Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:56, реферат

Краткое описание

Целью работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,

Содержание

Введение
1.Социально-экономическая сущность фискальной политики
2.Цели фискальной политики и ее инструменты
3.Виды фискальной политики
4.Достоинства и недостатки фискальной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика государства.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса (AD = C + I + G + Xn) следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных  закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к  уменьшению совокупного спроса.

Рост трансфертов также  увеличивает совокупный спрос. С  одной стороны, поскольку при  увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские  расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего  финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту  инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует  в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается  располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается  нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает  совокупный спрос. Снижение налогов  ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для  стабилизации экономики на разных фазах  экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

Согласно классической концепции, инструменты фискальной политики приводят лишь к перераспределению средств  от частного сектора к государственному и не влияют на значения НД и занятости  в экономике. Прирост совокупного спроса, вызванный приростом автономного спроса на рынке благ, в значительной степени погашается взаимодействием с денежным рынком. Этот механизм получил название эффекта вытеснения. Рост госзакупок приведет к росту процентной ставки, что вызовет снижение запланированных предпринимателями инвестиций в размере, равном первоначальному приросту госзакупок. Произойдет повышение цен.

Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования  экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения.

Налоги – это обязательная нормативная ставка обложения любых  видов дохода или имущества, физических и юридических лиц, которые характеризуются  обязательностью, срочностью и всеобщностью.

      Налоговая система – совокупность форм и методов взимания налогов.

Основные функции  налогов:

 

1. Фискальная функция  - сбор  и аккумуляция денежных  средств для государственного бюджета.

2. Регулирующая функция  – уменьшение или расширение  платёжеспособного спроса посредством налогов.

3. Социальная функция  – реализуется через поддержание  социального равновесия.

Основные виды налогов:

Прямые – взимаются непосредственно  с владельцев имущества, либо с получателей доходов (зарплата, подарки). Подоходный налог, налог на прибыль, поземельный,  налог на строение, налог      на наследство и дарение.

Косвенные – устанавливается  в виде надбавок к цене товара, и  взимаются в сфере реализации или потребления товаров и  в конечном итоге перекладывается  на потребителей (НДС, таможенные пошлины, акцизный налог и т.д.).

В зависимости от соотношения  между ставкой налога и доходом, бывают:

-  налоги прогрессивные;

-  налоги регрессивные;

-  пропорциональные налоги;

- фиксированные.

Чистые налоги- налоги за минусом социальных выплат.

Роль налогов

Снижение налогов 

1.  увеличение располагаемого  дохода;

2.  увеличение потребительских  расходов;

3.  увеличение AD;

4.  увеличение национального  производства. 

Увеличение налогов

1.  уменьшение располагаемого  дохода;

2.  уменьшение потребительских  расходов;

3.  уменьшение AD;

4.  уменьшение национального  производства.

Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера

 

 

 

 

T

TR

50 %

Налоговые ставки устанавливаются  в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного  повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий  поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов  в государственный бюджет достигнут  максимальной величины. Государству  целесообразно установить налоговую  ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

3.Виды фискальной политики

Фискальная политика государства  предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и  расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном  вмешательстве в экономику; 

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционной  политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная  политика осуществляется в период  спада, депрессии. Имеет целью  сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим  колебаниям экономики посредством  стимулирования или ограничения  совокупного спроса. Поэтому она  называется антициклической (стабилизационной).

Мультипликатор государственных  расходов μg показывает изменение выпуска продукции, дохода в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле:

μg = ∆Y/ ∆G,

где ∆Y – изменение реального национального продукта (дохода);

∆G – изменение государственных расходов.

Мультипликатор государственных  расходов равен мультипликатору  инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Действительно, рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохода, определенная предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и национального дохода и т.д.

 Следовательно, изменение  государственных расходов приводит  в движение такой же процесс  мультипликации национального дохода, как и изменение частных инвестиций. Поэтому мультипликатор государственных  расходов также можно определить  по формуле:

μt = 1/(1 – MPC).

Чтобы определить изменение  реального национального продукта

(дохода), полученное в результате роста государственных закупок, надо умножить мультипликатор μg на прирост государственных расходов ∆G.

В периоды подъема экономики, когда частные расходы достаточно велики, правительство уменьшает закупки товаров и услуг. Сокращение государственных расходов сопровождается сдвигом кривой совокупных расходов (C+I+G) вниз и приводит к мультипликационному уменьшению объема национального продукта, доходов.

Так же, как изменения  государственных закупок, на объем  выпуска, доходов, действуют изменения  трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов. Однако эффективность их влияния  на спрос, а значит, и на объем  национального продукта несколько  меньше. Это объясняется тем, что  трансфертные выплаты населению  приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению (МРС), население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения  трансфертных выплат на выпуск, доходы аналогичен тому, который действует  при изменении налогов.

Если государство вводит аккордный налог с населения (например, 16 млрд. руб.), это вызовет уменьшение потребления (например, на 12 млрд. руб.), что приведет к сокращению совокупных расходов на такую же величину. Уменьшение расходов и спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех  пор, пока не наступит новое состояние  равновесия.

Мультипликатор налогов  меньше мультипликатора государственных  расходов. Это объясняется тем, что  изменение государственных закупок  на одну денежную единицу приводит к такому же изменению совокупных расходов, а изменение аккордного налога на денежную единицу сопровождается изменением совокупных расходов на МРС * 1. Поэтому налоговый мультипликатор будет равен:

μt =МРС * μg или μt = МРС / (1 – МРС).

По этой же формуле можно  рассчитать мультипликатор трансфертных выплат. Однако если увеличение налогов  приводит к сокращению национального  продукта, доходов, то рост трансфертных платежей, наоборот, способствует их возрастанию.

На практике аккордные  налоги встречаются довольно редко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов налоги растут. Рассмотрим, как изменение ставок пропорционального  налога влияет на совокупные расходы  и национальный продукт.

Допустим, что при налоговой  ставке, равной нулю, экономическая  система будет находиться в равновесии. Предположим, что государство вводит подоходный пропорциональный налог, ставка которого t. Если доход населения до введения налога был Y, то после взимания налога располагаемый доход можно рассчитать так:

Y – tY = (1 – t)Y.

Автономные налоги не будем  учитывать при расчетах. Это значит, что из каждой денежной единицы дохода раньше на потребление уходило МРС*1, а теперь: (1-t)MPC, т.е. новая предельная склонность к потреблению MPC’ приведет к снижению наклона кривой совокупных расходов, т.е. к ее сдвигу. Точка равновесия переместится, что приведет к сокращению объема национального производства. С учетом нового значения предельной склонности к потреблению МРС’ налоговый мультипликатор можно рассчитать по формуле:

μt’ = 1/(1 – MPC’) = 1/ (1-t)MPC).

Чтобы определить, на какую  величину сократился равновесный выпуск продукции (доход) при введении налоговой  ставки t, необходимо умножить первоначальное сокращение потребительских расходов, полученное в результате введения подоходного налога, на мультипликатор. Если до введения налога уровень национального дохода был Y1 = Q1, то после его изъятия располагаемый доход уменьшился на tY1, а потребительские расходы на

Информация о работе Фискальная политика государства