-ограничение числа граждан,
вовлеченных в систему социального
страхования, только теми, доходы
которых участвуют в формировании
страховых фондов;
-перевод всех выплат,
производимых за счет дотаций
государственного бюджета, в систему
государственного социального обеспечения
и их четкое разграничение
со страховыми фондами;
-разработка законодательного
обеспечения инвестиционной деятельности
страховых фондов, позволяющего
использовать временно свободные
денежные средства в целях
увеличения финансовых возможностей
фондов по покрытию социальных
рисков.
Исходя из системы целей Правительства
Российской Федерации, определены цели
Государственной программы Российской
Федерации «Социальная поддержка граждан»:
- создание условий для
роста благосостояния граждан
– получателей мер социальной
поддержки;
- повышение доступности
социального обслуживания населения.
В Указе Президента РФ от 7 мая
2012 г. № 597 к приоритетным направлениям
социальной политики Российской Федерации,
определенным нормативными правовыми
актами отнесены, в том числе:
-модернизация и развитие
сектора социальных услуг;
-обеспечение доступности
социальных услуг высокого качества
для всех нуждающихся граждан;
-развитие сектора негосударственных
некоммерческих организаций в
сфере оказания социальных услуг.13
Данные направления подтверждены
в Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации, где в
отношении социального страхования отмечены
следующие цели развития:
-модернизация и развитие
сектора социальных услуг;
-развитие сектора негосударственных
некоммерческих организаций в
сфере оказания социальных услуг
и создание механизма привлечения
их на конкурсной основе к
выполнению государственного заказа
по оказанию социальных услуг;
-обеспечение доступности
социальных услуг высокого качества
для всех нуждающихся граждан
;
-развитие механизмов
взаимодействия государства, населения,
бизнеса и структур гражданского
общества, институтов и механизмов
государственно-частного партнерства;
-повышение престижа профессии
социальных работников, привлечение
в сферу социального обслуживания
молодых кадров.
Именно названные выше направления
совершенствования системы социальной
поддержки, должны быть учтены при совершенствовании
работы ФСС РФ.
Таким образом, ФСС осуществляет
финансовое обеспечение расходов по социальному
страхованию на установленные законом
страховые случаи.
Длительное время фонды социального
страхования имели дефицитные бюджеты
и пополнялись за счет дотаций из федерального
бюджета. Во многом это связано с нерациональной
системой расходования средств ФСС. Проблемой
является недофинансирование ФСС, по относительным
показателям (доля социальных выплат в
ВВП), Россия сильно уступает многим развитым
странам мира. Во многом на решение названных
проблем направлены последние нормативные
документы в сфере социального страхования.
Заключение
Фонд социального
страхования (ФСС) – это особый денежный
фонд, формируемый из обязательных страховых
взносов населения или хозяйствующих
субъектов, в России, при участии государства.
Функция ФСС – использование имеющихся
денежных ресурсов для оказание социальной
помощи населению в соответствии с установленными
нормативами.
Фонд формируется
и в обязательном, и в добровольном порядке.
Государство регулирует размеры этих
фондов в зависимости от социально-экономических
условий в стране.
В России в последние годы резко
увеличивается доходная часть бюджета
ФСС, начинается процесс оптимизации расходов
ФСС, что резко замедлило рост расходов.
Для ФСС характерен профицит бюджета ФСС,
однако, это произошло впервые за долгие
годы. Как правило бюджет ФСС остается
дефицитным и нехватка средств восполняется
из федерального бюджета.
Главный источник поступления
средств в бюджет ФСС РФ – налоги, социальные
выплаты, не удовлетворяет в полном объеме
потребности фонда, поэтом пока он не может
существовать без поступлений из федерального
бюджета.
Основная статья расходов ФСС
РФ – социальные выплаты общая динамика
социальных выплат в России положительная.
Международное сравнение доказывает,
что социальные выплаты в России остаются
на не высоком уровне – ниже, чем в среднем
по ЕС.
Таким образом, проблемой является
недофинансирование ФСС, по относительным
показателям (доля социальных выплат в
ВВП), Россия сильно уступает многим развитым
странам мира. Во многом на решение названных
проблем направлены последние нормативные
документы в сфере социального страхования.
Список литературы
- Динамика доходов и расходов
Фонда социального страхования Российской
Федерации в период с 2004 по 2010 гг. Режим
доступа - http://www.fss.ru/ru/statistics/47776.shtml
- Из истории социального страхования
в России // Вестник государственного социального
страхования. № 9. Сентябрь. 2010. С.73-82
- Интервью Председателя Федерального
фонда ОМС А.В. Юрин //Журнал "Бюджет"
№2 (98) февраль 2011 г.
- Лупей Н.А. Социальное страхование в России: состояние и проблемы // Финансовый менеджмент. №5. 2010
- Макалкин Н. Новые страховые взносы // Экономико-правовой бюллетень. 2010. №4. С.11
- Меры по оптимизации системы
социального страхования, предлагаемые Минздравсоцразвития, позволят сформировать бездефицитный бюджет ФСС РФ на 2011-2013 годы. Режим доступа - http://www.minzdravsoc.ru/social/insurance/8
- Положение о фонде социального
страхования Российской Федерации (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008
N 862)
- Федеральный закон Российской
Федерации от 3 декабря 2012 г. N 219-ФЗ "О
бюджете Фонда социального страхования
Российской Федерации на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов"
- Федеральная Служба государственной
статистики (Росстат) / Общий объем социальных
выплат // http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_44/IssWWW.exe/Stg/d01/06-06.htm
- Фомичева Л. П. Замена ЕСН страховыми
взносами во внебюджетные фонды // Бухгалтерский
учет. 2009. № 20.
- Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики" // "РГ" - Столичный выпуск
№5775 от 9 мая 2012 г.
- Social Europe - Current challenges and the way forward - Annual Report
of the Social Protection Committee (2012) (19/02/2013). Р.20 Режим доступа: http://ec.europa.eu/wel/images/languages/lang_en.gif
1 Из истории социального страхования
в России // Вестник государственного социального
страхования. № 9. Сентябрь. 2010. С.73-82
2 Положение о фонде социального
страхования Российской Федерации (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008
N 862)
3 Фомичева Л. П. Замена ЕСН страховыми
взносами во внебюджетные фонды // Бухгалтерский
учет. 2009. № 20. с.5
4 Положение о фонде социального
страхования Российской Федерации (в ред.
Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008
N 862)
5 Макалкин Н. Новые страховые
взносы // Экономико-правовой бюллетень.
2010. №4. С.11
6 Виды пособий и выплат в 2013
году (таблица) // http://fss.ru/ru/fund/activity/31406/91539/91547.shtml
7 Составлено на основе данных Федеральной
Службы государственной статистики (Росстат)
/ Поступление и расходование средств
ФСС РФ // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/6-2.htm
8 Составлено на основе данных
Федеральной Службы государственной статистики
(Росстат) / Поступление и расходование
средств ФСС РФ // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/6-2.htm
9 Составлено на основе данных
Федеральной Службы государственной статистики
(Росстат) / Общий объем социальных выплат
// http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_44/IssWWW.exe/Stg/d01/06-06.htm
10 Источник: данные Федеральной Службы
государственной статистики (Росстат)
/ Общий объем социальных выплат // http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_44/IssWWW.exe/Stg/d01/06-06.htm
11 Источники:
данные Федеральной Службы государственной
статистики (Росстат) / Общий объем социальных
выплат // http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_44/IssWWW.exe/Stg/d01/06-06.htm; и Figure 5. Social
contributions and social payments (2011-2015) // Social Europe - Current
challenges and the way forward - Annual Report of the Social Protection
Committee (2012) (19/02/2013). Р.20 Режим доступа:
http://ec.europa.eu/wel/images/languages/lang_en.gif
12 Social Europe - Current challenges and the way forward - Annual Report
of the Social Protection Committee (2012) (19/02/2013). Р.20
13 Указ Президента Российской
Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях
по реализации государственной социальной
политики" // "РГ" - Столичный выпуск
№5775 от 9 мая 2012 г.