Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа
Наша страна идёт очень сложным путём перестраивания собственной структуры экономики и рыночных отношений. Это неизбежно сопряжено с многочисленными трудностями и проблемами. Одной из них является увеличивающееся расслоение общества. После глубокого кризиса, вызванного распадом Советского Союза и перестройкой экономики на рыночной основе, Россия, наконец, вступила в период роста. Тем не менее, начавшийся рост пока существенно не повысил уровень жизни основной массы населения. Напротив, резко увеличился разрыв между богатыми и бедными.
Введение
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы
2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
3. Особенности государственных мероприятий формирования доходов в современной России
Практикум
Литература
Радикальные экономисты придерживаются
прямо противоположной точки
зрения. На их взгляд, место работника
в иерархии доходов обусловливается
не его врожденными качествами и
не его собственными усилиями, а
его социальным происхождением. (В
качестве измерителей последнего используются
показатели семейного дохода, уровень
образования родителей, профессиональный
статус главы семьи и т.д.) По их
мнению, образование выступает просто
как посредник, преобразующий неравенство
в социальном происхождении в
неравенство доходов. К традиционным
каналам, по которым влияние социального
происхождения может идти в обход
образования (таким, например, как связи
в деловом мире), радикальная политэкономия
добавляет еще один - передачу из
поколения в поколение
Рис. 1 . Кривая Лоренца
На оси абсцисс расположена "доля семей", на оси ординат "доля доходов семей". Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой АС, т.е. все семьи имеют равную долю доходов. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % -- 40 %, а 60 % -- 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АС.
Все доходы домашних хозяйств за исследуемый год приравниваются 100 %. Все население по критерию уровня доходов делится на пять групп по 20 % каждая. После чего вычисляют, сколько доходов получила каждая из пяти групп. Но для построения кривой Лоренца необходимо для каждой последующей группы суммировать с данными предыдущей группы.
Когда распределение доходов в обществе справедливо, то мы получим распределение по 20 % каждой группы. Чтобы получить биссектрису необходимо:
1 группа - 20 %,
2 группа - 1 группа + 20 % = 20 %+20 %= 40 %,
3 группа - 20 %+20 %+20 %=60 %,
4 группа - 20 %+20 %+20 %+20 %=80 %,
5 группа - 20 %+20 %+20 %+20 %+20 %=100 %
В нашем примере в некой стране за 2000 г. были получены данные:
для первой группы - 4,4 %,
для 2 группы - 7,2 %,
3 группа - 9 %,
4 группа - 13,5 %,
пятая группа 65,9 %.
Эти данные говорят о том,
что 20 % населения владеет 65,9 % всех доходов
домашних хозяйств, а 80 % всего населения
владеют только 34,1 % (100 %-65,9 %). Эти
данные свидетельствуют о
После этого построим кривую Лоренца по точкам:
Для первой группы (20 %) - 4,4 %=4,4, а должно быть 20 %.
для 2 группы (40 %) - 4,4 %+7,2 %=11,6 %, а должно быть 40 %.
3 группа (60 %) - 4,4 %+7,2 %+9 %=20,6 %, а должно быть 60 %.
4 группа (80 %)-4,4 %+7,2 %+9 %+13,5 %=34,1 %, а должно быть 80%
пятая группа (100 %) 4,4 %+7,2 %+9 %+13,5 %+65,9 %.
Область между линией, обозначающей абсолютное равенство - представлена биссектрисой, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов.
Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, разрыв исчез, а площадь была бы равна 0.
Если бы только 1 % населения владел бы 100 % всех доходов, то площадь была бы равна треугольнику ABC. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризует эту крайнюю степень неравенства.1Кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в разные периоды времени, в различных странах или между различными группами населения, регионах, предприятиях и фирмах.
Количественное отношение
площади сегмента между диагональю
квадрата и кривой Лоренца к половине
площади квадрата называют коэффициентом
концентрации или коэффициентом
Джинни (по имени предложившего
Коэффициент Джини
характеризует степень
3. Особенности
государственных мероприятий
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
24 июля 2007 года Президентом Российской Федерации подписан закон о трехлетнем бюджете. [17]
По мнению Президента РФ, «трехлетка» даст возможность ведомствам планировать свои расходы на среднесрочную перспективу, создаст необходимые условия для сдерживания роста цен.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10млрд. руб. Профицит вообще не планируется.
Доходы бюджета
Доходы государственного бюджета Ї это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти.
В доходы государственного бюджета зачисляются:
· собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;
· собственные неналоговые доходы (доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти; доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности; таможенные пошлины и сборы и др.);
· остаток средств на конец предыдущего года;
· доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений (перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования).
Налоги Ї главный источник формирования доходов государственного бюджета.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу №1 [Приложения].
Нефтегазовые доходы. В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87%, на первый плановый год 31,5%, на второй плановый год этот показатель сократится еще на 2,47%. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, падение курса доллара, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А. Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
В диаграмме 1.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет.
Диагр.1.1. Динамика по статьям доходов федерального бюджета на 2008-2010годы
Практикум
Разные макроэкономические субъекты имеют различные источники формирования доходов. Установите взаимосвязи между ними. Поясните, какие доходы являются преимущественно персональными, а какие - функциональными.
Источники доходов:
1. Доход за выполненную работу или за время работы.
2. Доход на ссудный капитал.
3. Доход от использования
от любых природно-
4. Доход за предпринимательскую деятельность, предприимчивость.
5. Доход, не связанный
непосредственно с трудовой
Формы доходов:
1. Трансфертные платежи.
2. Предпринимательский доход (или нормальная прибыль).
3. Заработная плата.
4. Рента.
5. Процент.
Ответы:
1. Заработная плата.
2. Процент.
3. Рента.
4. Предпринимательский доход (или нормальная прибыль).
5. Трансфертные платежи.
Литература:
1. Самарина, О.А. Страхова.
- М.: Издательский центр « Академия»
2. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. В.З. Балекоева. - Новосибирск, 2000.
3. www.gks.ru.
4. www.allbest.ru.