Формальные и неформальные институты защиты интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

В конце 20 – начале 21 вв. мир вступил в стадию глубинной трансформации. Фундаментальные изменения в экономике и социальной структуре общества, крупнейшие прорывы на ключевых направлениях научно-технического прогресса ведут к переосмыслению места и роли интеллектуальной собственности в экономическом обороте. Сформированное сегодня в России правовое поле и правоприменительная практика показывают, что в данной сфере существует много нерешенных вопросов, откуда в частности вытекает актуальная на сегодняшний день проблема защиты интеллектуальной собственности. Институциональная структура развитого общества включает как формальные, так и неформальные правила, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на сферу, связанную с защитой интеллектуальной собственности, и эти группы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика интеллектуальной собственности,
формальных и неформальных институтов……………………………...4
2.1. Сущность и объекты интеллектуальной собственности………..4
2.2. Теоретические основы формальных и неформальных
институтов………………………………………………………….8
2. Формальные и неформальные институты защиты интеллектуальной собственности в России………………………………………………….14
3.3. Правовой механизм защиты объектов интеллектуальной собственности……………………………………………………...14
3.4. Проблемы реализации интеллектуальной собственности
в России…………………………………………………………….19
3. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет…………...24
4.5. Проблема защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет……………………………………………………………24
4.6. Основные способы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….30Литература……………………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

!!.docx

— 50.66 Кб (Скачать файл)

Формы охраны интеллектуальной собственности могут быть самыми различными: это и патенты исключительного  права (на изобретения, полезные модели, промышленные образцы), и свидетельства (на товарные знаки, знаки обслуживания и т.п.), и регистрации (программы  для ЭВМ, базы данных, наименование мест происхождения товара), и даже сам факт выпуска в свет литературных произведений, картин и т.п.    

Во всех случаях создатель  признаваемого охраноспособного объекта интеллектуальной собственности, защита которого оформлена надлежащим образом (вступившим в силу охранным документом, регистрацией, выпуском в свет и т.п.), приобретает тем самым исключительное право на его использование, реализацию в любой форме, передачу по договору (например, по лицензии) и т.д. [11]

Использование прав владения объектом интеллектуальной собственности  означает, прежде всего, получение реальных или патентных доходов от его  копирования (повторения, воспроизводства). За счет воспроизводства технического или художественного решения  и последующей реализации изделий образуется источник доходов, обладающий явными признаками монополии. Право интеллектуальной собственности и есть монопольное право ее владельца. Весь смысл исключительных имущественных прав на интеллектуальную собственность заключается в монополизации потенциальной прибыли [5].

Таким образом, вопросы обеспечения  безопасности коммерческой деятельности от возможного нарушения прав охраняемой интеллектуальной собственности во всех ее формах чрезвычайно важны  в условиях рыночных отношений. И у нас в стране эти права постепенно становятся одними из самых конкурентоспособных товаров, причем весьма прогрессивных, перспективных и очень актуальных, которые при умелом их использовании способны принести наиболее высокую прибыль на современном рынке (внешнем и внутреннем), особенно когда они связаны с высокими новейшими технологиями и создаваемой на их основе продукции [11].

 

      1.2. Теоретические  основы формальных и неформальных  институтов

Люди налагают на себя ограничения, которые позволяют им строить  свои отношения с другими людьми во всех обществах, даже в первобытных. Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом. Эти группы правил определенным образом взаимодействуют друг с другом.

В современном обществе неформальные правила играют весьма значительную роль. Люди сталкиваются с неформальными  правилами повсюду: в семье, во взаимоотношениях с другими людьми, в деловой  и политической жизни. Простые люди обычно слабо осведомлены о материальном праве, регулирующем их отношения с  другими людьми. Основные правила, которые организуют отношения людей в повседневной жизни, не закреплены в законах. И даже на рынке, где цена устанавливается в результате колебаний спроса и предложения, действуют неформальные правила, оказывающие влияние на цену. Именно неформальные правила влияют на ожидания покупателей и их оценку того, справедливо ли повышение цены. Однако точное описание неформальных правил, их систематизация и однозначное определение роли этих правил в регулировании повседневной жизни людей — это чрезвычайно сложная задача [4].

Неформальные правила, подобно  правилам формальным, ограничивают поведение  людей. Таким образом, можно дать следующее определение неформальных правил – это такие правила, которые, так же как и формальные, являются ограничителями поведения, но не зафиксированы  в вербальной форме, а также защищены другими механизмами (в отличие  от государства) [8]. Иначе говоря –  это неписанные обычаи, традиции, стереотипы мышления и поведения.

Рассмотрим основные значительные различия между формальными и  неформальными правилами.

Формальные правила –  это такие правила, которые создаются  преднамеренно, легко могут быть зафиксированы в вербальной и/или  письменной форме и обеспечены легальной  и специализированной защитой со стороны государства [6], т.е. это писаные  законы.

Формальные правила включают:

1. политические правила;

2. экономические правила;

3. контракты.

Совокупность этих правил организована в виде иерархии. На самом  верху находится Конституция, которая  представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные  акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того, чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.

Политические правила  определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений  и устанавливают способы осуществления  контроля за политическими процедурами.

Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся  в исключительной собственности  и определяют способы использования  собственности и получения доходов  от нее.

Контракты содержат конкретные договоренности об обмене [3].

Таким образом, можно рассматривать  в качестве формальных те правила, нарушение  которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание  в виде тюремного заключения. Подобный подход к определению неформальных правил предполагает, что государство  не является необходимой предпосылкой для их существования. Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений  на действия людей, они лишь облегчают  жизнь в обществе, делают ее более  приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. Неформальные правила являются, в  соответствии с этим подходом, обязательными  только в моральном смысле. Подобный подход к проведению границы между формальными и неформальными правилами характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как «старый институционализм». В соответствии с другим подходом различие между формальными и неформальными правилами определяется не строгостью наказания, а тем, кто устанавливает правила и осуществляет принуждение к их исполнению. В основе этого подхода лежит проведенное Ф. Хайеком противопоставление «порядка, основанного на законе» и «самопроизвольного порядка». «Порядок, основанный на законе» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Самопроизвольный порядок» устанавливается, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания.

Подобного подхода придерживаются ученые — представители «нового  институционализма». Они определяют формальные правила как правила, записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства — это характерная черта формальных правил. В отличие от них, неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, и за их исполнением следят не специалисты, а все члены общества. Поэтому в первобытных обществах, не знавших государства, поведение людей регулировалось правилами неформальными. Формальные правила возникают с появлением государства. При этом подходе строгость наказания не имеет определяющего значения. Наказание может быть строгим как за нарушение формальных, так и за нарушение неформальных правил, действующих в обществе. Например, в первобытных обществах действовало неформальное правило: богатые соплеменники должны были раздавать свое богатство более бедным членам общества. Эта норма выполняла определенную экономическую функцию — функцию страхования от голода, который в равной степени угрожал всем членам первобытного общества, так как технология хранения продуктов была неразвитой и создание запасов было невозможным. Поделившись с соплеменниками, которым не повезло в этом году, богатый человек мог рассчитывать на взаимность, когда он в свою очередь окажется менее удачливым. Подобное альтруистическое поведение поощрялось обществом: человек, раздавший свое богатство, пользовался особым уважением соплеменников. Но в некоторых обществах соблюдение этой нормы поддерживалось весьма суровыми санкциями. Например, эскимосы иногда убивали жадных богатых соплеменников.

Люди соблюдают законы потому, что за их нарушение следует  наказание со стороны государства. Наказание, которое может быть применено  по отношению к нарушителям неформальных правил, принимает разнообразные  формы, от простого неодобрения и  косого взгляда до полного отказа поддерживать какие-либо отношения  с нарушителем. Выделим основные группы санкций за нарушение социальных норм:

1. Автоматическая санкция.  Классический пример автоматической  санкции за нарушение нормы  — это наказание за несоблюдение  правил дорожного движения. Тот  водитель, который нарушает правило  правостороннего движения в стране, где оно является нормой, просто  столкнется со встречным автомобилем.  Нарушитель в данном случае  наказывается автоматически, без  чьего-либо намеренного вмешательства.  Норма, которая поддерживается  автоматической санкцией, называется  самовыполняющейся нормой.

2. Вина. Чувство вины, которое  испытывает человек, нарушивший  норму поведения, — это внутренняя  санкция. Нарушитель испытывает  угрызения совести, если он  нарушил социальную норму, ставшую  его внутренним убеждением в  результате соответствующего образования  и воспитания, независимо от внешних  последствий. 

3. Стыд. Нарушитель чувствует,  что его действия понизили  его в глазах других людей.  Стыд — это внешняя санкция  за нарушение нормы поведения.  Стыд, также как и вина, являются  результатом воспитания, как формального,  так и неформального. Однако  стыд отличается от вины тем,  что он требует распространения  информации о нарушении. Чтобы  санкция стала действенной, необходимо, чтобы другие члены общества  знали о нарушении правил.

4. Информационная санкция.  Действия нарушителя нормы могут  раскрыть некоторую информацию  о нем, которую он предпочел  бы скрыть. Информационные санкции  могут показаться потенциально  слишком строгими. Издержки нарушителя, ставшие результатом наказания,  намного превысят социальные  издержки, явившиеся следствием  нарушения нормы. Однако информационную  санкцию можно рассматривать  как способ корректировки асимметрии  информации. В данном случае функция  социальной нормы заключается  не в сдерживании определенного  поведения, а в подаче сигнала.  Мельчайшее нарушение нормы может  сигнализировать о возможной  ненадежности нарушителя как  друга или делового партнера.

5. Двусторонние санкции,  требующие издержек от наказывающей  стороны. В этом случае нарушитель  нормы наказывается действиями  лица, пострадавшего от этого  нарушения. Данный вид санкции  не требует распространения информации  о нарушении. Человек, осуществляющий  наказание — это единственное  лицо, которому необходимо знать  о нарушении нормы. Но в этом  случае, однако, могут возникнуть  проблемы с осуществлением наказания  за нарушение нормы, потому  что оно здесь, в отличие  от случаев, рассмотренных выше, не является бесплатным, а связано  с определенными издержками, которые  целиком возлагаются на лицо, осуществляющее наказание. Кроме  того, индивид, который наказывает  кого-то, может подвергаться риску  противостояния или мести, а  также прямых финансовых затрат.

6. Многосторонние санкции,  требующие издержек. Многосторонняя  санкция требует гораздо больше  информации, чем санкция двусторонняя. Информация о нарушении должна  быть распространена среди членов  общества. Издержки каждого наказывающего  будут меньше, чем в случае  двусторонней санкции. Спектр  возможных наказаний здесь очень  широк — на одном конце находится  остракизм — изгнание из общества, а на другом — косой взгляд, как выражение неодобрения без  какого-либо ощутимого наказания.

Итак, несоблюдение нормы, как  мы видим, связано с определенными  издержками. Рационально мыслящий индивид  сопоставит выгоды от несоблюдения нормы  с издержками, которые он при этом понесет, и на основании этого  сопоставления сделает рациональный выбор [4].

 

   1. Формальные и  неформальные институты защиты  интеллектуальной собственности  в России

      2.3. Правовой  механизм защиты объектов интеллектуальной  собственности

Правовое регулирование  объектов интеллектуальной собственности  содействует процессу эффективности  управления инновационными процессами. Сущность законодательства в области  патентного и авторского права позволяет  инновационно-активным предприятиям обеспечить конкурентные преимущества, улучшить инновационный климат, создать условия для широкого использования инновационных результатов, получить соответствующую прибыль от реализации инновационных продуктов.

Информация о работе Формальные и неформальные институты защиты интеллектуальной собственности