1 миллиарда  долларов или 1,10% ВВП).

Увеличение  уставного капитала Россельхозбанка обошлось в 75,0 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов или 0,20% ВВП); ОАО "Росагролизинг" – 29,0 миллиардов рублей (0,9 миллиарда долларов или 0,10% ВВП); АИЖК – 60,0 миллиардов рублей (1,8 миллиарда долларов или 0,20% ВВП); Внешэкономбанка – 75,0 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов или 0,20% ВВП); имущественный взнос в "Агентство по страхованию вкладов" - 200,0 миллиардов рублей (6,0 миллиардов долларов или 0,50% ВВП).

Также из средств федерального бюджета были предоставлены субординированные кредиты Внешторгбанку в 200 миллиардов рублей (6,0 миллиардов долларов или 0,5% ВВП), Россельхозбанку в 25,0 миллиардов рублей (0,7 миллиардов долларов или 0,06% ВВП), и другим банкам на 225,0 миллиардов рублей (6,7 миллиардов долларов или 0,57% ВВП).

На субсидирование процентных ставок для предприятий  агропромышленного комплекса из бюджета выделяется 18,07 миллиардов рублей (0,5 миллиарда долларов 0,05% ВВП); на поддержку авиакомпаний – 32,0 миллиарда рублей (1,0 миллиард долларов или 0,08% ВВП); автомобилестроения – 39,0 миллиардов рублей (1,2 миллиарда долларов или 0,10% ВВП); на поддержку экспорта промышленной продукции – 6,0 миллиардов рублей (0,2 миллиарда долларов или 0,02% ВВП).

Госпомощь малому и среднему бизнесу стоила бюджету еще 6,2 миллиарда рублей (0,2 миллиарда долларов или 0,02% ВВП); оборонно-промышленному комплексу - 50,0 миллиардов рублей (1,5 миллиарда долларов или 0,13% ВВП).

На проведение активной политики на рынке труда  и содействие занятости государство  выделило 43,7 миллиардов рублей (1,3 миллиарда долларов или 0,11% ВВП); на увеличение пособия по безработице – 35,0 миллиардов рублей (1,0 долларов или 0,09% ВВП); на предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья 26,3 миллиардов рублей (0,8 миллиарда рублей 0,07% ВВП)20.

Каковы  перспективы налогово-бюджетной  политики и возможные пути ее осуществления  в интересах будущего развития России?

Представляется, что в целом, бюджетно-налоговая политика, направленная на антикризисные меры должна содержать несколько главных моментов. Во-первых, нацеленность антикризисных мер на формирование условий для дальнейшего развития и для преодоления кризиса, а не для выживания слабых предприятий во время кризиса. Значительную часть антикризисных средств необходимо предоставлять людям в виде разных временных льгот, чтобы возобновить потребительское кредитование.

Вслед за снижением налога на прибыль организаций, необходимо снизить налог на добавленную стоимость, что будет стимулировать выпуск продукции с большой долей добавленной стоимости. В России высокий размер НДС дестимулирует производство такой продукции, и для страны важно кардинально решить вопрос о стимулировании диверсификации производства и в последствии перейти, по примеру США, к прямому налогу с продаж вместо НДС.

При этом представляется ошибочным решение о повышении с 2010 г. в крайне сложное для экономики России время единого социального налога на пенсионные цели. Полагаем более эффективным переход к накопительной системе пенсий, принятой почти во всех развитых странах мира. Накопительная система, как показывает опыт развитых стран, формирует мощный фонд долгосрочных финансовых ресурсов – источником инвестиций, необходимых народному хозяйству.

Главными же задачами, на выполнение которых должна быть направлена активная экономическая политика государства после преодоления последствий кризиса, являются развитие и диверсификация экономики. В условиях возвращения высоких цен на нефть и профицитного бюджета следует либо снижать налоги, давая тем самым экономике возможность определить приоритеты развития посредством рыночного механизма, либо использовать накопленные ранее в Стабилизационном фонде средства на проведение активной инвестиционной политики в инфраструктурной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государство управляет экономической жизнью страны с помощью двух мощных инструментов: денежно-кредитной и  налогово-бюджетной (фискальной) политики.

Налогово-бюджетная  политика – совокупность мер государственного воздействия в области налогообложения  и регулирования структуры государственных  расходов и в области регулирования  бюджета.

При этом известно, что государство посредством  фискальной политики, можно оказывать  различное влияние на экономическое  развитие общества.

Если  правительство увеличивает расходы, это подогревает экономику, при  этом увеличивается спрос и это  вносит свой вклад в рост ВВП. Благодаря  этому поступают деньги на счета  фирм и компаний и в карманы  потребителей. Использование государственных  расходов в целях роста экономики  называется бюджетным стимулированием.

Если  правительство наблюдает «накаливание»  экономики и рост инфляции, оно  может приостановить эти темпы, совершая обратные действия. Если правительство  сократит свои расходы, оно таким образом уменьшит уровень спроса, что скажется на всей экономике. Налоги обладают подобным эффектом. Если правительство хочет простимулировать застоявшуюся экономику, оно может сократить налоги, вместо того чтобы увеличить расходы. Таким образом, у потребителей и предприятий остается больше денег, которые можно пустить на развитие производства. С другой стороны, увеличение налогов приводит к замедлению экономики.

В ходе исследования бюджетно-налоговой системы России мы пришли к следующим выводам.  Осуществляемая в России бюджетно-налоговая политика создает условия для долгосрочного роста экономики РФ: развитие предпринимательской инициативы, рост инвестиций в основной капитал, повышение уровня жизни населения. В последние годы устранены проблемы бюджетной системы, способствовавшие кризису 1998 года, что приводит к повышению кредитного рейтинга государства и снижению процентных ставок.

Осуществляемая  с 1999 года налоговая реформа способствует упрощению системы налогообложения, снижению налогового бремени на экономику за счет снижения налоговых ставок и повышению собираемости налогов. При этом за счет расширения налогооблагаемой базы сохраняется стабильный уровень доходов бюджетной системы.

Бюджетная политика в области расходов направлена на сокращение доли непроцентных расходов в ВВП. Ужесточение бюджетной  политики в области расходов позволяет  компенсировать излишнее расширение денежной массы и не допустить ускорения  инфляции. Оптимизация непроцентных расходов осуществляется за счет внедрения  современных методов бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов. При этом политика в области социальных расходов направлена на повышение реального уровня пенсий и зарплат бюджетников.

В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области бюджетно-налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной бюджетно-налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Однако при этом следует принимать во внимание, что бюджетно-налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Информация о работе Фискальная политика в современных экономических системах: предпосылки и анализ