Фонд социального страхования РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:50, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в анализе организации и деятельности Фонда социального страхования России (ФСС РФ).
В работе решались следующие задачи:
1.Определить цели, задачи и функции ФСС.
2. Провести анализ деятельности ФСС.
3. Выявить проблемы функционирования ФСС.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФОНД СОЦ СТРАХ.docx

— 59.05 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность темы работы определяется тем, что в настоящее время в России продолжается процесс реформирования системы социального страхования, в частности, совершенствуется практика социального страхования, на практическом опыте проверяются принципы и механизмы системы социального страхования. На государственном уровне вопрос о реформировании системы социального страхования, приобретает особую значимость.

Сегодня социальное страхование должно рассматриваться как составная часть организационно-экономических отношений по перераспределению национального дохода. Этот процесс должен обеспечивать защиту населения от широкого круга жизненных, профессиональных и социальных рисков, преодоление нестрахового характера действующей системы социального страхования. России необходимо сформировать такую систему социального страхования, что бы она не только обеспечивала социальную защиту населения, но служила одновременно механизмом социальных инвестиций. Эту задачи призван решить Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), который является один из государственных внебюджетных фондов нашей страны, созданный для реализации социального страхования граждан. В целом систему организации ФСС РФ нельзя назвать эффективной, поэтому и для государства и для научного сообщества вопрос ее реформирования остается актуальным.

Цель работы заключается в анализе организации и деятельности Фонда социального страхования России (ФСС РФ).

В работе решались следующие задачи:

1.Определить цели, задачи  и функции ФСС.

2. Провести анализ деятельности  ФСС.

3. Выявить проблемы функционирования  ФСС.

1.Цели, задачи и функции Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ)

 

Фонды социального страхования (ФСС) – это особый денежный фонд, формируемый из обязательных страховых взносов населения или хозяйствующих субъектов, в России, при участии государства. Функция этих фондов – использование имеющихся денежных ресурсов для оказание материальной помощи застрахованному населению в соответствии с установленными нормативами.

Фонды формироваться и в обязательном, и в добровольном порядке. Государство регулирует размеры этих фондов в зависимости от социально-экономических условий в стране.

В первые годы либеральных реформ в России были созданы следующие фонды: Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1991 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.)1.

В настоящее время в России существуют 3 ФСС:

- государственного  социального страхования (ФСС);

- обязательного  медицинского страхования (федеральные  и территориальные фонды ОМС );

- обязательного  пенсионного страхования (ПФР).

Фонд социального страхования - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации.

Задачи Фонда социального страхования заключаются в обеспечении работающих граждан России необходимыми социальными пособиями по следующим страховым случаям: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по рождению детей, на погребение, а также финансирование расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей2.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также подведомственных Фонду санаторно-курортных учреждений, являются федеральной собственностью. При этом денежные средства Фонда не входят в состав федеральных, региональных и местных бюджетов и изъятию не подлежат.

Руководство Фондом осуществляет Председатель. (Председатель Фонда и пять его заместителей назначаются Правительством Российской Федерации).

Кроме непосредственного управления деятельностью Фонда, Председатель вносит проект бюджета Фонда на утверждение в Правительство Российской Федерации и отчитывается за его исполнение, разрабатывает совместно с министерствами и ведомствами, управляющими социальной сферой, предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию, утверждает ряд инструкций и иных нормативных документов. ФСС относится к бюджетной системе России.

Средства Фонда формируются из страховых взносов, инвестирования свободных средств. Бюджет фонда формируется из трех основных групп источников:

- налоги, страховые взносы,

- безвозмездные пособия,

- личные средства фонда.

Тарифы на страховые взносы регламентируются государством. Начиная с 1 января 2001 г. в России был введен единый социальный налог для всех субъектов экономики, который с 1 января 2010 г. был заменен на страховые взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС3.

Главная цель Фонда - организация механизма выплат социальных пособий нуждающимся лицам и льготным категориям граждан (например, инвалиды, временно-нетрудоспособное население, беременные женщины и т.д.).

ФСС - специализированная структура, которая обеспечивает системное функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования4.

Средства ФСС расходуются на два ключевых направления:

- денежные  социальные выплаты (пенсии, пособия, компенсации);

- оплата социальных услуг за счет бюджета (медицинских, реабилитационных, образовательных, бытовых). 5

В рамках ФСС организована выплата различных видов социальных пособий:

-Пособия по беременности и родам.

-Пособия по временной нетрудоспособности граждан.

-Ежемесячные пособия по уходу за детьми.

-Единовременное пособие женщинам по беременности и родам.

- Пособия на погребение .

- Оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом.6

Таким образом, ФСС это специализированный государственный орган, которые организует реализацию механизма социального страхования и обеспечения населения. Цель Фонда распределение социальных выплат по категориям: на детей, по временной нетрудоспособности, социально-курортное обслуживание, по беременности и родам.

 

 2.Анализ расходования бюджета ФСС РФ по основным направлениям

 

Динамика поступления и расходования средств ФСС РФ представлена на рисунке 1.

Рис.1. Поступление и расходование средств ФСС РФ, в 2008-2011 г. (млн. руб.)7

Проведем анализ статистических данных. Доходы (поступления) в бюджет ФСС РФ за рассмотренный период стабиль увеличивались. Так, с 2008 по 2011 гг. они выросли в 1,5 раза (точнее на 60%) с 360476 млн. руб. до 558595 млн. руб. При этом максимальный рост отмечен для 2011 года, когда увеличение доходов бюджета фонда произошло на 95000 млн. руб. Расходная часть бюджета ФСС РФ в 2008-2011 году так же имела положительную динамику – рост расходов. Так, с 2008 по 2011 гг. расходы фонда выросли с 379385 до 497569 млн. руб., т.е. на 1/3. Необходимо отметит, что длительное время расходы ФСС превышали доходы, т.е. отмечался дефицит средств бюджета фонда. Как видно из расчета на рисунке 2.1, дефицит бюджета отмечался с 2008 по 2010 год, когда он достиг пика – максимальный дефицит. Ситуация начала меняться в 2011 году, когда удалось:

- резко увеличить доходную  часть бюджета ФСС;

- начать процесс оптимизации  расходов ФСС, что резко замедлило  рост расходов, так с 2010 по 2011 год  они выросли только 5500 млн. руб. –  минимальные показатель за длительный  период.

- добиться профицита бюджета  ФСС РФ, т.е. по итогам 2011 года впервые  за долгие годы не отмечался  дефицит средств.

Таким образом, происходит реформирование финансовой структуры ФСС РФ, в частности происходит увеличение доходов, за счет разных источников и оптимизация расходов.

Проведем анализ доходной части ФСС России, для этого представим статистические данные по источникам поступления средств в Фонд в виде наглядной диаграммы (см. рис. 2.).

Рис. 2. Источники поступления средств в ФСС РФ (млн. руб.,2011 г.)8

В 2011 году на налоги, страховые взносы приходилось 2/3 доходов фонда- 390364 млн. руб. Это важнейшая статья доходов фонда, от которой зависит стабильность выплат. Если система социального страхования стабильна, то налоги и страховые взносы покрывают расходную часть бюджета фонда. В случае дефицита средств фонда он может покрываться за счет средств федерального бюджета – безвозмездные поступления из федерального бюджета. В ФСС РФ доля этой статьи поступлений еще очень высока – 145910 млн. руб. или 18%, т.е. налоги и социальные взносы не могут полностью обеспечить потребности ФСС, поэтому необходима помощь государства. Третья статья доходов ФСС – личные средства фонда –имеет небольшое значение – 18000 млн. руб. или около 4%.

Таким образом, главный источник поступления средств в бюджет ФСС РФ – налоги, социальные выплаты, не удовлетворяет в полном объеме потребности фонда, поэтом пока он не может существовать без поступлений из федерального бюджета.

Основная статья расходов ФСС РФ – социальные выплаты. В России в новейшей истории отмечается положительная динамика социальных выплат (см. рис. 3.).

Рис. 3. Динамика социальных выплат, млрд. руб.9

В России общий объем социальных с 2005 года возрастал, если в 2005 году он составил менее 2000 млрд.руб., то в 2010 уже почти 6000 млрд. руб, т.е. рост составил 200 %. Важно, что даже в 2009 году – в пик кризиса, объем социальных выплат не снижался. Так им образом, общая динамика социальных выплат в России положительная.

Таким образом, фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных социальных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе страны. Фонд социального страхования - специализированная структура, обеспечивающая функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.

 

3. Проблемы ФСС РФ

 

Одной из ключевых проблем ФСС является несоответствие социальных выплат масштабам российской экономики. Для определения объемов социальных выплат, рассмотрим относительные показатели (см. рис. 4).

Рис. 4. Удельный вес социальных выплат, проценты10

Как видно на рисунке 4, в России социальные выплаты не превышают 13% от ВВП или 18% от объема денежных доходов населения. При этом, в середине первого десятилетия текущего столетия эти показатели были еще меньше, так в 2005 году социальные выплаты составляли 8,1% от ВВП и 12,% от общих доходов населения. В некоторые годы объемы социальных выплат снижались до 7,5% к ВВП и 11,6 % от общего объема денежных доходов населения. Несмотря на рост относительных показателей социальных выплат, в сравнении с другими странами он уступают, прежде всего, развитым странам, например, ЕС (см. рис. 5).

Рис. 5. Доля социальных выплат в ВВП страна ЕС в сравнении с РФ, % от ВВП (2012 г)11

Международное сравнение доказывает, что социальные выплаты в России остаются на не высоком уровне – ниже, чем в среднем по ЕС. Например, выше показатели в таких крупных странах как Франция (самые большая доля соцвыплат в ЕС), Германия, Италия. Выше отношение социальных выплат к ВВП в таких не больших странах ЕС, как Чехия, Нидерланды, Бельгия. Однако, по сравнению со странами Восточной Европы, доля социальных выплат в отношении к ВВП в России даже выше, так в Болгарии этот показатель 7%, Латвии 8,8%,Польше 12,5, Словакии 11,9%12. Таким образом, не только объем имеющихся ресурсов в социальных фондах влияет на эффективность системы социального страхования, но и их эффективное использование. Поэтому можно сделать вывод, что система социального страхования России организована не оптимально и имеются ресурсы для рационализации модели социального страхования.

Основополагающая база ФСС нуждается в серьезной модернизации с позиций изменившихся экономических отношений. Механизм социальной поддержки, в основе которого принцип страхования личной ответственности и солидарности участников, наиболее адекватен природе рыночных отношений, и имеет высокий потенциал зашиты граждан. В социальном страховании, в отличие от прямых государственных субсидий, работодатели и работники несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков.

Проблема дефицита финансовых ресурсов системы ФСС раскрывается в двух аспектах:

- экономический  - низкий  уровень официально начисляемой  заработной платы (как в абсолютных  показателях, так и относительно  ВВП) не позволяет постоянно расширят  финансовую базу ФСС;

- социальный  - завышение  государственной нагрузки на  экономику в сфере социального  страхования и переложение на  нее функций социального обеспечения, в результате бюджет ФСС остается дефицитным и пополняется за счет средств государства.

Таким образом, искажается основная идея социального страхования, когда часть доходов граждан перераспределяется в зависимости от степени их благосостояния, а не от воздействия страхуемых социальных рисков. При нынешнем невысоком уровне средней заработной платы дополнительная социальная нагрузка в виде не обеспеченных страховыми ресурсами выплат подрывает финансовую устойчивость системы и провоцирует риск неплатежеспособности перед теми категориями населения, которые участвуют в ее финансировании.

В последние годы благоприятная экономическая ситуация (экономический рост, макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджета и другие факторы) позволили несколько стабилизировать состояние фондов СС.

Решение проблемы дефицита фондов социального страхования должна заключатся в нескольких направлениях преобразования системы ОСС:

-развитие страхового  механизма, как наиболее адекватного  требованиям рыночной экономики;

- обеспечение необходимой  пропорциональности размеров индивидуального  участия в создании страховых  фондов и получаемой компенсации  социального ущерба;

-укрепление автономности  фондов и их независимости  от состояния государственного  бюджета;

--расширение спектра страхуемых  рисков;

- развитие системы дополнительного  социального страхования.

В качестве первоочередных мер, необходимых для реформирования системы социального страхования на рыночных принципах, можно назвать следующие:

-проведение адекватных расчетов стоимости социальных рисков и отбор наиболее оптимальных способов компенсации потерь трудового дохода для каждого риска при законодательно установленных тарифах;

Информация о работе Фонд социального страхования РФ