Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы стало рассмотрение фондового рынка как элемента рыночной инфраструктуры.
Задачи, вытекающие из цели таковы:
- какое значение имеет фондовый рынок в рыночной экономике;
- какие ценные бумаги содержатся на фондовом рынке;
- какова структура фондового рынка в России.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Место и роль фондового рынка в рыночной экономике..…6
1.1.Структура фондового рынка…………………………………...…..6
1.2.Фондовый рынок: первичный и вторичный……………………...13
1.3. Регулирование фондового рынка ……………………………......18
Глава 2. Ценные бумаги……………………………………………......23
2.1. Классификация ценных бумаг и типы сделок с ними………..…23
2.2. Значение ценных бумаг………………………………………........29
Глава 3.Структура фондового рынка в России…………………........33
3.1.Развития фондового рынка в России………………………..........33
3.2.Особенности Российского фондового рынка………………..…..37
Заключение………………………………………………………….......49
Список использованной литературы………………………………....52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 104.07 Кб (Скачать файл)

Деятельность по управлению ценными бумагами – это осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем управления переданными ему во временное владение ценными бумагами. Для передачи ценных бумаг в управление оформляется договор доверительного управления, по которому учредитель управления передает доверительному управляющему на определенный срок ценные бумаги или денежные средства, предназначенные для приобретения ценных бумаг. Доверительный управляющий осуществляет управление в интересах учредителя управления или указанных этим лицом третьих лиц.

 Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг). Клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарная деятельность – оказание услуг, связанных с хранением сертификатов ценных бумаг и (или) учетом и переходом прав на ценные бумаги. Депозитарной деятельностью могут заниматься только юридические лица на основании лицензии, выдаваемой ФКЦБ. Лицо, осуществляющее такую деятельность, именуется депозитарием. Клиент, пользующийся услугами депозитария, называется депонентом. Ему открывается счет депо, на котором учитываются ценные бумаги депонента и производятся записи обо всех операциях, совершенных депонентом с ценными бумагами.

Деятельность по ведению  реестра владельцев ценных бумаг – сбор, фиксация, обработка, хранение и представление зарегистрированным лицам и эмитентам данных из системы ведения реестра. Реестр ведется только по именным ценным бумагам с целью идентификации владельцев ценных бумаг. Вести реестр может только непосредственно эмитент или специализированная организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности. Юридическое лицо, осуществляющее ведение реестра, именуется специализированным реестром. Эмитент имеет право вести реестр в том случае, если число владельцев ценных бумаг не превышает 500.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Фондовый рынок: первичный  и вторичный

  Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный рынок и вторичный рынок.

Первичный рынок - рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Основными его участниками являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной оборотный капитал, определяет предложение ценных бумаг на фондовом рынке. Инвесторы, ищущие выгодную сферу для применения своего капитала, формируют спрос на ценные бумаги. Именно на первичном рынке осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств и инвестирование их в экономику. Но первичный рынок не только обеспечивает расширение накопления в масштабе национальной экономики. Следовательно, можно сделать вывод, что на первичном рынке происходит распределение свободных денежных средств по отраслям и сферам национальной экономики. Критерием этого размещения в условиях рыночной экономики служит доход, приносимый ценными бумагами. Это означает, что свободные денежные средства направляются в предприятия, отрасли и сферы хозяйства, обеспечивающие максимизацию дохода. Первичный рынок выступает средством создания эффективной с точки зрения рыночных критериев структуры национальной экономики, поддерживает пропорциональность хозяйства при сложившимся в данный момент уровне прибыли по отдельным предприятиям и отраслям. Все это означает, что первичный фондовый рынок является фактическим регулятором рыночной экономики. Он в значительной степени определяет размеры накопления и инвестиций в стране, служит стихийным средством поддержания пропорциональности в хозяйстве, отвечающей критерию максимизации прибыли, и таким образом определяет темпы, масштабы и эффективность национальной экономики. Первичный рынок предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами. При этом в качестве эмитентов могут выступать корпорации, федеральное правительство, муниципалитеты. Покупателями ценных бумаг являются индивидуальные и институциональные инвесторы. При этом соотношение между ними зависят как от уровня развития экономики, уровня сбережений, так и от состояния кредитной системы. В развитых странах на рынке ценных бумаг преобладают институциональные инвесторы. Это коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, взаимные фонды и т.д.

Размещение ценных бумаг на первичном  рынке осуществляется в двух формах:

· путем прямого обращения к  инвесторам;

· через посредников.

Первичный рынок предполагает обязательное существование вторичного рынка. Более  того, по моему мнению, существование  первичного рынка в условиях отсутствия вторичного рынка практически не возможно.

Вторичный рынок - рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Основными участниками рынка являются не эмитенты и инвесторы, а спекулянты, преследующие цель получения прибыли в виде курсовой разницы. Содержание их деятельности сводится к постоянной купле-продажи ценных бумаг. Купить подешевле и продать подороже - основной мотив их деятельности. Вторичный рынок обязательно несёт в себе элемент спекуляции. В результате на вторичном рынке происходит постоянное перераспределение собственности, которое всегда имеет одно направление - от мелких собственников к крупным. Миграция капитала осуществляется в виде перелива его к месту необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей, предприятий, где имеется его излишек. Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйственной жизни. В итоге функционирование вторичного рынка обеспечивает постоянную структурную перестройку экономики в целях повышения её рыночной эффективности и выступает столь же необходимым для существования фондового рынка, как и первичный рынок. Однако роль вторичного рынка этим не ограничивается. Вторичный рынок обеспечивает ликвидность ценных бумаг, возможность их реализации по приемлемому курсу и тем самым создает благоприятные условия для их первичного размещения. Возможность в любой момент превратить ценные бумаги в форму наличных денег представляет собой обязательное условие инвестирования средств в ценные бумаги, ибо источник инвестируемого ссудного капитала - временно свободные денежные капиталы и средства, которые могут быть использованы только в соответствии с основными принципами кредита. Возможность перепродажи - важнейший фактор, учитываемый инвестором при покупке ценных бумаг на вторичном рынке. Функцией вторичного рынка становится сбалансированность фондового рынка и обеспечение ликвидности. Ликвидный рынок характеризуется незначительным разрывом между ценой продавца и ценой покупателя; небольшими колебаниями цен от сделки к сделке. Ликвидность рынка тем больше, чем больше число участников продажи и возможность оперативной перепродажи ценных бумаг, а также чем выше процент новизны предложенных для продажи ценных бумаг. Существуют две организационные разновидности вторичных рынков: организованный - биржевой и неорганизованный - внебиржевой. В свою очередь и тот и другой принимают разнообразные формы организации. Наиболее простой формой организации фондовой торговли выступает стихийный рынок. Здесь продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки непосредственно друг с другом. Заключение сделки на стихийном рынке зависит от того, насколько удачно случай сводит продавцов и покупателей, а условия совершения разных торговых операций могут существенно различаться даже тогда, когда они происходят в один и тот же момент. Внебиржевой оборот возникает как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемых для их регистрации на бирже. В настоящее время во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг. Это акции небольших фирм, действующих в традиционных отраслях, акции крупных компаний, учреждённых в новейших отраслях экономики, потенциально способных превратиться в крупнейшие корпорации, ценные бумаги кредитных институтов, традиционно ограничивающих сферу обращения своих ценных бумаг, государственные и муниципальные ценные бумаги, новые выпуски акций. Торговлю на внебиржевом обороте ведут специалисты: брокерские и дилерские компании, часто совмещающие свои функции. Во внебиржевом обороте отсутствует единый физический центр для выполнения операций, и сделки купли-продажи осуществляются через телефонные и компьютерные сети. Цены устанавливаются путём переговоров, по правилам, регулирующим внебиржевой оборот, которые всегда менее жестки по сравнению с правилами торговли, действующим на бирже. Традиционной формой вторичного рынка выступает фондовая биржа - организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, один из регуляторов финансового рынка, обслуживающий движение денежных капиталов.

Роль фондовой биржи в экономике  страны определяется, прежде всего, степенью разгосударствления собственности, точнее - долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта. Кроме того, роль биржи зависит от уровня развития фондового рынка в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Регулирование фондового  рынка   

 Регулирования  фондового рынка  - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование фондового рынка охватывает всех его участников:  эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций инфраструктуры рынка.  Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. 
 
Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников.

 Внешнее регулирование  – это подчиненность деятельности  данной организации нормативным  актам государства, других организаций,  международным соглашениям. Регулирование  фондового рынка осуществляется  органами или организациями, уполномоченными  на выполнение функций регулирования.  С этих позиций различают: государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования; регулирование со стороны профессиональных участников фондового рынка, или саморегулирование рынка; общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на фондовом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Процесс регулирования на фондовом рынке включает: создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

  • отбор профессиональных участников рынка т.к. современный фондовый рынок, как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников;
  • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка. Этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
  • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка. 

Государство на фондовом рынке выступает в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестором при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;  
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

 Государственное регулирование  фондового рынка - это регулирование  со стороны общественных органов  государственной власти.

Система государственного регулирования  включает:

  • государственные и иные нормативные акты; 
  • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка можно разделить на:

  • прямое, или административное, управление;
  • косвенное, или экономическое, управление.

Прямое, или административное, управление фондовым рынком со стороны государства  осуществляется путем:

  • установления обязательных требований ко всем участникам фондового рынка;
  • регистрация участников и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирование профессиональной деятельности;
  • обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержка правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление фондовым рынком осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от них);

  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.)
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

 Существуют две концепции  регулирования государством фондового рынка. Первая концепция - регулирование рынка преимущественно сосредотачивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством, так называемым саморегулирующимся организациям.  
 
Вторая концепция - максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс и индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохранят за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями. Таким образом, можно заключить что, структура государственных органов, регулирующих рынок, зависит от модели рынка, принятой в той или иной стране (банковской, небанковской), степени централизации управления в стране и автономии регионов.

Саморегулируемые организации - это  некоммерческие, негосударственные  организации, создаваемые профессиональными  участниками фондового рынка  на добровольной основе, с целью  регулирования определенных аспектов фондового рынка на основе государственных  гарантий поддержки, выражающихся в  присвоении им государственного статуса  саморегулируемой организации. По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму: ассоциаций, профессиональных союзов, профессиональных общественных организаций.  Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляется в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Ярким примером подобных организаций в нашей стране является Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР).    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Ценные бумаги

2.1. Классификация  ценных бумаг и типы сделок  с ними

Существуют следующие  виды ценных бумаг, имеющие законное обращение в Российской Федерации: государственные облигации, облигации, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами  о ценных бумагах отнесены к их числу.

Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок по ее номинальной стоимости и с учетом зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. При этом облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ.

Информация о работе Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры