Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 09:56, реферат

Краткое описание

Целью работы стало изучение механизма реализации фискальной политики государства.
Основными задачами данной работы являются изучение:
сущностной характеристики фискальной политики,
видов фискальной политики,
инструментов фискальной политики,

Содержание

Введение
1.Социально-экономическая сущность фискальной политики
2.Цели фискальной политики и ее инструменты
3.Виды фискальной политики
4.Достоинства и недостатки фискальной политики
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фискальная политика государства.docx

— 57.27 Кб (Скачать файл)

 МРСtY1. Поэтому равновесный национальный доход сократился на следующую величину:

dY = - μt’ MPCtY1 = (-1/(1-t)MPC))MPCtY1.

Аналогичные рассуждения  имеют место и в противоположном  случае, когда налоговая ставка снижается, а национальный доход увеличивается.

Проведение дискреционной  фискальной политики требует осуществления  мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

1) финансирование дефицитов;

2) ликвидацию бюджетных  излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы  у населения посредством продажи  ценных бумаг и эмиссия денег.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики – амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность – это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы  государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые  поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Автоматическая фискальная политика связана с действием  встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий  в себя налог на доходы домохозяйств  и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в  первую очередь, налог на добавленную  стоимость);

3) пособия по безработице; 

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует  следующим образом: при спаде  уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

Т = tY,

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска),

то величина налоговых  поступлений уменьшается, а при  «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия  налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически  «остужается» при перегреве и  «подогревается» при рецессии. Появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии:

[1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]),

что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику  подоходного налога.

Очевидно, что наиболее сильное  стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный  подоходный налог.

НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При  рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным  налогом, частью цены товара, то при  падении объема продаж налоговые  поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку  растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает  поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая  сумма их выплат увеличивается при  спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются  при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для  того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия  являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики  при спаде. Уменьшение же общей суммы  этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика  на 2/3 регулируется с помощью дискреционной  фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она  только помогает сглаживать циклические  колебания, но не может их устранить.

 Следует отметить, чем  выше ставки налогов, чем больше  трансфертные платежи, тем более  действенна недискреционная политика.

4.Достоинства и недостатки фискальной политики

 

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1. Эффект мультипликатора.  Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего  лага (задержки). Внешний лаг –  это период времени между принятием  решения об изменении политики  и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

3. Наличие автоматических  стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы  являются встроенными, то правительству  не нужно предпринимать специальных  мер по стабилизации экономики.  Стабилизация (сглаживание циклических  колебаний экономики) происходит  автоматически. 

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический  смысл этого эффекта состоит  в следующем: рост расходов  бюджета в период спада (увеличение  государственных закупок и/или  трансфертов) и/или сокращение  доходов бюджета (налогов) ведет  к мультипликативному росту совокупного  дохода, что увеличивает спрос  на деньги и повышает ставку  процента на денежном рынке  (цену кредита).

А поскольку кредиты, в  первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных  инвестиций, т.е. к «вытеснению» части  инвестиционных расходов фирм, что  ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного  объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего  лага. Внутренний лаг – это  период времени между возникновением  необходимости изменения политики  и принятием решения о ее  изменении. Решения об изменении  инструментов фискальной политики  принимает правительство, однако  введение их в действие невозможно  без обсуждения и утверждения  этих решений законодательным  органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона.

Так, если первоначально  в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей  фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может  начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику  к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее  действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего  лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот  недостаток характерен не только  для фискальной, но и для монетарной  политики. Неопределенность касается:

а) проблемы идентификации  экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление  или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку  на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую  или сдерживающую), ошибка в определении  экономической ситуации и выбор  типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;

б) проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты  государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить  государственные закупки или  сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение  инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники  кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве  развитых стран, использовавших после  П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит», при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

 

                                      Заключение

 

Фискальная политика государства  представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения  и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижения темпов инфляции).

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических  колебании и стабилизацию экономики  в краткосрочном периоде, — поддержание: стабильного уровня совокупного  объема выпуска (ВВП); полной занятости  ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальная политика является основным инструментом, наряду с денежно-кредитной политикой, в обеспечении макроэкономического регулирования.

Различают дискреционную  и автоматическую политики. Дискреционная  финансовая политика сопряжена с  манипулированием налогами и государственными расходами с целью воздействия  на различные сферы хозяйственной  деятельности в интересах экономического роста. Автоматическая финансовая политика, или политика встроенных стабилизаторов базируется на изменении экономической  конъюнктуры и запуске в действие механизмов саморегулирования. Инструментами  фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета: государственные закупки; налоги; трансферты.

И дискреционная и автоматическая фискальная политика играет важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономических цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии. Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики.

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

По мнению большинства  предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что налоговое бремя, которое  установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую  деятельность. Такой фискальный нажим  повлек за собой целый ряд негативных явлений. Во-первых, оказалась скованной  предпринимательская активность. Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики. В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.

Информация о работе Фискальная политика государства